Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Куда идет (или падает?) Блок. Вспоминаем, как выбирали место для памятника поэту

Куда идет (или падает?) Блок. Вспоминаем, как выбирали место для памятника поэту

31 588

Споры о памятнике Блоку начались задолго до его установки. Экспертов, в отличие от обычных петербуржцев, интересовала не эстетика, а направление. Проще говоря, в какую сторону «пойдёт» поэт. И здесь пришлось считаться и с градостроительными планами, и с «западным солнцем», и даже с вечностью.

Концепцию памятника Александру Блоку представили Градостроительному совету в марте прошлого года. Тогда в ходе обсуждения высказалось «небывалое количество экспертов».

Архитектор Иван Кожин рассказал о трёх вариантах размещения скульптуры: напротив входа в музей-квартиру Блока (со стороны набережной реки Пряжки), в центре липовой аллеи на улице Декабристов и у перекрестка Декабристов и Английского проспекта (лицом к городу). Последний авторам композиции показался наиболее удачным. Этот путь обычно выбирают посетители музея-квартиры поэта.

«Вариант установки памятника на другом конце бульвара, с видом на набережную реки Пряжка, не только уступает отсутствием потока людей, но сложен ввиду большого количества дорожных знаков, светофоров, проводов освещения. Посетители музея-квартиры Александра Блока, а также все люди, проходящие от центра города, будут видеть фигуру со спины», — приводятся аргументы Кожина в протоколе по итогам совещания.

По словам скульптора Евгения Ротанова, у Пряжки памятник «потерялся бы». А в авторской версии «замкнутый и собранный» поэт идёт в город. Для Ротанова это не первая работа, посвященная Блоку. Именно он создал памятник поэту во дворе филологического факультета СПбГУ. Творчеством Блока скульптор интересовался ещё со студенчества и в течение многих лет его исследовал. Найденный скульптором художественный образ высоко оценили члены градостроительного совета.

«В фигуре и образе поэта отразились трагический характер замкнутого в себе человека, его одиночество и вместе с тем движение вперед по «тропе поэта». Поэт идет к людям, этим обусловлен и выбор места — в сторону центра города», — говорится в протоколе по итогам совещания.

Авторское местоположение памятника не поддержала директор фестиваля «Дни Александра Блока в Петербурге» Ольга Маркарян. По её мнению, скульптуру необходимо разместить у музея-квартиры поэта, а «сдвиг в сторону Английского проспекта обессмысливает это историческое пространство». Маркарян назвала решение поставить памятник лицом к городу «слишком конформистским». Она уточнила, что поэт поселился в окраинной Коломне, потому что «уходил от города, общества, эпохи, с которой не мог себя соотнести». Именно поэтому, по мнению блоковедов, памятник должен стоять спиной к городу.

Бывший главный архитектор города Владимир Григорьев парировал, что «при всем трагизме Блок идёт к людям, а люди — это центр города». Своё сложное отношение к скульптуре Григорьев сформировал после прочтения воспоминаний Константина Бальмонта, в которых он писал «о любви Блока к России, переживаемой им как бремя».

Разворот скульптуры также необходимо сочетать с градостроительными планами, напомнили архитекторы. Так, Матисов остров в будущем может ждать редевелопмент, и из промышленного он станет жилым. В этом случае развернутый в сторону реки Пряжи поэт неожиданно для себя шагнёт в «новый город».

Также члены градостроительного совета обращали внимание на «замечательное западное солнце» и на то, что со стороны Английского проспекта скульптура после полудня будет смотреться силуэтно. Если разместить памятник у квартиры поэта, то на этом месте может возникнуть новое городское пространство, где будут проводить мероприятия и чтения стихов.

Выбор правильного направления осложнялся тем, что представленная градостроительному совету концепция уже прошла ряд согласований. Правки могли затянуть процесс установки памятника ещё на несколько лет, в будущем могли возникнуть проблемы с финансированием.

Бывший замглавы городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов по поводу отсрочки и финансирования заявил, что «мы уже опоздали и нужно смотреть в вечность».

Руководитель Петербургского института архитектуры Михаил Сарри намекнул на актуальность момента: «Бремя, которое Блок словно несет на плечах, — состояние, в котором мы сейчас все оказались. Чем раньше скульптура будет установлена, тем актуальнее будет отражать наше время».

Скульптор Евгений Ротанов «категорически отверг» установку памятника рядом с входом в музей-квартиру и подчеркнул, что эта скульптура создавалась им для конкретно выбранного места, обращенного в сторону центра города. Концепцию поддержали 17 членов Градостроительного совета, трое проголосовали против. В итоге Блок «встал» так, как задумывал скульптор: на пересечении Декабристов и Английского проспекта лицом к городу.

Некоторые прохожие уже испытали катарсис при виде нового памятника. Есть версия, что степень «отторжения» скульптуры резко снижается, если перед просмотром перечитать поэму «Двенадцать».

О том, как кастинг Градостроительного совета проходили другие петербургские памятники — включая так и не поставленные до сих пор, — читайте в материале «Фонтанки».

Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
35
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях