Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Это вы поспешили. Большой Смоленский мост притормаживают на старте

Это вы поспешили. Большой Смоленский мост притормаживают на старте

27 774

Из адресной программы по строительству транспортной инфраструктуры Петербурга с легкой руки губернатора вычеркнули 8 млрд рублей. Это не метро похудело, вопреки обыкновению, это долгожданный мост.

Поправка губернатора к проекту бюджета 2023-го появилась накануне. При составлении главного финансового документа в этом году Смольный пошел по модному теперь пути секретности — и одновременно наименьшего сопротивления. Адресная программа — список того, что и за сколько город намерен построить — теперь публикуется в обобщенном виде, без разбивки на объекты. То есть раньше можно было посмотреть: на такую-то улицу закладывали миллиард, осенью при корректировке бюджета оставили 50 млн — понятно, не освоили. Теперь не так. В проекте бюджета на 2023 год, принятом в первом чтении, мы видим общий объем программы — 204 млрд рублей, и видим, сколько выделяют всего на госпрограмму «Развитие транспортной системы» — 63 млрд рублей. Ну и знаем со слов комитета финансов, что на строительство метро заложены 30 млрд. Остальное сокрыто в общей сумме туманом планирования — видимо, «чтобы никто не догадался».

Поправка губернатора снимает с программы «Развитие транспортной системы» 8 млрд рублей. Собеседник «Фонтанки» в строительном блоке рассказал, что речь идет о Большом Смоленском мосте. По его словам, изначально на 2023 год записали порядка 15 млрд рублей. Теперь планы урезают на 60%.

История Большого Смоленского моста в створе одноименного проспекта и улицы Коллонтай — это история больших и долгих ожиданий. Еще в 2009 году он был в списке насущных проектов, реализацию просматривали до 2015-го, даже предпроект сделали. Потом все утихло, настало время инфраструктурной экономии, к вопросу возвращались в основном общественники. Однако год назад состоялся сеанс оживления этого проекта — как водится, с участием президента (вспомните КАД-2 или петербургскую консерваторию).

Когда решили концептуально, перешли в практическую плоскость. Проектированием шестиполосной переправы занимается компания Setl Group за свой счет. Как пояснили «Фонтанке» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, ориентировочный срок окончания проектирования — конец апреля 2023 года. Дальше, по идее, экспертиза — и надо начинать строить (Setl Group заявлял, что и на этом этапе планирует участвовать).

Без готового проекта сложно говорить о стоимости и сроках — он может оказаться и хрустальным, инженерной работы. Однако, по данным «Фонтанки», ориентировочно на период 2023–2032 гг. закладывали 50 млрд рублей — это предложения КРТИ к законопроекту о бюджете. Ранее горизонт окончания работ устанавливали на 2028 год, а затем на 2030-й.

Сам по себе бюджет смотрит только на три года вперед, так что и раскладку рекомендовали лишь на 2023–2025 гг.: 14,6 млрд, 12,2 млрд и 7,1 млрд, соответственно. Судя по поправке губернатора, финансовый старт проекта сочли чересчур резвым.

Вариантов, с чем это может быть связано, несколько. Первый: понимание, что такой объем все равно не освоят, так произошло со строительством метро в 2022-м.

Второй: предполагаемое сокращение доходов бюджета от налога на прибыль организаций. Дело в том, что институт консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) упраздняется, а ведь именно в таком статусе выступает переехавший в Петербург «Газпром». И губернатор, и петербургские депутаты в Госдуме (правда, не все) ждут из-за этого сокращения доходов — только в 2023 году на 77 млрд рублей, а дальше — больше. Напомним, в качестве источника финансирования для Большого Смоленского моста Cмольный называл налоги «Газпрома». В своем тревожном письме о перераспределении налогов от КГН депутаты так и писали: «Приведет к невозможности исполнения городом своих обязательств. В частности — к приостановке уже начатого строительства крупных транспортных развязок, путепроводов и социальных объектов».

Третий: любое перераспределение средств внутри бюджета означает, что кому-то нужнее. Внутри городской АИП сравнимую добавку от губернатора ко второму чтению законопроекта получил комитет по инвестициям — почти 12 млрд рублей на трамвайную линию Купчино — Шушары — Славянка. Если помнить, что деньги в бюджете не окрашены, можно обратить внимание также на 20-миллиардный рост резервного фонда.

Между тем сокращение финансирования на конкретный год не значит, что проект под угрозой. Под него активно подкладывают документы. Например, генплан — который, впрочем, докатится до правительства только весной 2023 года. В проекте документа указано, что мост — это часть трассы от пр. Стачек до пр. Энергетиков. «Примерами дуговых магистралей в центре города являются Садовая ул., Литейный, Владимирский и Загородный проспекты, набережные р. Фонтанки и Обводного канала, а на периферии дуговые магистрали, включающие в себя Благодатную ул., ул. Салова, пр. Энергетиков, пр. Маршала Блюхера, — говорится в обосновывающих материалах. — К сожалению, эта связь полноценно не работает из-за отсутствия моста в створе Б. Смоленского пр. — ул. Коллонтай, подходов к нему и продолжения пр. Энергетиков с планировавшимися на нем развязками».

Считается, что, когда такая магистраль появится, она «обеспечит дополнительную связь левого и правого берегов р. Невы, а также станет еще одной надежной широтной связью радиальных магистралей южной части города», дублируя ШМСД. Участок от Софийской до Энергетиков (то есть включающий переправу) назван первоочередным. А в целом Большой Смоленский мост включен в пять упакованных в генплан до 2048 года переходов через Неву: кроме него в списке мост или тоннель ШМСД, Арсенальный и Ново-Адмиралтейский мосты, а также недавно реанимированный Орловский (Среднеоохтинский) тоннель.

Градозащитная тематика, в которую неизбежно упирается любая стройка в относительной близости от центра Петербурга, решается сейчас тоже в интересах проекта. Для переправы — в том виде, как ее представляет Смольный, — необходимо снести несколько окрестных исторических зданий по проспекту Обуховской Обороны. На Совете по сохранению культурного наследия предлагали самое ценное поднять на колеса и перетащить метров на 20. В итоге Смольный предлагает поменять ключевой закон 820–7 о границах объединенных зон охраны, чтобы он допускал снос этих домов. «При рассмотрении вопроса строительства Большого Смоленского моста, в частности возможности демонтажа восьми зданий, дискуссию вызвало только одно здание, так как остальные перестроены в советский период и их исторический облик утрачен, — комментировал КГИОП. — На заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга 23.11.2021 принято решение согласиться с возможностью внесения в Закон № 820–7 положения, вводящего особый режим использования [этой] территории в границах проектирования». Еще до этого депутаты ЗакСа «порезали» территории зеленых насаждений в интересах нескольких строительных проектов — в частности Цимбалинского путепровода и Большого Смоленского моста.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
19
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях