![Говорят на загадочном языке и не берут оружие в руки. Как живет исчезающая община меннонитов в Сибири — репортаж В Неудачино уже больше 120 лет есть община меннонитов — это верующие люди, живущие по заветам Библии и отказывающиеся брать оружие в руки | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/34/69/c6/3469c6dbdf72e2b3f9a8c1b9f45428e1/656x438_1:5593_a0cca9e336ad2de03a9f9fd39801c4f3@1926x1284_0xYoTs0rUc_6324333968582668049.jpg.webp)
На краю Новосибирской области в селе Неудачино с начала XX века живет необычная община немецких переселенцев. 120 лет назад они купили земли у купца Неудачина, построили в сибирской глуши крепкие дома, мельницу, вспахали землю и обзавелись большими семьями. Община росла, но в 90-х годах немцы начали уезжать из России.
Сейчас в деревне осталось менее 200 потомков немцев, все они — меннониты. Они живут по заветам Библии, отказываются брать оружие в руки и говорят на языке, для которого еще не придумано письменности. Корреспондент НГС Ксения Лысенко отправилась за 500 километров от Новосибирска, чтобы взглянуть на людей, чья жизнь отличается от привычной. О том, каково быть верующим человеком в XXI веке и какую цену за возможность жить своим укладом заплатили потомки немцев, — в этом репортаже из исчезающей общины в Неудачино.
Не забудьте посмотреть наше видео о меннонитах и послушать, как звучит необычный язык.
Как Неудачино теряет коренных жителей
С виду типично русская деревня Неудачино на границе Новосибирской и Омской областей когда-то называлась хутором Нейфельда. Более века назад сюда приехали строить жизнь и вести хозяйство немцы — члены меннонитской общины. В Неудачино они живут до сих пор, правда, на село из 450 жителей их осталось меньше 200 человек, остальные вернулись на историческую родину, в Германию.
Неудачино — село в Татарском районе Новосибирской области. Основано в 1905 году немцем-меннонитом Абрамом Нейфельдом. Затем Неудачино заселили семьи Тевс, Панкрац, Эннс, Госсен, Шеленберг и другие немцы-переселенцы. В деревне есть памятник жертвам политических репрессий, башня с часами и дом-музей часового мастера Абрама Штеффена, где хранятся дневниковые записи, музыкальные инструменты, часы и сохранен быт немцев-меннонитов.
— До 1989 года у нас было 100%-е население немцев. В 1989 году первая семья уехала в Германию, потом начало 90-х и тоже очень много человек уехало. Началась вот эта эмиграция, и к нам сюда стали приезжать очень много людей из Казахстана. Это тоже были немцы, но они почти все отсюда уехали, так как из России им было проще уехать в Германию. А потом стали приезжать русские. Вот так, получилась многонациональная деревня у нас, — рассказывает Иван Панкрац, местный работник Дома культуры.
![Главная достопримечательность Неудачино — башня с часами, сконструированными местным мастером Абрамом Штеффеном | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/a3/50/7fa350053a3a93f22220afc542fc1984/656x438_1:5593_802d69ba97fe3d23ac07cedfd0f3f735@2999x2000_0xYAFd4jhX_5426472965958128108.jpg.webp)
![Прадед Ивана Панкраца приехал в Неудачино в 1907 году | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/db/65/16/db651654f7cab0942daf94e7231f6d72/656x438_1:5593_59b8e861a80fdb8a2f787c187782bd64@3000x2000_0xZ5dRpV1g_8145925643160699789.jpg.webp)
Он родился в Неудачино, об истории своей деревни он также знает из рассказов своих предков, которые прибыли в Сибирь в 1907 году. Семья хранит дневниковые записи бабушки Ивана, в них та рассказывает, как она, еще будучи девочкой, добиралась с родителями по железной дороге в Сибирь.
Сейчас деревня Неудачино — это несколько десятков аккуратных домиков, один фельдшерский пункт, школа и монументальное здание с часами, где размещается администрация. Автор этих часов — Абрам Штеффен — сконструировал также и памятник жертвам политических репрессий. На памятнике в центре деревни значится 42 немецких имени, пять из них — имена родственников Ивана Панкраца.
![Памятник жертвам политических репрессий тоже был установлен по инициативе Абрама Штеффена | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/f1/d1/7b/f1d17b0055944668a3211be500c93fdb/656x438_1:5593_1a1cc53f56f6811b75b16a4a4c985265@2999x2000_0x7b23oWY5_8402577914414642501.jpg.webp)
А еще в Неудачино есть два молитвенных дома: один для общины меннонитов, второй — для баптистов. И те и другие тесно общаются. В их вере много общего, поэтому они даже стараются посещать праздники друг друга. В этом году, правда, так не получится: важный Праздник Жатвы (Erntedankfest), который традиционно отмечается в начале октября после сбора урожая, выпал у меннонитов и баптистов на один день.
— Основные принципы меннонитов, — объясняет Иван Панкрац, прогуливаясь вдоль белых заборов немецких домов, — это помощь ближним. Это у нас обязательно. Они еженедельно собираются на молитвенные собрания. Это не церковь, это обычный простой дом. И в этом доме вы не увидите ни икон, ничего. Мой отец 10 лет возглавлял немецкую общину, поэтому до того, как был построен наш молитвенный дом, собрания проходили в нашем доме, где мы жили. В основу меннониты берут Библию и стараются выполнять все 10 заповедей, которые там есть. И, конечно же, основной принцип — это не брать оружие в руки.
![С виду деревня ничем не отличается от обычной | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/dd/4f/82/dd4f82f3ca5c0c50b9785ed69329417b/656x438_1:5593_3325a75a323c6aeaf79b16262cbedc3b@3000x2000_0xS8NIiyMD_5749645049686994890.jpg.webp)
![Хотя что-то немецкое в украшении своего двора всё же есть | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/25/79/4c/25794c9a4a4437bdc677e19f2c16eced/656x438_1:5593_25c77f2bd17b36495af4cd5e3f1090c8@3000x2000_0xIi9FJ100_3013528774206790899.jpg.webp)
На последней фразе Иван Панкрац заметно мрачнеет. Именно за свои пацифистские взгляды меннонитам пришлось заплатить высокую цену: они бежали из России после введения всеобщей воинской повинности в XIX веке, подвергались репрессиям в 30-х годах прошлого века, были депортированы в годы войны со своих мест проживания, а затем отправлены в трудармию. Впереди маячит мобилизация, и Иван Панкрац осторожно подбирает слова:
— Меннониты — пацифисты. Поэтому и двигались по всем странам из-за того, что не хотели убивать людей. Сложно сказать, что будет… У нас много кто служил, они альтернативную службу выбирали, но это было еще раньше. Сейчас, конечно, они тоже все переживают. Меннониты стараются как бы избежать этого. Но что из этого выйдет? Я не знаю. Наши предки же тоже служили альтернативно, я помню, моя бабушка говорила, что они в основном были санитарами.
По его словам, в Неудачино в первых числах октября мобилизовали четыре человека. Не меннонитов, поспешно добавляет он.
Легко ли найти невесту и на каком языке говорят меннониты
Иван Панкрац ведет нас в свой большой дом мимо небольшой декоративной мельницы в палисаднике. Внутри — жарко и людно. Это вечер накануне Дня Жатвы, в каждом доме у меннонитов полным ходом идут приготовления. Молитвенный дом к празднику украсили заранее, сегодня же готовят блюда, которые поставят завтра за один большой стол. В доме Ивана его сёстры Рита и Лена по этому случаю пекут твойбак (Zwieback) — двухъярусный дрожжевой хлеб.
![К празднованию Дня Жатвы почти всё готово | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/e6/a2/52/e6a252b3a8e101edf4d7aa1f403d049a/656x438_1:5593_2a4832f4a2623e8c08cb7c7ecb63f5c4@2998x1999_0xkGIohT7B_6319965183107313008.jpg.webp)
![Но хлопоты продолжаются. Так, например, выглядит хлеб твойбак | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/6d/5a/90/6d5a90cfc8df0d98218b2362fbd5bae2/656x438_1:5593_d60a4f1a34b6ab610ce722620e2975cb@2998x1999_0xMy9TSrX9_4272361694461247900.jpg.webp)
Раньше, как объясняет Иван, когда община была крупнее, тесто замешивалось в молитвенном доме, затем делилось на несколько частей, относилось в дома, где меннониты из него выпекали пряники, твойбаки и булочки, а после приносили всё в молитвенный дом обратно. Но община за последние годы заметно поредела, поэтому угощения стряпают уже индивидуально. К тому же, добавляет он, из 40% немцев, оставшихся жить в Неудачино, не все посещают молитвенный дом. Вот и получается, что на праздниках собираются пара-тройка десятков меннонитов. В этом году на День Жатвы должны приехать меннониты из Омской области — там расположена довольно крупная община.
— Идея завтрашнего праздника — это, конечно, благодарность за урожай, что у нас опять есть пропитание на целый год. И для этого мы приглашаем гостей, чтобы всем вместе отпраздновать этот день, — объясняет Иван.
![Семьи у меннонитов, как правило, большие. В праздновании участвуют все от мала до велика | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/6d/00/44/6d00445b5deefcbe6bd105b03332ec22/656x438_1:5593_c6af7ae7b553506675e6e763ca0e6d06@2999x2000_0xsJjAD54q_8060904488643557128.jpg.webp)
Его сестра Рита рассказывает, что до начала торжественного ужина глава общины всегда читает проповедь. Затем идут молитвы, песни, посвященные Иисусу Христу, и небольшие выступления самых маленьких членов общины.
Вообще семьи меннонитов огромные: Иван и Рита воспитывались в семье с еще 8 родными сестрами и братьями, но это не предел — у их прадеда было 19 детей.
— Сколько бог пошлет, — говорит Рита, ставя твойбаки в духовку.
![В доме Риты и Ивана в день подготовки к празднованию многолюдно. Впрочем, если хочется, всегда можно найти уголок для уединения | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/59/eb/25/59eb25cb726f14e234024b858d3e86cc/656x438_1:5593_3476245657af56d08b6ae931bdd6a8ce@2999x2000_0xrqAg71CM_4267081416518254125.jpg.webp)
Самой Рите бог послал одного сына. С ним она украдкой переговаривается на загадочном языке, напоминающим немецкий. Но, как подчеркивает Иван, это не литературный немецкий, а платский (платдойч, плотдич, Plautdietsch) — язык, а точнее диалект, который используется меннонитами. Платский передается исключительно устно, письменности для него еще не придумано, хотя диалекту уже более 500 лет. До того, как пойти в школу, признаются Панкрацы, маленькие меннониты говорят исключительно на нем, а уже в школе начинают осваивать русский.
— Сейчас уже, конечно, есть смешанные семьи — меннониты с не меннонитами. А раньше, когда у нас в деревне были только меннониты, такой вопрос не вставал. А сейчас, во-первых, и мужчин мало, и как-то уже изроднились все. Выбор не великий, конечно, но если он себе где-нибудь немку найдет, буду только рада. Но и запрещать не буду, если решит в жены взять не меннонитку, — показывает Рита на своего 10-летнего сына, играющего с котом. — У нас Солнцевская община рядом, оттуда сейчас невест берут. Но там тоже, знаете, родни много и семьи большие, и все еще остаются там, в деревне, поэтому невесту найти уже трудновато. Но в Солнцевке (село в Омской области. — Прим. ред.) смотрят на сына и со смехом говорят: «Мы этого мальчика уже заказали».
Рита приводит в пример свою сестру Катю — та вышла замуж за русского. Мужчина набрался смелости и лично просил руки Кати у ее отца, главы меннонитской общины:
— Пришел, как полагается у немцев, в пятницу, сказал, что полюбил вашу дочку. Ну а отец что против скажет? Спросил у Кати, любит ли она его, она сказала, что да. Традиции они соблюдают, всё как надо. И свадьба была немецкая, без выпивки. У нас нет такого, как у вас, что все пришли и за стол сели и сидят. У нас вот обед принесли, горячее, десерт, и всё. Дальше общаются, танцуют.
Еще одно правило меннонитов, которого они строго придерживаются, — это отказ от алкоголя.
![Как признаются Панкрацы, найти в супруги меннонита — задача не из легких | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/84/71/3e/84713e8d6925fefbbc972727bf7e7153/656x438_1:5593_f651abde7ec4fdf266aa33705644f83f@3000x2000_0xiluszEdr_0748526608072627921.jpg.webp)
В остальном, как говорит Рита, быт меннонитов не особенно отличается от быта нерелигиозного человека.
— В нашей деревне и гаджеты присутствуют, — улыбается Иван. — Ну а как? Мы же все на работу ходим, нам нужны компьютеры и телефоны. У нас вот телевизор тоже есть, но это не у всех меннонитов так. Я помню, когда мы маленькие были, у нас не было телевизора дома. Это мы уже сами, когда подросли, желание изъявили. Я помню, мама была не очень довольна, что мы его себе приобрели, но они, бывало, тоже с отцом смотрели. В основном новости и передачу «Жди меня».
— Наши предки, когда приехали сюда, может, и носили юбки и шляпки — так же обычно меннонитов представляют. Мы уже как-то нет. Единственное, что замужние женщины платки носят, а незамужние — нет. Вот, наверное, и всё.
Дом Риты вновь наполняется людьми — сюда пришли молодые девушки, родственницы Панкрацев, чтобы помочь справиться с салатами. На завтрашнюю трапезу потребуется несколько тазов.
Как проходит День Жатвы
Ранним морозным утром перед молитвенным домом меннонитов с внушительной надписью «Приди и послушай, что говорит Господь» — оживление. Сюда приезжают и приходят семьями со всех концов деревни. И хоть Рита предупреждала, что национальных костюмов меннониты обычно не носят, некоторые молодые девушки выделяются длинными юбками и лентами в волосах.
![Молодые девушки из общины меннонитов | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/11/6f/4b116ff5f8438cf978b5be19e097e942/656x438_1:5593_112b040fd0fede6d0d102354c19d5f18@2999x2000_0xpbakKXJY_1714713258159169019.jpg.webp)
![А так выглядит молитвенный дом | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/50/b9/a2/50b9a24fc21fd1b1dce4e6312adb57ad/656x438_1:5593_c413b029a888abddc0903d3d0791995c@2999x2000_0x9HJQ0a0u_6386494267763592427.jpg.webp)
![Вид изнутри | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/87/1d/c6/871dc6512abcdb1be5e3d20e03615d78/656x438_1:5593_4419ea219469029a3912007db4ee30f2@3000x2000_0xNBLPja5q_7859494357433230549.jpg.webp)
![Молодежная часть общины | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/16/f6/d8/16f6d84be9f3ea67faba1e52c11a73a1/656x438_1:5593_e88a25ea524e7a2bf7ae25eb40ee6ee0@3000x2000_0xyd77FfKf_2847595464768716855.jpg.webp)
— Доброе утро!
— Конгратулирен!
Фразу на непривычном для слуха языке произносит Андрей — меннонит, недавно вернувшийся из Германии в Неудачино с женой и пятью детьми. Он объясняет, что уехал из Сибири в 2002 году, но так и не смог освоиться в другой стране и вернулся:
— Я себя чувствовал всегда там не дома, чужим. И тянуло обратно туда, где я родился, на родину свою. В 2005 году я женился. Я тогда сказал перед свадьбой, что я собираюсь обратно и в дальнейшем даже не намерен тут жить и хочу вернуться. Она согласилась, хоть и ни разу не была [в Неудачино]. Тут я тоже боялся, как она воспримет жизнь деревенскую. Но она у меня такая немножко из простых, хотя никогда не жила в деревнях. Понимаете, я вырос в деревне, я чувствовал себя всегда свободным. А там ощущение такое, как будто в клетке сижу — вот так это можно описать.
![По словам Ивана, обычно меннониты уезжают из Неудачино в Германию. Но Андрей проделал обратный путь — вернулся в деревню после почти 20 лет жизни в Германии | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/8f/3c/e7/8f3ce7aa7ef38957597995cbaba2252c/656x438_1:5593_114e531d8bb21979bbba68127762fe29@2999x2000_0xXrcorHEi_4533239911928488831.jpg.webp)
![Там, как говорит Андрей, он чувствовал себя чужим и рвался на родину | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/44/32/a7/4432a714446bd05cee256d215733bad7/656x438_1:5593_52b1c7b8c63116c674355a3de6374e3f@3000x2000_0xFo4DiT6L_0847973030617243010.jpg.webp)
Мужчины крепко жмут руки и обнимаются, девушки смущаются и с улыбкой заходят в небольшой зал молитвенного дома. Там уже всё готово: на стене виднеется надпись «День жатвы», под ней, у основания трибуны, за которой выступает глава общины, расположилась декоративная композиция из овощей, в пристройке рядом вовсю хлопочут женщины — именно там и будет торжественный обед.
![Празднование открывается проповедью | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/d2/25/91/d225912f810f569a99a5a8cc166e9cc8/656x438_1:5593_d21c6ad29908457ea57b96a935a35369@2999x2000_0xAVALJobc_8734352080559975719.jpg.webp)
![Кроме торжественных случаев в молитвенном доме собираются на еженедельные собрания — здесь решают многие экономические вопросы | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/86/86/5f/86865f31b3bd1bd35bc737e88a054cb6/656x438_1:5593_adbdc9dfa3c49c642d1655aedb5c7279@3000x2000_0xVUNz3Fn9_5938512579547408860.jpg.webp)
Проповедь открывается песней, посвященной Иисусу Христу. Вслед за строчкой «Некогда чужие, мы теперь друзья. Близкими мы стали, кровию Христа» слово взял глава общины — тоже родственник семьи Панкрацев.
В ожидании своего выступления сын Риты ерзал на скамейке, держа в руках бумажку со строчками стихотворения. Но всё прошло как по маслу: маленькие меннониты без запинок произнесли трогательные стихотворения, сорвав овации в зале молитвенного дома.
![Сын Риты постоянно повторял строчки для выступления | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/58/5c/b4/585cb43d361bf18c3240d464b88e9039/656x438_1:5593_80671e8aa11b86befe5110848c74f2bf@2999x2000_0xEXAGZpcJ_7601602233414495428.jpg.webp)
![Но дети выступили отлично | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/e8/42/23/e84223de9b39e118b1c99f899f2f9867/656x438_1:5593_9493ad87f8163fb474b67007c071796c@3000x2000_0x1IhvqvZw_2471938025276101950.jpg.webp)
![На празднике всегда звучит музыка | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/a4/27/e3a427252469efb21f6ee32724db8d93/656x438_1:5593_5f1de4ad82880440058ba49eee21aa8e@2999x2000_0xPCLP9tJJ_0243464824903271673.jpg.webp)
Сразу после этого меннониты отправятся на обед. На следующей неделе община из Неудачино планирует побывать в Солнцевке — там тоже будут праздновать День Жатвы.
![Завершается День Жатвы праздничным обедом | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/a6/97/93/a69793b41c93fee5dd78b653d4d8926f/656x438_1:5593_84703391135e442008ec03d3b69bcdad@3000x2000_0xNhYtVZFA_5953512696339187869.jpg.webp)
![Дети ждали его с нетерпением | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/0d/9f/6c/0d9f6cdc7a64478e2721fb0993f0183e/656x438_1:5593_f12ac6f27d10abf14c98c3228aa0615c@2999x2000_0xuB3zGMzH_5021792584248812504.jpg.webp)
![Впрочем, еда интересует далеко не всех | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/9b/c2/a9/9bc2a918e8dd1bb6cb2331ce735cda6a/656x438_1:5593_142d8ae79837688961ac638862f8229e@3000x2000_0xdhHb8eqH_4930344241016246552.jpg.webp)
В праздновании Дня Жатвы поучаствовал и Евгений — член баптистской общины, приехавший в Неудачино из Ковалево (деревня в Омской области. — Прим. ред.). Он прочитал проповедь о том, как тяжело верующему человеку в современном обществе, напомнив о важной задаче — социальном служении. Сам Евгений, по его словам, побывал в Мариуполе с миссией, где помогал людям, лишившимся жилья.
![Евгений — баптист. Он говорит, что занимается социальным служением | Источник: Алина Скитович](https://n1s1.hsmedia.ru/bb/e9/07/bbe90770f6cc50590e4972b38bf08db8/656x438_1:5593_c271731031b5f241d9fccb0768cefc41@3000x2000_0xImxtg0VM_3981602157640754009.jpg.webp)
— Но то, что я там увидел, это, конечно, безусловно, перевернуло мое естество. Наверное, очень полезно для каждого хотя бы на небольшой промежуток времени оказаться в этой поездке. Мы сейчас молимся, собираем груз и поедем уже на другой машине туда командой. Потому что помимо разрушенных домов у этих людей исковеркана судьба, и они многие в отчаянии не знают просто, что делать. Я участник социального служения, и мы делаем очень нужное дело для божьих людей, — объясняет он. — Безусловно, тяжело быть божьим человеком, потому что это как белая ворона среди многочисленных черных ворон. Но всё это преодолимо, потому что бог живой.