Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня Cтэйтем, Хартнетт, два ствола. Каким оказался новый фильм Гая Ричи

Cтэйтем, Хартнетт, два ствола. Каким оказался новый фильм Гая Ричи

33 585

На российские экраны 12 января выходит новый фильм Гая Ричи «Операция «Фортуна»: искусство побеждать». О том, удалось ли британскому режиссёру повторить успех «Джентльменов», рассуждает обозреватель «Фонтанки».

1 из 6

Скандал, тревога, аврал: на секретный объект прорвались люди в масках, стреляя направо и налево, и похитили тайные военные технологии. Они попадают в руки беспринципному торговцу оружием Грегу Симмондсу (Хью Грант), который загонит их кому угодно.

В МИ-6 крайне встревожены. Директор Найтон (Эдди Марсан) поручает расследование одному из лучших агентов, обладателю внушительного подбородка и надбровных дуг Орсону Фортуне (Джейсон Стэйтем). Но к Симмондсу так просто не подберёшься. Нужна приманка — в её качестве выступит любимый актер Симмондса, взбалмошный, но обаятельный герой боевиков Дэнни Франческо (Джош Хартнетт). Поначалу интерес Дэнни тут минимальный: Фортуна шантажирует его некоторыми компрометирующими снимками — страшно сказать, с сестрой вдвоём. Но постепенно актёр втягивается в процесс — будто он на съёмках очередного боевика…

Гай Ричи — из тех режиссёров, по которым не успеваешь слишком уж соскучиться. У него не бывает длинных пауз между фильмами — иногда кажется, что он рождает кино быстрее, чем понимает, что, собственно, родить. Но у плодовитости, как известно из курса биологии, есть свои преимущества: какая-то часть потомства да преуспеет. Тем более когда родитель всё-таки не обделён талантами — а Ричи трудно отказать в шарме. На странные невнятицы вроде «Револьвера» или «Меча короля Артура» у него приходится примерно столько же безусловных успехов, как «Шерлок» или «Аладдин». Но кажется, что публика мечтала всё это время о повторении успеха самых первых его и самых любимых вещей: «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». Ранние эксперименты и наброски были, пожалуй, пообаятельней уверенных изделий мужчины в полном расцвете сил. Когда Ричи нащупывал свой стиль, в этом было куда больше поэзии что ли — во всех этих лондонских трущобах и шуточках в стиле кокни. И внезапно у него получилось, молния угодила в то же место — два года назад с «Джентльменами». Не то чтобы он дословно повторил формулу успеха — два раза в одну Темзу не войти. Другие актёры, другая съёмка. Но сама эта болтливая манера, этот вайб лондонского блошиного рынка вдруг прорвались откуда-то из незапамятного двухтысячного.

Причем в «Джентльменах» не было Стэйтема. Это как будто целая драма: Стэйтем — такой актер-талисман Ричи, бывший с ним со старта и периодически после (даже в «Фортуне» его героя с явным намеком называют «наш обычный парень»). Он ассоциируется именно с этими фильмами. И ведь в самом начале Стэйтем не был такой непробиваемой царь-пушкой с лицом из железобетона. У Ричи ему ковалась карьера нового Брюса Уиллиса: с мышцой, но при этом и с постоянной иронией, — обаятельнейшее сочетание. Что-то пошло не так, и человек стал памятником самому себе, будто окаменел. Уже и Ричи не смог это изменить: кульминацией этого процесса, пожалуй, стал позапрошлогодний «Гнев человеческий». Куда менее обаятельный, чем «Джентльмены», мрачнющий и в общем стандартный боевик с совершенно каменным Стэйтемом.

В этот раз, с «Фортуной», Ричи явно попытался повторить успех «Джентльменов» — да и Стэйтем про свои давнишние вариации всё-таки явно не забыл и, может, даже амбиций этих не растерял. Как говорили в другом фильме — «артист обязан переодеваться»! Но смотреть на это почему-то грустно. Стэйтем словно погребен под горой собственных мускулов, хотя оттуда проглядывает иногда что-то живое. Понятно, что и роль у него предполагает некоторую брутальность. Но тот же Бонд, явную пародию на которого он делает, всегда, даже у сумрачного Крейга, более пластичен — шпионский-то жанр в принципе предполагает трикстерство, плутовство, спектакль.

Сам Ричи это отлично понимает и оттенил Стэйтема Джошем Хартнеттом. Тот, во-первых, посубтильней, а во-вторых, с удовольствием оттягивается в любимом, кажется, всеми амплуа «голливудец играет сам себя». Вот тут даже не припомнить, у кого такой капустник получался плохо. Хартнетт в лице Дэнни «даёт актёра» как такового в лучшем виде: неимоверно тщеславное, пугливое, нервное, глуповатое, самоуверенное, но всё же безумно обаятельное существо. Этот «профессиональный» план как бы возводит плутовской жанр в квадрат, делая всё происходящее немножечко условным и шутейным, ломая четвёртую стену, — кажется, что Ричи подсмотрел эту формулу у Тарантино, у которого «Однажды в Голливуде» работает на похожей волне.

Скверно только то, что сюжет временами как будто бы об этой линии забывает, и Дэнни пропадает из вида, оставляя экран Фортуне-Стэйтему с напарницей Сарой Фидель (Обри Плаза), которую ни ругать не хочется, ни хвалить.

Конечно, здесь имеется и Хью Грант, который ещё в «Джентльменах» разошелся в роли гадкого шпика. Видимо, у них с Ричи вышла настоящая химия, потому что и тут Грант вовсю развлекается в роли ужасного оружейного барона. Вообще режиссер явно вдохновился успехом «Джентльменов» и перетянул из них много чего — например, шикарные интерьеры, дизайнерские костюмы, сомнительные шутки по поводу национальностей (которые, кажется, сегодня позволено шутить одному Ричи)...

Но вот беда: набор вроде тот же, проверенный, а что-то буксует катастрофически. То ли сценарий далеко не так остроумен, каким хочет показаться. То ли шутка оказалась такой же затянутой, как название фильма. То ли в принципе желание выехать на готовой формуле не работает — особенно когда хочешь сделать не просто жанровое кино, а что-то ещё и чувствительное, вызывающее ностальгическую дрожь. «Джентльмены» были милой, яркой и увлекательной игрой. «Операция «Фортуна» так же зажата в своих потугах повторить успех, как зажат в своём смокинге Стэйтем. Явка, в общем, провалена, и искусство побеждать не оправдало себя, да и искусства тут не так много. Но в отличие от любого шпиона у Ричи, несомненно, будет еще много попыток — какие-то да и попадут в цель.

Фёдор Дубшан, специально для «Фонтанки.ру»

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях