Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня Среда заела. Чем интересен новый сериал «Уэнсдей» Тима Бертона про дочурку из семейки Аддамс на «Нетфликс»?

Среда заела. Чем интересен новый сериал «Уэнсдей» Тима Бертона про дочурку из семейки Аддамс на «Нетфликс»?

28 247

На «Нетфликсе» 23 ноября стартовал сериал «Уэнсдей», что, кстати, и значит — «среда». Надо, наверное, напомнить, что так зовут отпрыска небезызвестного семейства Аддамс: мрачную, как ночь, отроковицу с тяжелым взглядом, тягой к смерти и любовью к Эдгару Аллану По. Тридцать лет назад в двух фильмах Барри Зонненфельда про Аддамсов её сыграла совсем маленькая тогда ещё Кристина Риччи (и обрела бессмертную славу кумира тогдашних подростков).

Время шло, девочка росла — и новый сериал показывает нам Уэнсдей, дозревшую до подросткового бунта по-аддамсовски. В самом начале (это есть даже в трейлерах, так что мы тут не заспойлерим) она швыряет в школьный бассейн пакет с пираньями — мстит обидчикам своего брата Пагсли («потому что только мне можно издеваться над ним»). Кровь, скандал, девочка отчислена из школы. Родители Аддамсы, поломав голову, отправляют дочь в закрытый интернат Невермор, где учатся не менее странные подростки: вампиры, например, и оборотни. Уэнсдей, с одной стороны, мечтает оттуда сбежать, а с другой — не может не увлечься множеством тайн, населяющих Невермор…

Нынешний сериал славен еще тем, что продюсером и режиссером первых четырех серий (из восьми) выступил сам Тим Бертон, король комических ужасов. И даже странно думать, что те два давних фильма про Аддамсов снял не он. Здесь Бертон, про которого со времен не очень удачного «Дамбо» мы ничего не слышали, развернулся в полной мере: мрачный, неоготический Невермор, окруженный темным лесом, невеселая архитектура Новой Англии, помнящая тех же По и Лавкрафта. Будут и трупы, и кровь, и кружащие над лесом вороны, и много чего ещё мрачного. Приветливую, но слегка зловещую ректоршу Невермора играет сама Гвендолин Кристи (Бриенна Тарт в «Игре престолов» и капитан Фазма в «Звездных войнах») с шикарной прической и в кремовом пальто. В роли мамы, Мортиши Аддамс, вышла Кэтрин Зета-Джонс — но, правда, у неё роль совсем эпизодическая. Всё-таки здесь всё внимание, все прожектора направлены на Уэнсдей.

Тут её играет молодая актриса Дженна Ортега — и ей ещё достанутся лавры Кристины Риччи. В основном её задача — презрительно молчать, сверля собеседника яростным взглядом черных глаз, или безэмоционально, односложно отвечать. Но в этом показном равнодушии сжато столько энергии, что хватит на освещение всего Невермора. Уэнсдей как бы воплощает в себе концентрат всей мировой подростковой скорби, раздражения и амбиций — и поэтому не может не стать героиней нового поколения. А уж как она эмоционально играет на виолончели!.. Вместо классической забавной темы Аддамсов тут звучат Nothing Else Matters и Paint it Black — в знак того, что тут всё посерьёзней.

1 из 6

Жанр школьного романа взросления, да ещё в магическом антураже, явно навевает мысли о Хогвартсе. Создатели фильма уж конечно не могли это не иметь в виду — и тут тоже четыре факультета, даже есть персонаж, подозрительно похожий на Гарри, правда, скорее, как пародия. Но школьный энтузиазм и коллективизм для Уэнсдей тошнотворны. Она сама по себе — при этом нельзя сказать, что это бунт без идеологии: Уэнсдей то и дело упоминает про консюмеризм, патриархат, колониализм и экологические проблемы — привет Грете Тунберг, которая — к бабке не ходи — была в числе референсов при создании персонажа.

Но и с семьей Уэнсдей не чувствует общности. В старых фильмах Зонненфельда конфликт проходил по линии «Аддамсы — обыватели». То есть люди, которые живут, как им нравится, — и все остальные, кто считает их фриками. В сериале это усиливается: и Аддамсов играют латиноамериканские актеры, то есть включается вполне нешуточный для Штатов национальный вопрос. И в местном городке живут не просто филистеры, а потомки пуритан, истреблявших колдунов вроде Аддамсов. Как гласит один из современных феминистских лозунгов: «Мы внучки ведьм, которых вы не сожгли».

В «Аддамсах» тридцатилетней давности провозглашалось, что семья и общие ценности, какими странными бы они ни казались, — это главное и самое дорогое. В 2022 году «странные», квиры, маргиналы, меньшинства кажутся уже не такими едиными — ведь даже странные ученики Невермора считают Уэнсдей еще более чудной и неприятной. А она и в них, и в собственных родственниках видит тех же мещан, только выбравших другую эстетику. И вот тут, пожалуй, самое интересное: где провести грань между критическим взглядом на действительность и личными травмами? Когда Уэнсдей разговаривает с психологом, и та её раздражение на мать объясняет тягой к сепарации, естественной для подростка, — это конформист пытается затянуть героиню в своё болото или опытный взрослый специалист видит чуть больше неопытного подростка? Пытаться в этом разобраться не менее любопытно, чем следить за самой Уэнсдей.

Жаль, что со всем остальным дела обстоят не так хорошо. Сюжет о волшебной школе, полной мрачных тайн, всё-таки несколько избит, чтобы не сказать — клиширован. И даже на том же «Нетфликсе» были вполне успешные «Леденящие душу приключения Сабрины». Да и сюжетные повороты здесь не то чтобы поражают воображение: ну, секретные проходы, мрачное прошлое, школьные тайные общества, конкуренция со школьной королевой…

Вдобавок сбивает с толку, что не совсем понятны законы мира. Здесь в лесу происходят убийства — и все вполне всерьез ими озабочены. Зато когда сами школьники начинают сражаться на шпагах или даже топорах — это школьных работников волнует не слишком. Ходит слух про монстра в лесу, и это героев пугает, — но при этом среди учеников вполне открыто расхаживают медузы-горгоны, русалки и оборотни. Мир этот далеко не так хорошо продуман, как вселенная Джоан Роулинг: все-таки «Аддамсы» начинались с простых газетных комиксов, которым не нужна была какая-то накрученная предыстория. Но очень может быть, что харизма Дженны Ортеги и хитроумие Тима Бертона и выведут сериал с мрачной лесной тропинки в какую-нибудь увлекательно-ужасную пропасть и зрителя утянут туда за собой.

Федор Дубшан, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях