За новогодние каникулы российские кинотеатры заработали на продаже билетов 4,5 млрд рублей, что даже больше, чем до пандемии. Главным хитом стал фильм «Чебурашка», который по итогам праздников набрал почти 3 млрд рублей. Но кинотеатры считают, что говорить о триумфе импортозамещения в киноиндустрии пока рано. Число посетителей не вернулось к доковидным показателям, а побить рекорды по продажам билетов помогла в том числе инфляция.
Данные о рекордных сборах отечественного кинопроката содержатся в статистике Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино. Всего с 31 декабря по 8 января кинозалы заработали на продаже билетов 4,5 млрд рублей, а кинотеатры посетили 13,4 млн человек. Максимум пришелся на 3 января: 1,9 млн зрителей заплатили за билеты в общей сложности 613,8 млн рублей.
Как подсчитал РБК, результат по сборам является абсолютным рекордом с 2014 года. Для сравнения: в новогодние нерабочие дни 2021–2022 годов (31 декабря — 9 января) общая касса составила 3,7 млрд рублей. При этом кинотеатры посетили 10,9 млн человек. На тот момент кинозалы могли показывать голливудские фильмы, но в большинстве регионов действовали ковид-ограничения по заполняемости залов или работала система пропуска в кинотеатры по QR-кодам, подтверждающим вакцинацию.
По выручке эти праздники побили даже показатели последних допандемийных каникул. С 31 декабря 2019-го по 8 января 2020 года касса составила 4,3 млрд руб. При этом число зрителей достигло 15,4 млн, что на 15 % больше, чем в каникулы 2022–2023 годов.
Несколько иная картина в Петербурге. В Северной столице в эти каникулы кинозалы посетили 685 тысяч человек, которые потратили на важнейшее из искусств 255 млн рублей — на четверть больше, чем в прошлом году. Но рекорд допандемийных праздников 2019–2020 годов превзойти не удалось: тогда кинозалы заработали 301 млн рублей, а число зрителей достигло 983 тысяч.
Самым кассовым фильмом этих новогодних каникул, по данным ЕАИС Фонда кино, стал «Чебурашка» режиссера Дмитрия Дьяченко. Премьера состоялась 1 января 2023 года. По итогам праздников сборы по стране достигли 2,9 млрд рублей. Это уже сделало его вторым самым кассовым российским фильмом в истории отечественного кинопроката. В понедельник сборы превысили 3 млрд рублей.
К слову, за всю историю российского кинопроката больше этой суммы собрал только «Аватар» Джеймса Кэмерона (3,5 млрд рублей), премьера которого состоялась в России 17 декабря 2009 года, и отечественная комедия «Холоп» (3,1 млрд рублей), которая шла в кинотеатрах в новогодние каникулы 2019–2020 годов.
На втором месте в списке лидеров новогоднего проката этого года с большим отрывом вышла пятая часть мультфильма «Иван-царевич и серый волк». Ее сборы составили 404 млн рублей. На третьем месте — вторая часть комедии «Непослушник», которая принесла прокатчикам 453 млн рублей.
Свободная касса
Представители петербургской киноиндустрии назвали сразу несколько причин новогодних рекордов проката и небывалого успеха «Чебурашки».
Кинотеатр является самым доступным видом досуга на сегодня, комментирует Валерий Карпов, помощник директора «Великан Парка». Так что те россияне, которые не уехали путешествовать и остались дома, вероятно, пошли в кино.
В росте кассовых сборов также есть инфляционная составляющая, подчеркивает он. Данные за новогодние каникулы по этому показателю ЕАИС Фонда кино еще не публиковал. В конце декабря цены были чуть ниже, чем в прошлом году, но в среднем на 20 рублей больше, чем до начала пандемии COVID-19.
В «Авроре» на новогодних праздниках в 2023 году зрителей больше примерно на 20% по отношению к 2019 году, при этом цена на билеты выросла на 100 рублей, отметили в пресс-службе. «Лидер, конечно, «Чебурашка». Тут мы ничем не отличились», — добавил представитель кинотеатра.
«Мираж Синема» наблюдает «небольшой рост» сборов по сравнению с доковидным сезоном 2019/20 года. «Посещаемость не увеличилась, скорее [рост сборов] из-за средней цены билета. Существует инфляция — средняя цена билета в эти праздники слегка выше, чем в предыдущие годы», — комментирует гендиректор сети Виктор Рудман.
Секрет успеха «Чебурашки» заключается в том, что это по-настоящему качественный продукт, считает Валерий Карпов. «Команда студии Yellow, Black & White, которая делала фильм, хорошо себя зарекомендовала на новогодних блокбастерах — «Холоп» и «Последний богатырь», — комментирует он. Но заметную роль также сыграла мощная рекламная поддержка со стороны телеканалов и отсутствие конкуренции. Если бы вторая часть «Аватара» шла в кино в те же даты, то он мог бы опередить «Чебурашку» по сборам, не исключает Валерий Карпов.
Как ранее сообщала «Фонтанка», российские кинотеатры получили копию фильма Джеймса Кэмерона «Аватар: путь воды» еще в конце декабря, но в Петербурге многие кинозалы отложили премьеру до конца каникул. Причиной, вероятно, стало стремление дать заработать по максимуму отечественному кино, отмечали источники в отрасли. По той же причине старт проката нового фильма Гая Ричи «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать», который будет показываться с разрешения правообладателя, назначили на 12 января.
По мнению Виктора Рудмана, успех «Чебурашки» определил комплекс факторов. «Это совершенно новый продукт отличного качества, выпущенный по традиции в новогодние праздники. Премьере предшествовала очень масштабная рекламная кампания, которая началась за несколько месяцев до старта, и с точки зрения продвижения было сделано все, что возможно, чтобы релиз сработал должным образом», — пояснил он. Другими составляющими успеха стал звездный актерский состав и народная любовь к заглавному герою. «Это узнаваемый всеми любимый персонаж, который хорошо визуализирован в кино», — говорит глава «Мираж Синема».
Но заявлять о триумфе импортозамещения в кинематографе пока говорить рано, считает Виктор Рудман. «Чтобы говорить об успешности, надо, чтобы каждый месяц по «Чебурашке» выходило, а не только на новогодних каникулах», — отмечает он. Пока ничего подобного на горизонте не предвидится. «Но, учитывая все возрастающее качество российского кино, мы верим в успех. Рано или поздно он придет», — добавляет он.
Но пока даже средние релизы могли бы сработать, если бы государство выделяло достаточные бюджеты на их продвижение. «Сейчас государство вливает большие средства в производство фильмов, но никто не думает о продвижении. Но так этот бизнес не работает — иногда рекламный бюджет может быть сопоставим с производственным», — считает он.
Если иностранные релизы раньше продвигали правообладатели-мейджоры, заинтересованные в сборах, то сейчас в большинстве случаев этого ждать не приходится. Фильмы выпускаются без сколь-нибудь заметной поддержки, что приводит к пустым залам. В итоге заниматься рекламой приходится самим кинотеатрам. «Мы стали больше средств выделять на продвижение — работаем с радиостанциями, соцсетями, телеграм-каналами», — отмечает Виктор Рудман.
Без поддержки продвижения отечественного кинематографа со стороны государства и без мощных компаний зарубежных киногигантов люди могут утратить интерес к походам в кино, опасается топ-менеджер. «Любая конкуренция, в том числе с зарубежными студиями, ведет к оздоровлению рынка и, как следствие, к увеличению кассовых сборов. Когда-то в конце 90-х голливудские релизы привели людей обратно в кино, они вновь почувствовали вкус к этому виду развлечения и потребления информации», — рассуждает он.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.