Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

3 м/c,

ю-з.

738мм 82%
Подробнее
1 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня Каким оказалось продолжение сериала «Королевство» Ларса фон Триера, которое ждали 20 лет

Каким оказалось продолжение сериала «Королевство» Ларса фон Триера, которое ждали 20 лет

8 317

В декабре новый, третий, сезон «Королевства» Ларса фон Триера выйдет на стримингах Okko и «Кинопоиск». Ну а пока обозреватель «Фонтанки» посмотрел его вместе с премьерой на зарубежных сервисах и делится впечатлениями.

Если верить Ларсу фон Триеру, в центре Копенгагена раньше находились болота и пруды, в которых прачки отмачивали белье посреди бесконечных паров и туманов. Прошли века, на этом месте построили Королевский госпиталь Копенгагена — самую большую и самую оснащённую больницу в Дании, которую персонал попросту называет «Королевство». Но зловещие испарения и гниль остались, и иногда посреди них открываются ворота, через которые в Королевство приходят призраки и демоны…

Тридцать лет назад молодой режиссер Ларс фон Триер, ещё не получивший всемирную известность (она придёт к нему с «Танцующей в темноте»), снял для датского телевидения мини-сериал «Королевство» — который, конечно, был вдохновлён свежим на тот момент «Твин Пиксом» Дэвида Линча. И там, и тут в небольшом замкнутом пространстве — в городке или в больнице, неважно, — пациенты и врачи пытаются разобраться со своими отношениями и с жизнью, и всё это на фоне странных мистических, сюрреалистических, сновидческих происшествий. Шведский нейрохирург Хельмер, самовлюбленный эгоист, сходит с ума от «датского идиотизма»; пациентка-симулянтка фру Друссе, увлекающаяся спиритизмом, ищет в больнице призрак девочки; студент-практикант пытается расположить к себе возлюбленную с помощью отрезанной в морге головы, а фанатичный онколог пересаживает себе чужую печень с саркомой. Не забыть про масонов, сатанистов и Удо Кира в роли чудовищного младенца-мутанта.

Конечно, это было никаким не подражанием, а уникальным, чисто триеровским, едким, парадоксальным высказыванием, снятым на небрежную, трясущуюся камеру в тоскливой сепии. Потом часть этих эстетических наработок войдёт в знаменитый манифест «Догма-95», призывающий к максимальной естественности съемок.

Потом на волне успеха Триер снял второй сезон, а после притормозил — потому что умерло несколько актеров, исполнявших главные роли, да и новая слава позволяла ему заниматься множеством других проектов. Теперь вот, видно, какое-то Колесо Фортуны в запредельных пространствах сделало полный оборот: и Линч снял недавно третий сезон «Твин Пикса», и Триер завершил трилогию, довольно неожиданно для всех. При этом режиссер заявил, что не пересматривал старые сезоны своего сериала и вообще никакой особой связи с ними устанавливать не хотел. Хотя тут, как обычно в случае с Триером, позвольте усомниться.

С первых же кадров он дразнит зрителя, сперва предлагая привычную «гладкую» манеру съемки с плавно двигающейся камерой, сочными цветами. Но лишь только мы попадаем в Королевство, на глаза падает знакомая коричневая пелена. И герои здесь — те же, да не те же. Вместо прежней энергичной старушки фру Друссе — другая пожилая дама, Карен (её играет Бодиль Йёргенсен — в триеровских «Идиотах» она тоже была Карен), страдающая лунатизмом и тоже увлекающаяся магией. Вместо эгоиста Хельмера в госпиталь триумфально прибывает его сын (Микаэль Персбрандт) — чтобы понять, что же случилось с отцом, и наказать наглых датчан. Конечно, и его на датской почве ждут сплошные унижения и безумие. И так далее — другой невротичный главврач, другой недотепа-медбрат… Вместо Стеллана Скарсгарда, исполнившего во втором сезоне маленькую роль юриста, — его сын Александр Скарсгард, в таком же примерно комическом эпизоде. Удо Кир тоже вернулся — теперь это не дьявольское дитя, а нечто из «Руслана и Людмилы». Есть и приятное добавление: любимый Триером Уиллем Дефо в роли, конечно, демона.

Непонятно даже, происходит дело в той же реальности, что старое «Королевство», или нет: вначале Карен досматривает прежние сезоны на DVD, а в больнице обсуждают, что этот идиот фон Триер наснимал-де про нас всякую чушь. Впрочем, пытаться разобраться в этом — все равно что спрашивать, где кончается один сон и начинается другой. Для самого режиссера эта непрерывность повествования не то что неважна, а враждебна: он всегда с удовольствием разрушал «четвертую стену» прямо-таки кувалдой, и в первых двух сезонах, например, во время титров давал ироничный комментарий к просмотренному. Здесь мы видим только ботинки: Триер спрятался за штору, как Полоний в Эльсиноре, потому что (по его словам) годы взяли своё и тщеславие не позволяет ему показаться на люди.

1 из 3

Но для обитателей Королевства высокий, каменный, сам похожий на Эльсинор, госпиталь становится местом трагедий, помешательства и демонических вторжений, где дисциплинарное, зарегулированное пространство госпиталя переходит в лиминальные регионы окраин ада. В отличие от глубинно оптимистичного Линча, у которого даже в темнейших безднах Твин Пикса можно было найти американскую бодрость и моральный ориентир, — у обитателя Старого Света Триера не просто прогнило что-то в Датском королевстве. Всегда было гнилым. Больным, можно сказать, было само сердце Королевства (эта метафора, кстати, в новом сезоне воплотится очень конкретно и физиологично). Да и не только Дания. Как сказал принц Датский, весь мир — тюрьма. Вернее, госпиталь. Кто первый халат надел, тот и врач (исцелися сам!).

Бога в этой картине мира не то чтобы нет — просто он, как у древних гностиков, то ли бессилен, то ли злонамерен. Ближе всего к нему пара наблюдателей, мойщиков посуды. В старом «Королевстве» это были мальчик и девочка с синдромом Дауна, в новом — робот и актер Джеспер Серенсен, страдающий синдромом ускоренного старения. Они обсуждают происходящее и рады бы помочь… хотя, возможно, и нет, не рады бы.

В этом как раз нет ничего нового: такую картину мира фон Триер транслировал всю свою карьеру, и лучше всего этому мировоззрению соответствует его стиль, смешивающий нежность и мизантропию, мелодраму и хоррор, грубую комедию и полную тоски элегию. Нельзя дать единое название этому горькому и ироничному жанру, не стоит и пытаться. Разве что так и назвать его — фон Триер.

Остроту просмотру «Королевства» еще придают последние новости — буквально недавно, в августе, у режиссера диагностировали болезнь Паркинсона. И в этой новости тоже есть какой-то унисон с темой болезни, выздоровления и смерти.

Федор Дубшан, специально для «Фонтанки.ру»

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях