Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Гений места. Мусорный регоператор показал, что собирается строить у Новоселок

Гений места. Мусорный регоператор показал, что собирается строить у Новоселок

13 311

160 грузовиков в день, бутылки — сюда, стекло — туда. Материалы по строительству мусороперерабатывающего завода в Новоселках опубликованы для общественного обсуждения.


Документы вывешены на сайте комитета по природопользованию и доступны для скачивания до конца года. Сам факт строительства давно уже не секрет, известен технологический процесс, мощность и место расположения завода. Теперь жителям показывают товар лицом.

«Новоселки» — последний мусорный полигон в черте города — отправили на рекультивацию в 2017 году, хотя и после этого он попадал в скандальную хронику в связи с попытками пристроить туда балласт и с завышенными ценами на песок. Между тем два участка в Левашово по соседству попали в территориальную программу по обращению с отходами как место под мусоропереработку. Это неудивительно — на них и раньше точили зуб отраслевые инвесторы, однако греческий проект до реализации не доехал. После того как в Петербурге заработал региональный оператор по обращению с отходами — НЭО, завод с неизбежным названием «Новоселки» появился в его программе. Всего предприятий будет пять: два в Петербурге — в Левашово и на Волхонском шоссе, где уже идут работы; три — в Ленобласти, где пока больше протестов со стороны местных жителей, чем реального проектирования. «Фонтанка» рассказывала и показывала, как примерно они будут выглядеть: в качестве образца выбран КПО «Восток» в Подмосковье, петербургские заводы будут разве что вдвое менее мощными — 600 тысяч тонн вместо 1,2 млн. Кроме того, на двух предприятиях в черте Петербурга — в отличие от областных — не предусмотрено полигонов для неперерабатываемых хвостов.

Общественные обсуждения касаются проекта и его воздействия на окружающую среду, оценку будут проводить до 2023 года. Судя по документации, НЭО исходит из того, что мусор будут возить в Левашово грузовиками, в дневное время. В сутки прогнозируют не более 1,644 тыс. тонн — это порядка 164 машин. Само предприятие работает круглосуточно, двумя сменами и четырьмя бригадами — 672 человека из технологического персонала и 68 — дополнительно подменного. Всего предполагается 815 человек, из которых в техпроцессе участвуют 740.

Саму технологию «Фонтанка» уже описывала на примере КПО «Восток». Если вкратце — никакого сжигания, только сортировка и переработка с помощью барабанных грохотов, а также сепараторов. На практике это выглядит так: приезжает мусоровоз, проходит взвешивание, документальный, визуальный и радиационный контроль. Если нормы излучения не превышены — его пропускают и отправляют на участок разгрузки, расположенный в корпусе сортировки: там из всего мусора отбирают крупногабаритный — мебель, большие фрагменты бетонного лома и металлолома, бытовой техники; для всего этого ставят отдельный контейнер, а оттуда — в шредер.

После этого основной объем отходов сгружают в бункер пакеторазрывателя — понятно, что там происходит. Мусор оттуда подается на транспортер — считай, конвейер, где идут различные очереди сортировки. Сначала первичная ручная — выбираются крупные фрагменты пленки и картона, «стекло-микс». Неотсортированные отходы идут на участок грохочения, где их делят на несколько частей в зависимости от размера: мелкая фракция (диаметр до 70 мм) — это так называемый отсев, он сразу отводится «за пределы производственного комплекса на площадку накопления материалов, расположенную в цехе компостирования». Крупная (более 300 мм) — направляется на ручную сортировку, а затем на участок отбора материалов для производства RDF-топлива. Средняя (от 70 до 300 мм) — в автоматическую сортировку: там стоят магнитные сепараторы черных металлов, оптические сепараторы для отделения пластика, который сбрасывают с конвейера струей сжатого воздуха, а также вихретоковый сепаратор, где осуществляется автоматический отбор цветного металла (преимущественно алюминиевой тары).

Все, что прошло через эти фильтры, поступает на последний контрольный участок ручной сортировки. А полезные фракции, которые вынули по ходу, обретают каждая свою судьбу. Пластик — в баллистический сепаратор, где разделяется на плоскую (пленка) и 3D (бутылка) фракции. Бутылки идут еще на одну очередь оптических сепараторов, где их делят по видам, а потом — в руки внимательным людям, которые их делят по цвету.

Мелочь (меньше 70 мм) — лежит на участке компостирования, там происходит «переработка биогенной части отсева». Это естественный биологический процесс аэробного разложения — то есть окисления органического вещества под действием различных групп микроорганизмов. Происходит он в закрытых установках-туннелях из монолитного железобетона; их длина — 55 метров, ширина — 8 метров, высота — 5 метров, одновременно задействованы 23 из них. В процессе образуется вода и углекислый газ, а загрязненный воздух удаляют через биофильтр — своеобразные корыта, наполненные щепой, на которой — микроорганизмы, усваивающие аммиак и прочие загрязняющие вещества. Считается, что с запахом фильтры разберутся тоже. Конечный продукт процесса — компост, куда добавляют инертный материал и получают технический грунт для сельского хозяйства, садоводства, озеленения, в качестве изолирующего слоя на тех же полигонах при рекультивации.

Вся «вторичка», извлеченная из общей массы, прессуется и отправляется на склад. «Прогнозируемая доля отбираемых ВМР (вторичных материальных ресурсов. — Прим. ред.) составляет не менее 15% от общей массы входящего потока, — говорится в документации. — При условии, что на сортировку поступают только смешанные отходы, без учета возможного эффекта от развития в регионе системы раздельного накопления отходов. Порядка 40–45% от общего количества отходов, поступающих на сортировку, приходится на компост, который на выходе утилизируется в технический грунт. Калорийная фракция (неликвидный пластик, картон, тряпье и пр.), оставшаяся после сортировки, направляется на участок производства твердого альтернативного топлива (RDF/SRF). Уровень [его] производства составляет не менее 20% от массы входящего потока [отходов]». Это самое альтернативное топливо идет на продажу сторонним потребителям, никакой термической обработки или сжигания в Левашово не планируется.

То, что никому не нужно и не перерабатывается, — те самые «хвосты» — должно ехать на один из областных заводов НЭО, которые могут быть оборудованы полигоном, в отличие от городских (осталось построить). На эти хвосты закладывают не более четверти от всего мусора. Но это в том случае, если найдут покупателя на RDF-топливо. Если нет — добавляй еще 20% на полигоны. В абсолютных цифрах выходит так: 600 тысяч тонн в год приезжают, из них 94,26 тысячи отбирают на вторичку, 120,42 тысячи приходится на RDF-топливо, 230,25 тысячи — годовой объем утилизации (компостирования). 150 тысяч остается на «хвосты».

Строить будут в три очереди — по 200 тысяч тонн; архитектура, судя по документации, не выдающаяся, производство же. 47news рассказывали, что одной из проблем при строительстве является близость к строящемуся аэропорту в Левашово в два километра (его нетривиальную архитектуру «Фонтанка» как раз показывала): птицы над мусором — опасность для самолетов. К документации приложено письмо из территориального управления Росавиации о том, что земельные участки находятся в границах приаэродромной зоны ограничения по высоте строительства. Но согласование самого управления не требуется.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях