Петербуржцы периодически продолжают получать квитанции или счета от Ростелекома, даже если они не являются абонентами оператора или получателями его услуг по телетрансляции. Но если оплатить такой счет не глядя, становится вообще неважно, есть у вас телевизор или нет — вы уже автоматически его «смотрите». Рассказываем, что делать в такой ситуации и насколько это законно.
Счета
Читателю «Фонтанки» из дома на 56 к.3 на Камышовой улице пришли два счета от Ростелекома за кабельное телевидение. При этом вместо его имени было указано «квартиросъемщик к.к» (коммунальной квартиры). Оператор уведомил, что за август петербуржцу нужно заплатить 110 рублей, за сентябрь — 220 рублей. При этом, как рассказал «Фонтанке» мужчина, он не получал услуг от компании и не нуждается в них. Об этом он сообщил и техподдержке Ростелекома. В завязавшемся диалоге ему пояснили, что с 1 августа по его адресу подключена услуга «Кабельная трансляция ТВ-программ», она оказывается на основании публичного договора об оказании услуг связи для целей кабельного вещания. На возражение о том, что он ничего не заключал, жилец получил ответ, что договор «согласно нормам ст.426 и ст.434 Гражданского Кодекса РФ не предусматривает обязательной письменной формы и составления актов оказания услуг».
В техподдержке компании жителя города поставили перед фактом, что договор заключен на квартиру и по нему надо платить, но если абонент не хочет этого делать в будущем, соглашение можно расторгнуть. Для этого посоветовали отправить заявление в произвольной форме с указанием ФИО, паспортных данных, адреса услуги, номера лицевого счета из квитанции и контактного номера телефона по адресу главного офиса «Ростелекома» в Петербурге на Синопской набережной, приложив скан или фото паспорта.
Это один из вариантов, как отключить услугу. Также это можно сделать, направив аналогичное заявление управляющей компании, в данном случае — ТСЖ «Юнтоловское».
«Вопрос не ко мне, а к Ростелекому. Он предоставляет услугу «Кабельное телевидение» с августа месяца, — сообщила «Фонтанке» председатель ТСЖ Инна Чершинцева. — Они у нас и раньше его предоставляли, теперь предоставляют его полностью, [точечно] каждому жильцу. Если жилец не хочет получать эту услугу, он должен обратиться к председателю — ко мне в данной ситуации, написать заявление. К этому заявлению надо приложить страницы паспорта, где есть фотография и адрес регистрации. Я все это по почте с уведомлением о получении отправлю [в Ростелеком]. <...> Те, кого это волновало очень, уже обратились, у меня есть три заявления».
По словам главы ТСЖ, она сама бы хотела, чтобы договор был не общий, на дом, а лично с каждым абонентом, и готова разнести документы по всем 124 квартирам, поскольку тогда и вопросов было бы меньше, но пока ее предложение не вызвало отклика в компании.
При этом в «Ростелекоме» это, похоже, наоборот, считают неправильной практикой и считают, что гнев жильцов вызывает недобросовестная работа управляющих компаний.
«Есть случаи, когда компания переводит абонентов на систему выставления индивидуальных счетов из-за недобросовестного выполнения своих обязательств со стороны управляющих компаний. С этим, на наш взгляд, и связана часть обращений, поскольку для людей меняется привычный им порядок, возникают вопросы, которые специалисты стараются оперативно решить, — сказали «Фонтанке» в пресс-службе оператора. — При переводе клиентов на индивидуальные счета Ростелеком в обязательном порядке проводит информирование всеми доступными способами: на собственных площадках в социальных сетях, на досках объявлений в жилых домах, через личные контактные данные клиентов».
На данный момент договор с указанным абонентом расторгнут.
Квитанции ЖКУ с «антеннами»
Счета — это только одна из форм «писем счастья» от Ростелекома. В других домах включают услугу от оператора в квитанции по оплате ЖКУ под названием «Антенна» и «Телевещание». Это и есть тот привычный порядок, о котором говорят в компании.
«Включение платы за услугу «Телетрансляция» в общую квитанцию коммунальных расходов через управляющие компании — давно существующая практика как у коммунальных организаций, так и у операторов связи (не только ПАО «Ростелеком»). Делается это прежде всего для удобства жильцов, а также в целях экономии расходов предприятий», — сообщили «Фонтанке» в Ростелекоме. Договоры при этом заключаются с управляющими организациями тех домов, где есть оборудование, принадлежащее оператору. Но пользуется ли им конкретный жилец, выясняется уже в индивидуальном порядке.
Такие квитанции в апреле обнаружили у себя жильцы дома в Красногвардейском районе, в октябре прошлого года — на Васильевском острове, до этого — в Выборгском районе. На днях такую платежку получила читательница «Фонтанки» из Центрального района. Возмущение жильцов усиливает то, что оплатив квитанцию ЖКУ с «Антенной», абонент автоматически заключает договор с оператором и либо платит дальше, либо копит долг, пока не расторгнет контракт.
Насколько это законно
Отключить возникшую в квитанции услугу можно аналогичным образом — обратившись в «Ростелеком», — но насколько ее появление там вообще законно — вопрос. На него ответил Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти, который рассмотрел как минимум два дела, где компания неудачно оспаривала предписания Роспотребнадзора, составленные на основе обращений петербуржцев.
В случае с жалобой гражданки Букиной суд приходит к выводам, что компания допускает оказание услуг связи для целей телевещания физлицам без заключения письменного договора, доступ абонента к сети определяется наличием телевизионного кабеля, идущего от оборудования системы кабельного телевидения, принадлежащего оператору, в квартиру, а акцептом оферты и фактом присоединения к договору считается факт внесения абонентом первого ежемесячного платежа за оплату услуг по этому договору. Однако, ссылаясь на вереницу правовых норм от ГК РФ и ФЗ «О связи» до постановления Верховного суда от 19.05.2015, арбитраж отмечает, что такая практика неприменима для отношений между оператором связи и гражданином-потребителем. «Такой порядок противоречит правилам, установленным постановлениями Правительства Российской Федерации в сфере оказания услуг связи», — считает суд.
Активация договора путем внесения первого платежа, когда сумма оплаты за «Телевещание» включается в квитанцию по оплате ЖКУ, «противоречит нормам действующего законодательства». Как минимум потому, что у абонента хоть и есть опция оплатить квитанцию на сумму, отличную от указанной в счете, но нет возможности указать услугу, которую он при этом исключает из оплаты. Поскольку «ни одна из услуг не имеет преимуществ перед другими», когда платеж поступает на счет, он делится пропорционально между всеми услугами, и по ним образуется долг.
«С учётом изложенного, считать факт внесения абонентом первого ежемесячного платежа за оплату услуг по данному договору, при условии, что неоплата услуги связи в рамках общей квитанции за услуги ЖКХ, порождает для потребителя негативные последствия в виде начисления пеней (неустойки) — как добровольный акцепт оферты, оснований не имеется», — заключает суд. Эти же выводы повторяются в решении по делу, которое выросло из жалобы гражданина Егорова.
На вопрос «Фонтанки», почему такая практика продолжается, в Ростелекоме отметили, что «данное решение касается конкретной ситуации с конкретным абонентом, поэтому комментировать его применительно к другим случаям некорректно».
Опыт юриста
В августе прошлого года адвокат Иван Васильев приобрел с супругой квартиру в доме на улице Белы Куна. В квитанции за практически не прожитый ими по новому адресу август новоселы заметили «Телетрансляцию» за 240 рублей и обратились с претензией в Ростелеком. В соцсетях оператора Васильеву сообщили, что расторгли договор 8 октября, но жильцам все равно придется оплатить задолженность, с чем они не согласились. При этом потом каким-то образом договор снова возобновился, и за ноябрь на квартиру снова пришла квитанция с этой услугой.
Васильев направил Ростелекому еще одну претензию в конце октября, а также веерно разослал обращения в ОБЭП, прокуратуру и Роспотребнадзор. В декабре из компании пришел ответ — с сожалением о сложившейся ситуации жильцу сделали перерасчет. Заявления он отозвал.
По просьбе «Фонтанки» юрист оценил, насколько перспективно в таких случаях обращаться в надзорные и правоохранительные органы. «Смысла заморачиваться нет», по его словам, если:
Собственник платил несколько месяцев квитанцию, не замечая графу «Антенна». В этом случае он лишь сможет расторгнуть договор с Ростелекомом и перестать платить, но за предыдущие периоды деньги не вернут. Судебная практика говорит, что при оплате нужно указывать в графе: «оплата за все кроме антенны»;
Если антенна является собственностью жителей дома (общедомовым имуществом). В этом случае помогут только созыв собрания собственников дома и принятие соответствующего решения.
«В остальных случаях обращения президенту, в прокуратуру и Роспотребнадзор желательны. Но они должны быть массовыми, — говорит адвокат. — Однозначно самое эффективное — это обращение в суд и освещение проблемы в СМИ. Но это время и ресурсы. В моем случае помогло то, что мою проблему осветили СМИ и то, что ее пыталась решить также и управляющая компания».
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру».