Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Балтзавод на буксире Росатома. Строитель атомных ледоколов не справляется без эффективного менеджера

Балтзавод на буксире Росатома. Строитель атомных ледоколов не справляется без эффективного менеджера

25 017

Госкорпорация «Росатом» подумывает усилить свои позиции в партнерских отношениях с флагманом атомного ледоколостроения Балтийским заводом. По информации «Фонтанки», сейчас идет обсуждение различных вариантов кооперации. В одном из возможных сценариев ОСК передает Росатому контрольный пакет заводских акций, а модернизация будет настолько глубокой, что появится новая верфь.

Коренные изменения в структуре управления Балтзаводом, по словам источников «Фонтанки», могут произойти весной 2023 года. Необходимость реструктуризации объясняется тем, что многомиллиардные заказы на строительство ледоколов не помогают вытянуть предприятие из предбанкротного состояния, в котором оно перманентно находится как минимум последние десять лет. Переход завода в 2011 году под управление ОСК не изменил ситуацию в лучшую сторону — ключевым, если не сказать единственным заказчиком Балтзавода на сегодня является дочерняя структура Росатома Росатомфлот. Объем только последнего заказа превышает 100 миллиардов рублей. 2020 год, согласно СПАРКу, завод закончил с убытком в почти 8 миллиардов.

22 ноября президент Владимир Путин по видеосвязи дал отмашку спуску на воду атомного ледокола «Якутия» — третьего серийного (четвертого по счету) из проекта 22220. Он был заложен в 2020 году, как раз тогда, когда его старший брат «Урал» (второй серийный) уже должен был быть сдан заказчику — Росатомфлоту. Но в день спуска «Якутии» на вернувшемся с ходовых испытаний «Урале» только подняли государственный флаг. Согласно новым срокам, «Урал» должен быть сдан в эксплуатацию в этом декабре, «Якутия» — в конце 2024 года, а следующая в серии «Чукотка» ожидается в строю в 2026 году.

«Подчеркну: указанные сроки, набранный темп работы должны быть неукоснительно выдержаны. Уверен, что так оно и будет», — сказал Путин, отметив, что «суда такого высокого ледового класса имеют стратегическое значение».

«Они нужны для изучения и освоения Арктики, для обеспечения безопасного, устойчивого судоходства в данном регионе, для увеличения перевозок по Северному морскому пути», — повторил президент свою идею о создании альтернативы Суэцкому каналу.

Севморпуть (СМП), или Северный морской коридор — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Россия рассматривает и предлагает его в качестве международного транспортного коридора. С 2012 года объем перевозок по СМП был увеличен почти в десять раз, но он все равно несопоставимо ниже «конкурента» — 33 млн т/год против более 1 млрд т/год. Преимуществами перед Суэцким каналом в том числе называются (помимо экономии времени) снижение расходов и отсутствие пиратов (читай, безопасность). Главный недостаток Севморпути — сезонность его использования. И вот как раз для этого нужен ледокольный флот. Россия — единственная в мире страна, которая таковым обладает. На ноябрь 2022 года в строю семь атомных ледоколов. И этого явно недостаточно.

По информации собеседников «Фонтанки», к весне следующего года должна появиться ясность о новой структуре акционеров Балтийского завода, который из 12 советских и российских атомных ледоколов построил 8. Кооперация Росатома и «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) в перспективе должна привести к глубокой модернизации предприятия. Идут разговоры о строительстве принципиально новой верфи, для нее рассматриваются несколько площадок, в том числе как в Санкт-Петербурге (не только Кронштадт), так и на Дальнем Востоке, куда от Балтзавода уже уплыл в свое время крупный заказ на строительство ледоколов проекта «Лидер». При этом речь не идет о переезде заводских мощностей с Васильевского острова, утверждают источники нашей редакции. Несмотря то что ранее планы такие были, в перспективе близлежащих десяти лет их нет.

«Фонтанка.ру»

Справка:

«Балтийский завод» с выручкой 19 млрд рублей в 2020 году (более свежих данных в СПАРК нет) не вылезает из убытков с 2018 года. Кредиторы трижды подавали к нему банкротные иски. Самое долгое разбирательство тянулось с 2011 по 2016 год. В процессе кредиторы добились конкурсного производства и внешнего управления. В отношении бывшего гендиректора предприятия Андрея Фомичева было возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве. Когда всё улеглось, он был оправдан.

Банкротство завода закончилось в 2016 году мировым соглашением с кредиторами. Задолженность предприятия перед 67 кредиторами третьей очереди составляла 6,7 млрд рублей. Обжаловать мировое соглашение пытался ФГУП «Росморпорт», но Верховный суд отказал ему в рассмотрении кассации.

Два других банкротных иска также подавались в 2016 году. Первый был возвращен, второй — признан необоснованным.

Следующие два года предприятие получало по семь исков в год на сравнительно небольшие суммы. В 2019 году их количество возросло до 24 с требованиями на миллионы и десятки миллионов рублей, а в 2020-м — достигло 32, среди которых встречались требования завода «Киров-Энергомаш» на 1 млрд рублей (было отклонено) и ФГУП «Атомфлот» — на 733 млн (также отклонено).

В 2021 году «Балтийский завод» выступал ответчиком по 104 искам на общую сумму почти 3,2 млрд рублей. Среди них было заявление входящих в ОСК «Адмиралтейских верфей» на 1,5 млрд, рассмотрение которого закончилось мировым соглашением. В 2022 году к предприятию было подано 124 иска на общую сумму 1,3 млрд рублей. 53 из них сейчас рассматриваются.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
23
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях