В ходе расследования катастрофы Су-30СМ в Иркутске из обломков удалось извлечь параметрический самописец. Специалисты начали расшифровку. А вот система обеспечения экипажа кислородом уничтожена полностью, поэтому понять, что случилось с пилотами в полёте, затруднительно. Об этом пишет 28 октября «Коммерсантъ».
Как сообщает РИА Новости со ссылкой на экстренные службы, чёрные ящики доставлены для расшифровки в ЦНИИ ВВС в подмосковных Люберцах, они в удовлетворительном состоянии.
Трагедия произошла 23 октября. Истребитель взлетел с аэродрома Иркутского завода, где и был выпущен (филиал ПАО «Корпорация «Иркут», входящего в госкорпорацию ОАК). Это был завершающий этап приёмо-сдаточных испытаний, затем — ввод в эксплуатацию. Источники газеты говорят, что испытания должны были проходить на 9 000 метров, но ещё при наборе высоты оба пилота перестали выходить на связь, причём одновременно. Су-30 находился в режиме автоматического управления, и автопилот отправил его в кружение над городом на высоте около 600 метров. Главный испытатель истребителей семейства «Сухой» Сергей Михайлюк поднял в воздух второй самолёт и увидел, что машина исправна, а оба лётчика развалились в креслах, опустив головы. Вероятно, они к тому моменту были без сознания или мертвы.
Полёт мог продолжаться долго, пока не закончилось бы топливо: после этого, по идее, двигатели глохнут, и судно уходит в штопор. Но кружение закончилось раньше, через 40 минут. При работающих двигателях истребитель резко опустил нос и рванул к земле. Автоматика так себя не ведёт, поэтому эксперты полагают, что один из пилотов мог съехать с кресла (если до этого он в сложной ситуации отстегнул ремень) и задеть рычаг управления.
Что случилось с людьми, неясно. СМИ уже озвучивали версию про азотное отравление. Азот мог остаться в кислородно-дыхательной аппаратуре после ее опрессовки азотом (проверки на прочность и герметичность под повышенным давлением). Примерно на 5 км в дыхательные маски лётчиков из баллонов начинает подаваться кислород, и вместо него туда мог попасть азот. Это лишь версия, СК не объявлял о подозрениях в адрес организаторов испытаний и представителей наземных служб. Все кислородные баллоны, шланги, редукторы при ударе о землю были полностью уничтожены: они располагались в передней части самолёта, которая ушла в землю на 6 метров вглубь.
23 октября в Иркутске, во 2-м Советском переулке самолет Су-30 рухнул на частный деревянный жилой дом, в котором жили шесть человек. Очевидцы поделились фотографиями и видео, на видео попал и момент падения. Начался пожар, охвативший 200 квадратных метров. Пилоты погибли, оба были профессионалами с большим стажем, один — заслуженным лётчиком-испытателем России. Жертв среди населения нет. Подробности читайте в онлайн-трансляции на «Фонтанке».
Это уже второе крушение военных самолетов в России за месяц. Ранее падение самолета на жилой дом в Ейске унесло жизни 15 человек.
Су-30 — двухместный истребитель поколения 4+. Этот самолет производится на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ). За время своего существования предприятие выпустило более 7 тысяч самолетов двадцати типов.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.