Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня Пост не диета: перерождение Анастасии Ивлеевой в мужском «Монастыре»

Пост не диета: перерождение Анастасии Ивлеевой в мужском «Монастыре»

30 505

На «Кинопоиске» выходит сериал «Монастырь» Александра Молочникова, где в главной роли дебютирует как полноценная актриса Анастасия Ивлеева. Она играет, в сущности, саму себя — светскую блондинку, не обремененную строгими принципами. Безвыходные обстоятельства приводят героиню в монастырь: сначала в доброжелательный и гостеприимный мужской, а потом — в менее комфортный женский.

Первые две серии «Монастыря» создают впечатление, что главной темой сериала является не столько неизбежное нравственное перерождение легкомысленной красотки, сколько мастурбация на нее окружающих — на эту тему мужские персонажи говорят со всей откровенностью, какая только может возникнуть между воцерковленными отцом и сыном. Филипп Янковский играет батюшку (во всех смыслах слова), а Марк Эйдельштейн — его сына, пока окончательно не вставшего на путь послушания. Душевные метания и искания юноши идут как бы параллельно с трансформацией героини, которой предстоит преобразиться не только внешне (постепенно смываются блёстки и тушь с глаз, как бы намекая на будущее духовное прозрение, а голову покрывает голубенький скромный платочек), но и оправдать свое библейское имя Мария.


Чтобы перерождение безбожницы произвело максимальный эффект, значительную часть первой серии Молочников тратит на то, чтобы поглубже выкопать бездну падения героини. Символическую функцию бездны выполняет бассейн в Эмиратах, где героиня под занавес очередной вечеринки страстно целуется с другой такой же прожигательницей жизни (Мария Абашова). Род занятий героини вполне традиционный и патриархальный — она профессиональная содержанка, так что лесбийские мотивы не имеют отношения к прогрессивному феминизму, а просто отражают тот факт, что целевая аудитория «Монастыря» — прежде всего мужская (женская цисгендерная аудитория эти влажные девичьи ласки вряд ли оценит, но надо немного подождать, и к девушкам подплывут два мускулистых самца).

1 из 8

То, что Молочников умеет мариновать зрителя бессмысленными сценами красивой жизни московского «Олимпа», он блестяще продемонстрировал в своем полнометражном кинорежиссерском дебюте «Мифы», а в «Монастыре» уверенно закрепляет успех, жирно расписывая порок как он есть. Но и у таких порочных людей, среди которых вращается Мария (в начале практически форменная Магдалина), есть свои специфические понятия о путях нравственного и ментального оздоровления, ради которого иногда имеет смысл «выйти из зоны комфорта» и «затусить с бедуинами в пустыньке».

Судьба предоставляет девушке гораздо более увлекательную опцию в лице отца Варсонофия, у которого в монастыре Мария спасается от преследующих ее темных личностей. Герой Янковского — довольно радикальный пастырь, который блюдет не букву, а дух православия и подходит к его требованиям творчески. Например, на Страстной неделе советует привыкшей хорошо питаться прихожанке (Валентина Мазунина) парадоксальный способ борьбы с пищевым искушением — поступить от противного, то есть пойти к соседке и хорошенько наесться: «Пост не диета. Я даю тебе такое послушание. Пост не только для того, чтобы еду в рот не брать, а еще, чтобы людей не есть». У мужской части паствы проблемы еще серьезнее: персонаж Евгения Харитонова с трудом сдерживается, чтобы не убить или покалечить доставшую его жену: «Что делать вечером, когда она опять квакать начнет?» Но и тут батюшка знает верный рецепт: «Молчи, ничего не предпринимай, сразу такую силу почувствуешь, а она — слабость. Молчи, как буддийский монах». От приплетания к православию еще и буддизма возникает небольшая теологическая мешанина, но видимо, Молочников рассудил, что так будет понаваристей, и к тому же буддизм, более снисходительный к своим адептам, чем суровое христианство, дает бОльшую свободу морально-этического маневра.

Хорошие актеры вроде Мазуниной и Харитонова в эпизодических ролях — один из несомненных плюсов «Монастыря», где и центральные исполнители, в общем, вполне на своем месте. Немного жалко разве что Марка Эйдельштейна, играющего трепетного и мятущегося поповского сына. На самом деле он тоже неплохой актер с живыми реакциями (как можно убедиться по его предыдущим работам, например, в прошедшем незамеченным режиссерском дебюте Натальи Кончаловской «Первый снег»), однако в «Монастыре» режиссер не дает ему проявить свои способности, по крайней мере, в первых двух сериях: задроченный герой Эйдельштейна все время находится в гормональной прострации пубертатного периода, округляет глаза, приоткрывает рот и делает влажный взгляд, который хорошо ложится на такие трогательные реплики: «Я проснулся, а у меня все мокрое там».

С другой стороны, сложно изобразить какое-то интересное и содержательное лицо актеру, чьи диалоги вращаются преимущественно вокруг темы рукоблудия и посещения порносайтов — это принципиальный момент в воспитательных беседах отца и сына, где батюшке немного изменяет его обычная оригинальность. Тут его отеческие советы делаются скучными и предсказуемыми: «Ты молитву пошепчи — отпустит» или «Молись и работай — испарится все, из души, из тела». Кроме того, Варсонофий перечисляет старинные методы борьбы с плотскими соблазнами, прежде всего, физкультуру и спорт: «Проснулся, встал — зарядка, душ, а в интернете, кроме порнографии, много еще чего интересного».

На простодушный детский вопрос: «Пап, а зачем смотреть порно?» батюшка дает тоже банальный ответ, что порнография — это «глупости от лукавого» и «лучше любовью заниматься». В этом плане отец великодушно оставляет сыну возможность выбора: «Ты, если не станешь монахом, а будешь послушником или трудником, женишься, будешь любить свою жену, и не нужно тебе это не будет ничего». Хотя эти моральные дискуссии в «Монастыре» периодически сбавляют темп и вязнут в благонравной назидательности, все равно можно пофантазировать о неожиданных перспективах случайного, но судьбоносного знакомства Варсонофия и Марии. Например, новая гламурная подопечная могла бы в дальнейшем пристроить батюшку в рэперы — думается, он снискал бы успех и на этом поприще, поскольку среди его афоризмов и панчлайнов попадаются поистине золотые слова: «Даже в куче мусора можно найти жемчужину, но пока будешь искать, все равно испачкаешься».

Лидия Маслова, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях