Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Вся власть Русскому. Даешь Лихачеву!

Вся власть Русскому. Даешь Лихачеву!

29 163

Прежде чем рассуждать, про то, что сегодня директор Русского музея, надо бы договорится, что это за Дом такой. Время не ждет: «В начале было национальное искусство».

Мы привыкли к Петербургу. Ну, поворачиваешь с Невского к Итальянской. Шлепаем навстречу грандиозным имперским декорациям. Раз — и распахивается площадь Искусств. Два — и Пушкин навечно приглашает тебя жестом. Три — и на тебя наваливается колоннада дворца. Не поздний классицизм Росси и не «ой, Русский музей!».

Это первый национальный музей русского искусства в мире. А Инженерный замок, а Мраморный? При всем уважении, Третьяковка — вторая. А при родившейся новой государственной доктрине космический Эрмитаж — уже не главный. Без этого восприятия некуда идти в рассуждениях о новой фигуре в Русском.

Директор над такой махиной — это прежде всего хозяйственник. У него на столе столько же скучных документов, сколько у вице-губернатора, курирующего ЖКХ. Вот, знаете ли, куча проблем с корпусом Бенуа. Вроде нужен ремонт, значит, надо закрывать. Слушайте: легче Московский проспект перекопать, чем те полотна переместить. Так что если мы про это, то надо брать крутого инженера-управленца, способного завести инвестиции. Плюс с небольшим чувством прекрасного. А выставками продолжит заниматься бессменный зам Евгения Петрова. Искусствовед мощный, вжившийся в Русский навсегда. Мол, занимайся крышами, сетями, искусство руками не трогай, я сама-сама открою все идеи. Уж если она что-то не понимает, то никто не понимает. Но Русский музей — особый гений. В нем это так долго работать не будет. Обязательно заискрит внутри, и общество не поймет. Значит, нужен знаковый образ. Оглянемся.

В Петербурге осталось лишь три имени, равных таком весу.

Но Пиотровский в Зимнем дворце — навечно. Он заколдован. Закрыт вопрос. Безусловный Гергиев из мира звуков. А ректор Академии художеств Михайловский нажмет на все свои рычаги, чтобы его оставили в покое колоссального Храма напротив сфинксов. Вот у нас, как всегда, «скука, холод и гранит». Все эмоции бурлят в Москве.

Там перебирают пасьянс кандидатов, а карты уже потертые. Может, вон ту? Или эту? Столичная толкотня — одни за этих, другие за тех. Или замминистра Министерства культуры Аллу Манилову? Она хорошая, отсюда уберем — сюда поставим. Не ссылать же в Совет Федерации. Будет передвижные выставки делать, отчитываться. Петербург ей не чужой. Работник высокий, аппаратный, изучит огромный имущественный комплекс, там накопилось. Работайте, женщина.

Эй, братишки, Русский музей — не напечатанный в приказе объект культурного наследия. Это шедевр Русского мира. Тогда и вопрос звучит стоя.

Начинать с концепции. Если требуется поднять статус главной национальной галереи, нужна четкая задача. Цель. Отсюда искать личность, готовую предоставить, защитить свою программу. Без воды про духовные ценности, а способную на эффекты в мощнейшем собрании, в пространствах более чем достаточных.

Только не надо про кадровый голод. Будто «в поле рожь не сжата, есть патрон на брата».

Есть такая, а в повестке ее нет. Директор музея архитектуры Щусева. Елизавета Лихачева. Она глубокая, независимая в суждениях, не вылезает из искусствоведения, открытая, говорящая, строгая, пуританская, опытная в музейном хозяйстве. Не светская, но прекрасная эпоха бессмысленных манер прошла. Молодая. Мир должен принадлежать 40-летним. Почетных званий нет, так с нее не парадный портрет наклеивать. Она авангардна. Что и требуется доказать.

В этом отражение новых процессов в стране.


Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
63
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях