Сезон снегопадов подходит к концу, а вопрос о том, что же выгоднее и полезней для города при содержании дорог зимой сухими и безопасными — соль с песком или реагенты, так и остался открытым. Как и вопрос, какой мы оставим потомкам культурную столицу страны и планету в целом, думая о своем комфорте сегодня.
Ни один российский город в мороз не может обойтись без противогололедных материалов, это самый эффективный способ борьбы с наледью на дорогах, а значит, и с зимним травматизмом и аварийностью. Современное противогололедное средство «Бионорд» разработано «Уральским заводом противогололедных материалов» (УЗПМ) в сотрудничестве с ведущими российскими НИИ и применяется в более чем 60 городах России. Его используют для борьбы со льдом на особо важных объектах, таких как Московский Кремль и Эрмитаж, аэропорты и автодороги федерального значения, больницы и университеты.
На первый взгляд, механизм работы «Бионорда» такой же как у соли — он вступает в реакцию с влагой, разогревается и плавит снег со льдом, проникая в их структуру. Мягкий талый снег, в который он превращает лед, убирается щеткой или дорожной машиной. Растворяясь, материал удаляется вместе с рыхлым снегом. Но, по словам советника генерального директора по развитию УЗМП Евгения Немировского, есть принципиальные отличия, которые позволяют дорожным и коммунальным службам делать выбор в пользу «Бионорда».
«Стоимость 1 килограмма нашего реагента начинается от 20 рублей и зависит от типа ПГМ и объема его отгрузки. Цена, по которой город его приобретает, есть в открытом доступе, это муниципальная закупка. Кубометр песка стоит 800 рублей, килограмм соли — 8–10 рублей. Однако, при расчете расхода оказывается, что «Бионорд» намного выгоднее технической соли. На такой город, как Санкт-Петербург, на весь зимний период ее требуется порядка 200 тысяч тонн, в то время как «Бионорда» ушло бы минимум вдвое меньше. К тому же, в сильный мороз простая техническая соль быстро перестает работать, а «Бионорд» плавит лед даже при минус 30 и не требует повторного применения реагента. Это значит, что и складских помещений для хранения, и человеко-часов для проведения обработки дорог, и выходов коммунальной техники, соответственно, и денег на это уходит меньше. — считает Евгений Немировский. — Это особенно заметно на больших объемах поставок и дает значительную экономию муниципального бюджета. А в тех городах, где до сих пор используются песок, песко-соляные смеси или гранит, экономия происходит еще и на прочистке ливневок».
После зачастивших по всей стране ливневых дождей в российских городах часто случаются подтопления, — в 2022 году они были в Сочи, Курске, Чите, Санкт-Петербурге. Минстрой даже разрабатывает план мероприятий, направленных на модернизацию ливневой канализации в российских городах. Очистка ливневок довольно дорогостоящая и трудозатратная работа, на которой можно сэкономить, если зимой применять современные противогололедные материалы. Гранитная крошка и песок частично смываются в канализацию, засоряя ее, частично превращаются в грязь и пыль на улице и частично сметаются силами коммунальщиков. При этом «смёт» песко-соляных смесей относится к четвёртому классу опасности, и коммунальные службы обязаны его утилизировать, что также довольно дорого. «Бионорд» полностью растворяется, не испаряется и не оставляет твердых частиц, которые могли бы засорить канализацию.
«Применение «Бионорда» также сокращает и количество вывозимого снега, а за сезон вывозить приходится объемы, равные нескольким железнодорожным составам. — Евгений Немировский рассказал, за счет чего можно еще увеличить экономию бюджетных средств. — Наиболее эффективно в больших городах применение двухфазного реагента, когда перед рассеванием по дороге твердые гранулы смачивают специальным раствором. Так реагент быстрее начинает плавить лед и снег. Уменьшается как расход реагента, так и объем снега, который нужно убирать с улицы.»
Есть от применения «Бионорда» и еще один экономический эффект, дающий дополнительные преимущества перед технической солью: отсутствие разрушающего воздействия на асфальтовые покрытия и бетон, а также снижение коррозийного воздействия автомобили и металлические элементы городской инфраструктуры, т.е. продление срока их эксплуатации. Это щадящее взаимодействие с историческими и современными зданиями, опорами мостов, вышками и фонарями, общественным и личным транспортом.
В свою очередь, более длительная эксплуатация объектов и уменьшение производственных затрат, как на сам реагент, так и на его применение, снижает углеродный след. То есть уменьшает общее количество парниковых газов, прямо и косвенно выделяемое в результате деятельности как компании-производителя, так и потребителя, и каждого человека за определенное время.
А вопросы изменения климата в современном мире приобретают все большее значение. Эксперты полагают, что именно парниковым газам мы обязаны рекордным колебаниям температуры и выпадения осадков в виде ливневых или ледяных дождей и небывалых снегопадов.
ООО «УЗПМ»