Год вышел таким, что, пожалуй, лучше бы вам нечего было читать. Но что имеем. Итак, вспоминаем материалы «Фонтанки», за героев которых мы с вами переживали больше всего.
2022 год в Петербурге начался с реформы и, практически традиционно, с ее проблем. С мусорными кучами единый региональный оператор через время справился, а к концу года был запущен первый из обещанных мусороперерабатывающих заводов. Каникулы продолжались, повсеместно были нужны QR-коды, грянула революция в Казахстане, разговоры, что «что-то» может грянуть на Украине, звучали все чаще. Но январский Петербург больше всего поразила новость о том, что несколько пациентов консультативно-диагностического центра на Сикейроса умерли после, в общем-то, простой процедуры — обследования желудка с использованием в качестве контрастного вещества сульфата бария. Главврач и еще несколько сотрудников были арестованы, уголовное дело к концу года еще не дошло до суда, но вот-вот. Что именно могло привести к гибели семи человек, «Фонтанка» разбиралась в материале
Барий, да не тот
Пока еще не ввели в школах «Разговоры о важном», пока еще не был переписан учебник по истории, в новой версии которого не оказалось даже слова «Украина», сигналы к подобному будущему поступили из гимназии № 168 Центрального района Петербурга. Публично история началась с февральского поста в ныне уже запрещенной соцсети учительницы Серафимы Сапрыкиной. По ее версии, педагога попросили «по собственному» из-за урока о Хармсе и Введенском, которых 80-летний руководитель гимназии якобы назвала «врагами народа» и «пособниками фашистов». Официальная позиция школы была более мирной, речь якобы шла лишь об отступлении от учебного плана, да и уволилась учительница сама. В развитие скандала вылезла загадочная судимость на период, когда у учителя была другая фамилия. Пока она отрицала подобный факт в своей биографии, в просмольнинских телеграм-каналах появился двухминутный видеоролик — героиня в роли матери десятиклассницы утверждала, что Сапрыкина осмелилась вести с детьми беседы на ЛГБТ-тематику. Страшно подумать, что бы с педагогом за это сделали сейчас.
Система знает, что вы сделали в прошлой жизни
Как «петербургская учительница», уволившаяся из-за Хармса, оказалась «волгоградской уголовницей Симой»
Позже, в апреле, будет еще одно увольнение. Руководитель отдела культурных программ Российской национальной библиотеки Ольга Кагановская написала заявление после того, как в День работников культуры в одном из холлов библиотеки появился плакат с изображением ученого-филолога Юрия Лотмана. Руководитель департамента безопасности РНБ перепутал его с Марком Твеном, который «попахивает политическим экстремизмом» из-за американского происхождения. Впрочем, Лотман тоже оказался неугоден, но из-за сына, который «поносит нынешнюю власть». Такие времена, о них тут:
«День начался с происшествия»
Позже появятся списки запрещенных, без Твена и Лотмана, но полные имен современников, знакомых многим, если не всем в России — последуют дела о дискредитации, включение в списки иноагентов, проверки на экстремизм и прочее.
Не только «ДДТ» и Манижа
Постепенно в публичном пространстве будет расти фигура Евгения Пригожина, вплоть до того, что в Петербурге фасад бизнес-центра на Дальневосточном засияет буквами «ЧВК Вагнер центр». Сам Пригожин, выигравший не один суд на тезисе о непричастности к наемникам, будет заканчивать год фразой «я придумал, я создал и я управляю ЧВК «Вагнер». Пока еще всего этого не произошло, «Фонтанка» поработала на «Кибер фронт Z», который некоторые называют продолжением «фабрики троллей».
«Вы ведь не верите, что это настоящие отзывы?»
Слухи о том, что бойцов в ЧВК набирают из числа обитателей колоний, поползли летом и постепенно набирали обороты. Одну из могил на кладбище в Петродворце Пригожин посетил лично, фото были обнародованы его пресс-службой. «Фонтанка» выяснила, за что сидел Александр Романовский. Осужденные набираются в СИЗО и колониях до сих пор. Законов, которые позволяли бы это делать, как и создавать частные вооруженные формирования, в России пока не принято. Но и ЧВК «Вагнер», и набор в нее отбывающих сроки за тяжкие преступления — это теперь часть нашей жизни.
«Операция «Освобождение»
Пока одни сидельцы вроде как получали статус помилованных и отправлялись на фронт, другие заезжали в застенки — дела о дискредитации российской армии множатся, первые приговоры суровы. О суровости решения суда и другой материал «Фонтанки». Петербургская пенсионерка Марина Комар получила восемь лет колонии за финансовую помощь пятерым внукам и дочери, которые сидят за заборами и решетками в сирийском лагере для перемещенных лиц Аль-Холь. О быте этого лагеря и о том, с каким трудом в Россию пытаются вернуться хотя бы дети, в этом тексте.
Плач сирийской пустыни
Петербург в этом году стал побратимом Мариуполя, параллельно приняв много беженцев с Украины. Несмотря на братский статус, послабления при получении гражданства и прочие «подъемные», многие использовали вторую российскую столицу как перевалочную точку, чтобы выбраться в Европу.
«Если не слишком устали — лучше не терять день»
С началом боевых действий ковидная проблема отошла на дальний план, да и вирус, многократно мутировав, перестал так активно убивать людей. Забрезжило открытие границ, которое долго не продержалось — Европа не хочет видеть в своих городах беспечных русских туристов. Так родился репортаж о последнем поезде «Аллегро» из Петербурга в Хельсинки и серия материалов о том, с какими потерями россияне преодолевают границы.
Осторожно, закрываются
Пока одни соотечественники прорывались к европейской жизни, другие тоже пересекали границы, но с навсегда измененной судьбой. Военнослужащий по контракту Дмитрий Парамошкин попал в плен, потому что его забыли в окопе. Вернувшись домой, в Петербург, он рассказал о том, что понял за эти самые долгие в своей жизни полтора месяца несвободы. В армию он так и не вернулся, новый контракт заключать не стал.
«Нас не готовили к этому»
Военные госпитали Петербурга заполнились ранеными военнослужащими и добровольцами, однако выяснилось, что помогать им громогласно или хотя бы вполголоса — не приветствуется.
Тихая помощь
Мобилизация тоже сказалась на передвижении человеческих потоков. Одни всем миром собирали на амуницию солдату и отправляли родных на фронт, другие по несколько суток стояли на грузинских, казахстанских и других границах в надежде сбежать. Проблемы были везде, добровольцев приравнивали к мобилизованным и лишали положенных выплат, повестки получали женщины и даже пропавший без вести матрос погибшего крейсера «Москва». С подготовкой мобилизованных в частях тоже было непросто. Оказалось, что порой их учили меньше, чем до семьи шла похоронка. Были и те, кто с фронта сбежал, после чего добровольно сдался прокурорам и следователям.
Шел четвертый день. Они готовятся к сражению
«Фонтанка» проверила, как работает военно-полевая почта. Наша посылка на фронт показала, что практика бесконечно далека от теории. После нашей публикации проблемой озадачились допущенные к первым лицам военкоры. Минобороны обещало, что механизм отлажен и письма военнослужащим больше не встречают бюрократических препятствий. Проверим уже в следующем году.
Это провал
Петербург жил не только мобилизацией и общим военизированным фоном. На смену мусорной реформе в этом же году пришла транспортная. Лазурные МАЗы, ЛИАЗы и КАМАЗы горели, претензии были и к манере вождения бывших маршруточников. Зима сезона 2022–2023 началась с очередного убойного снегопада, но вроде как выдохнули — вплоть до ставшей поводом для народного юмора фразы прибывшего с визитом в Петербург Лукашенко: «Настолько вычищен и выдраен город, доведён до ума». Тем удивительней (или нет), что глобальные проблемы нашлись даже в городском зоопарке: чего только проверяющие в нем не обнаружили — от криптофермы до трупохранилища. Директор лишилась поста.
Миллионы и хамелеоны
Конец года ознаменовался обертыванием книг авторов, признанных иноагентами, — владельцам книжных пришлось упаковывать издания в пленки и бумажки. Совсем туго стало с различными явлениями, и книгами тоже, имеющими отношение к пропаганде ЛГБТ. «Фонтанка» после визита в гей-клуб запросила у тех, кто мог бы объяснить суть нового закона, рецензию на репортаж. Что из этого вышло, читайте здесь.
Муки ЛГБТ-пропаганды
И закончим на музыкальной ноте. Приболевший Григорий Лепс на юбилейном концерте в Петербурге швырялся микрофоном, сетуя на здоровье, а после учинил в одном из баров пьяную драку. Даже дело возбудили, но оскорбленный игрок в нарды примирился с народным артистом, так что трагедию со сломанным носом можно считать исчерпанной.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.