Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Продукты охлажденного спроса. Как российский пищепром адаптировался и ставил рекорды в 2022 году

Продукты охлажденного спроса. Как российский пищепром адаптировался и ставил рекорды в 2022 году

11 924
Источник:

Прошлый год оказался для отечественной пищевой промышленности полным контрастов. Пока одни отрасли молотили рекордные объемы за счет рекордных же урожаев, ранее сделанных инвестиций и роста экспорта, выпуск других продуктов падал из-за сжимания спроса, а также подорожания и дефицита импортного сырья. Как выяснилось, без поставок извне даже сметану не сделать.

FMCG-рынок (товары повседневного спроса) в России по итогам 2022 года продемонстрировал самое глубокое снижение объемов продаж с момента кризиса 2014–2015 годов, сообщила исследовательская компания NielsenIQ. Номинальный рост составил 13,6%, однако если разложить эту цифру на составляющие, то вклад реального потребления оказался отрицательным (–3,4%), а сами цифры роста обусловлены инфляцией (17%), комментируют аналитики. То есть россияне потратили больше денег, но купили на них меньше.

Но если спрос сжимался, то производство росло. По данным Росстата, в целом за 2022 год выпуск продовольственных товаров увеличился на 0,4% по сравнению с 2021 годом.

Мясные рекорды


Для мясной отрасли 2022 год стал рекордным. «В целом в 2022 году производство всех видов мяса в России вырастет на 3,5%. Мы выйдем на рекорд — порядка 11,5 млн тонн в убойном весе», — рассказал глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин порталу Agrobook.ru.

По данным Росстата, абсолютный рекорд поставили производители мясных консервов, включая продукцию для детского питания: их выпуск вырос сразу на 28,9%. Впрочем, прочее мясное производство тоже было в плюсе. Российские предприятия по итогам прошлого года выпустили 3,4 млн тонн мяса крупного рогатого скота, свинины, баранины и других видов мяса, что на 6,6% больше, чем год назад. Выпуск парной, остывшей или охлажденной свинины увеличился на 7,7%, составив 3,05 млн тонн. При этом производство охлажденного мяса птицы выросло лишь на 0,4% до 3,4 млн тонн. Колбас стали делать меньше, чем в 2021 году, на 1,3% (2,4 млн тонн).

Драйвером роста стала свинина: в строй введены новые свиноводческие объекты, а вспышек африканской чумы свиней было меньше, чем в прошлом году. Птицеводство восстанавливалось после 2021 года, когда свирепствовал птичий грипп. По говядине, наоборот, наблюдалось небольшое снижение, в том числе из-за сокращения объемов потребления. Но в целом россияне стали есть больше мяса, отмечает Сергей Юшин. Спрос стимулировали выплаты семьям с детьми и другие инструменты господдержки, отмечает эксперт.

Экспорт мясной продукции из России в 2022 году вырос на 13% по сравнению с показателем за аналогичный период 2021 года, сообщили в Россельхознадзоре. Драйверами роста стали дружественные страны — Вьетнам, Китай, Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Белоруссия. По оценке Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), доля мясного импорта на российском рынке, напротив, уменьшилась в 2022 году с 5 до 4%.

Что посеешь, то пожнешь


В плюсе оказалось и производство круп: оно выросло на 7,9%, до 1,8 млн тонн. Абсолютным лидером стала гречка: ее выпустили 493,6 тыс. тонн, что на 14,4% больше, чем в 2021 году. Здесь тоже без особых сюрпризов: урожай гречихи был рекордным. Избыток предложения позволил затормозить рост цен на эту продукцию, скакавший в марте — апреле «на фоне геополитических событий и связанного с ними повышенного спроса», комментируют в ИКАР. В Минсельхозе отметили, что небывалый урожай позволил и нарастить объемы экспорта. Основные импортеры гречневой крупы — страны бывшего СССР, пояснили в ИКАР.

Производство риса выросло скромнее — на 2,6%. Зато выпуск другого популярного гарнира — макаронных изделий — увеличился на 6,8%, составив 1,6 млн тонн. Один из крупнейших игроков рынка, «Макфа», в 2022 году заявил о росте производства на 25%, до 170 тыс. тонн, то есть более 10% всего объема выпуска. Рекорда удалось добиться благодаря запуску новых производственных линий на Южном Урале.

Сжали булки


Российские предприятия в 2022 году выпустили 8,7 млн тонн муки, что на 5,3% больше, чем в 2021 году. При этом производство хлебобулочных изделий упало на 2,9% — до 5,1 млн тонн. Несмотря на хороший урожай зерновых и падение цен на муку, хлебопеки оказались не в лучшей ситуации. «В уходящем году мы ощущали кратные повышения цен на ингредиенты, материалы, упаковку и автотехнику — в результате отрасль генерировала убытки», — комментировал на конференции «Хлебопекарное производство в РФ — 2022» президент Российского союза пекарей (РСП) Алексей Лялин.

Мораторий на рост цен на хлеб при подорожании сырья и отсутствии господдержки может привести к тому, что производители «просто вымрут», считает владелец крупнейшего в стране БКХ «Коломенский» Алексей Тулупов. Впрочем, это не помешало компании выкупить бизнес ушедшего с рынка финского производителя Fazer и раскритиковать прежний менеджмент за неэффективную работу.

Кефирный минимум


Среди молочных продуктов в 2022 году сильнее всего вырос выпуск сливочного масла — на 11,2%, до 314 тыс. тонн. Также в плюсе оказались сыры: их производство увеличилось на 3,3%, до 669 тыс. тонн. Собственно молоко прибавило в объемах 2,4%. Всего отечественные заводы разлили 5,7 млн тонн продукции.

А вот прочие категории ушли в минус. Например, в 2022 году производство творога снизилось по сравнению с 2021 годом на 7,7%, до 457 тыс. тонн. Выпуск кисломолочных продуктов (кроме сметаны) сократился на 9,9%, до 2 млн тонн, сметаны — на 0,5%, до 533,9 тыс. тонн.

С одной стороны, снижение доходов населения заставляет сокращать потребление «молочки» и переходить на более доступные продукты, например питьевое молоко, комментируют в ИКАР. С другой — на фоне снижения импорта из стран дальнего зарубежья (в первую очередь, из Новой Зеландии) росло производство отечественного сливочного масла. Но и на эту продукцию спрос стагнирует на фоне снижения покупательной способности.

Производство кисломолочной продукции — в частности, кефиров и йогуртов — и вовсе оказалось на историческом минимуме. На это повлиял, в частности, уход производителей упаковки и возникший из-за этого дефицит тетрапаков и их аналогов. Также компании столкнулись с перебоями с поставками фруктовых наполнителей. Сказывалось и решение иностранных игроков покинуть российский бизнес: производствам понадобился таймаут для перезапуска под новыми брендами.

По мнению участников рынка, серьезную проблему для молочной отрасли создает зависимость от импорта — в частности, заквасок. «Если вдруг Европа введет санкции на молочные закваски, то сметаны у нас в России не будет», — заявил основатель крупнейшего производителя органических продуктов «АгриВолга» Сергей Бачин в интервью РБК.

Продукты особого регулирования


Производство сахара и подсолнечного масла, с резким подорожанием которых российские власти боролись весь 2021 год, тоже пошло в рост.

Нерафинированного подсолнечного масла и его фракций отечественные предприятия выпустили на 14,3% больше, чем год назад, — 6 млн тонн. Рафинированного — 2,5 млн тонн, что на 5% больше, чем в 2021 году.

Рывок также стал результатом накопленного потенциала отрасли. Ранний запуск заводов на запасах старого урожая, рекордный объем производства нового сырья, его низкие на этом фоне цены, а также ввод в строй нескольких крупных маслоэкстракционных заводов помогли поставить рекорд в производстве растительных масел, отмечают в ИКАР.

Сахар такой внушительной динамикой похвастаться не смог: его выпуск вырос на 1,5%, до 6,02 млн тонн. Собрать больше сырья помог рост посевных площадей сахарной свеклы. Но в будущем потребление сахара внутри страны будет падать — как за счет негативной демографии, так и за счет введения акциза на сладкие напитки.

Рыба ищет, где глубже переработка


В отличие от мяса, производство рыбы в 2022 году демонстрировало разнонаправленную динамику. На подъеме оказался выпуск рыбного филе — свежего или охлажденного — на 19,7%, замороженного — на 9,2%.

Драйвером стал минтай. Российские рыбопромышленники нарастили его выпуск на 16,8%, до 139 000 тонн, свидетельствуют данные Ассоциации добытчиков минтая. Это позволило им впервые в истории с момента наблюдения (начала 2000-х годов) обогнать главного конкурента — США. Это удалось, в первую очередь, за счет модернизации и переоборудования флота. При этом Россия нарастила не только производство, но и экспорт филе минтая — на 53,9%, до 117 000 тонн.

Просто мороженой рыбы произвели на 7,3% меньше, чем за 2021 год, — 2,8 млн тонн. Снижение выпуска рыбных консервов в 2022 году по сравнению с 2021 годом составило 5,8%. Рыбных пресервов отечественные переработчики сделали на 9,7% меньше, чем за 2021 год.

Снижение производства консервов связано с сокращением потребления на фоне роста цен на сырье, ранее комментировал Александр Панин, председатель Рыбного союза. По данным этой организации, сайра за последние три года подорожала в три раза, а стоимость горбуши только в 2022 году увеличилась в два раза по сравнению с позапрошлым годом.

Особняком стоит проблема с красной рыбой. Резкое сокращение поставок лосося из Чили и с Фарерских островов, на которые приходилось 80% от общего объема потребления этого вида в стране, привело к росту цен на эту рыбу более чем в два раза. Это стало головной болью ресторанного сегмента в первой половине 2022 года. Отечественное производство всей потребности пока не покрывает.

Перспективы импортозамещения


По оценкам ИКАР, рост производства в ряде отраслей стал одним из факторов, который позволил стабилизировать цены и затормозить разогнавшуюся в начале года инфляцию.

Рост в основном стал результатом успехов сельского хозяйства, отмечают в агентстве INFOLine. «Рекордный урожай зерновых и масличных культур и накопленный потенциал агропромышленного комплекса поддержали развитие отрасли на фоне санкционного давления», — говорится в отчете. Но у перерабатывающего сегмента ситуация менее радужная: во всяком случае, объемы кредитования обвалились на 50%.

С одной стороны, в России сохраняется огромный потенциал по наращиванию производства и переработки сельхозпродукции. «Но реализовать его в условиях изоляции будет крайне сложно, а в высокотехнологичных сегментах невозможно», — отмечают в INFOLine. Без доступа к современным технологиям и оборудованию многие инвестпроекты рискуют быть замороженными. Тормозом будет выступать также падение доходов населения. В условиях снижения потребления внутри страны экспорт готовой продукции становится еще более значимым.

Галина Бояркова,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
29
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях