Ключевая для центра города станция метро закрывается 25 октября. Автобусы готовятся разъезжаться на Кирочной, десятки тысяч петербуржцев — менять привычки.
Это надолго?
«Чернышевскую» закрывают на полтора года. Вообще-то сделать это предполагали еще 15 октября, однако в итоге чуть сместили начало работ. Куда заметнее двигалась вторая дата — срок их окончания. Сперва Смольный заявил про ноябрь 2023-го года, и даже явные проблемы с поиском подрядчика для рабочей документации не поколебали его уверенности: КРТИ твердо стоял на своем. В итоге на стадию принятия ушло несколько месяцев, теперь говорят прямо — май 2024-го.
Секрет этого неслабого колебания может скрываться в событиях, которые уложились в эти месяцы: город и «Метрострой Северной столицы» (МССС) продлили свой рамочный договор на 600 млрд рублей по строительству, реконструкции и проектированию метро. Изначально он был заключен до 1 октября 2023 года, и поэтому заявлять какие-либо работы за этим горизонтом было бы странно, пусть даже изначально было понятно, что реконструировать «Чернышевскую» за год не удастся. Летом контракт продлили до 2032-го, перспектива начала просматриваться дальше, так что и насчет сроков теперь можно говорить без обиняков. Непонятно только, как обычные горожане должны были разгадывать эти ребусы.
Это зачем?
Контракт на реконструкцию — это допсоглашение к тому самому рамочному контракту с МССС как с единственным поставщиком по части метро в Петербурге. Стоимость работ — порядка 2,1 млрд рублей. Основная задача — повысить пропускную способность, самое очевидное — вместо 3 эскалаторов там теперь будет 4 (это вообще уже стандарт для всех новых станций).
Собираются изменить и конфигурацию внутреннего пространства вестибюля. Все это, как предполагается, позволит принимать на 6,5 тысяч человек в день больше, сейчас максимальная часовая нагрузка на выход (в утренние пики) — 12,2 тысячи человек. После реконструкции эту планку можно будет сдвинуть до 13 тысяч, на вход — до 16 тысяч.
Что будут делать?
Рабочую документацию МССС будет получать частями: в октябре — на демонтажные и первоочередные работы. Собственно, этим и будут заниматься до конца года плюс соорудят противопожарные и воздухоплотные перегородки для отделения стройплощадки от действующего метрополитена. Кроме того, начнут разбирать эскалаторы.
В I квартале 2023-го начнется демонтаж в натяжной камере и восстановительные работы вентиляционного ствола вестибюля, на это уйдет 5 месяцев.
Со II квартала — замена электрооборудования в вестибюле, машинном зале и наклонном ходе, это все продлится год. Надо будет также интегрировать системы управления электротехническими устройствами, смонтировать системы транспортной и противопожарной безопасности, а также диспетчерские. Тогда же поставят автоматизированную систему контроля оплаты проезда.
С конца 2023 года начнут монтировать современные узкобалюстрадные эскалаторы производства МССС, закончат в марте 2024-го.
Архитектурными решениями займутся с мая 2023-го. Привычный облик сохранится, включая лицевой витраж, который, напомним, ранее не выдержал давления воздуха и покинул родные рамы. Кое-что восстановят, заменят двери, чтобы пассажиры с особыми потребностями могли беспрепятственно проходить в вестибюль. Реконструируют системы водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования, заменят теплосети.
А мы что будем делать?
Общий пассажиропоток на «Чернышевской» — 45,1 тысяч человек в день. Это больше, чем на «Площади Александра Невского» (32 тысячи), но меньше, чем на «Площади Восстания» — 73,5 тысячи. Ранее Смольный уже говорил, что потоки будут переводить именно на «Площадь Александра Невского», из-за чего хорошо бы растянуть остановочные павильоны по всему фасаду гостиницы «Москва», чтобы там автобусы не вставали в пробки, забирая пассажиров. Однако в расчетах комтранса это не главный реципиент. «При закрытии перераспределение пассажиропотока произойдёт в направлении станций «Площадь Восстания» (64 %), «Площадь Ленина» (18 %), «Достоевская»/«Владимирская» (16 %) «Площадь Александра Невского» (2 %)», — сообщили «Фонтанке» в комитете.
Однако, чтобы задействовать их, необходимо перезапускать наземный транспорт. Смольный рассчитывает на 8 автобусных маршрутов (№ № 21, 22, 46, 105, 136, 136 М, 290, 169 А) и два троллейбусных (№ № 15, 33). Их усилят аж на 37 единиц подвижного состава, всего по этим направлениям будут ходить 120 автобусов и не менее 20 троллейбусов. Предполагается, что интервал движения общественного транспорта здесь составит 1–2 минуты, а в сторону «Площади Восстания» что-нибудь будет уезжать от закрытой станции раз в 1,6 минут. Что касается «Площади Ленина», то работу второго вестибюля там продлевают: с 25 октября и до конца ремонта «Чернышевской» он будет работать на вход до 00:28, а на выход — до 00:45.
На маршруты не только выпустят новый состав, часть из них продлят — как № № 21, 136, 169 А. Появится один временный дополнительный маршрут 136 М — по сути, шаттл между «Площадью Восстания» и «Чернышевской». Вместо автобусов среднего класса на ряд направлений выедут большие. Кроме того, запустят выделенку для общественного транспорта на Лиговском проспекте — от улицы Жуковского до Невского проспекта. Поиграют со светофорами, чтобы автобусы до «Площади Восстания» катались по зеленой волне.
Все это будет своего рода проверкой для новой схемы транспортного обслуживания, которая заработала с лета после отраслевой реформы. Именно «Чернышевскую» чиновники последовательно использовали в качестве иллюстрации того беспорядка, в котором раньше пребывал общественный транспорт: обгоняющие друг друга в погоне за пассажиром маршрутки, стоящие в два ряда пробки. Собеседники «Фонтанки» из сотрудников городской администрации рассказывали также о том, как предприимчивые водители по утрам набирали в салон легковушки по 4 человека из числа тех, кому надо добраться до Смольного или «Невской ратуши».
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»