Как аутсайдерское искусство получило легитимность; как эволюционировал архитектурный стиль в Петербурге; как коррупция недурно себя чувствовала даже в сталинском СССР — эти темы раскроют 26 февраля специалисты — гости проекта «Открытая библиотека. Диалоги». Бесплатно. 12+

С 1948 по 1952 год в Советском Союзе работало Управление военного строительства: заключало договоры с госструктурами на строительство дорог. Руководил управлением полковник инженерных войск Николай Павленко. Павленко дело знал: в свое время был и прорабом, и старшим прорабом, и заведующим участком. Только никаким полковником не был. Сложно сказать, что удивительнее: что он свой бизнес наладил еще во время войны или что этот бизнес так долго продержался в «некоррупционные» сталинские времена. Об этом расскажет историк, архивист Олег Хлевнюк, автор книги «Корпорация самозванцев. Теневая экономика и коррупция в сталинском СССР».

В двух вышедших томах «Три века архитектуры Санкт-Петербурга» лауреат Анциферовской премии, исследователь архитектуры, искусствовед Владимир Лисовский рассказывает о том, как развивался архитектурный стиль Петербурга с момента основания и до 1917 года. А история примечательная: здания, построенные при Петре I, конечно, «европейские» — однако были и архитекторы, которые желали продолжать традиции допетровского зодчества. И в целом особенности возникновения города и его расположение привели к сосуществованию самых разных архитектурных веяний.

Оскар Шлеммер (1888–1943), скульптор, хореограф, театральный оформитель, увидев творчество психиатрических пациентов в Гейдельберге, воскликнул: «В течение целого дня я воображал, что сойду с ума, и был даже доволен этой мыслью, потому что тогда у меня было бы все, что я хотел!» Маргинальность, аутсайдерство, странность расширяли канон классической эстетики. О том, как произведения душевнобольных, социальных маргиналов и визионеров превратились в значимые художественные феномены, расскажет искусствовед Анна Суворова, автор книги «Искусство аутсайдеров и авангард».
Начало лекций в 12:00, 13:30 и 15:00 26 февраля в магазине «Подписные издания» (Литейный, 57). Нужна регистрация на каждую лекцию отдельно. Планируется онлайн-трансляция. Подробности на сайте «Открытой библиотеки» и на ее страничке во «ВКонтакте».
Александра Шеромова