Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город А снижение-то откуда? Как платная парковка повлияла на аварийность в центральных районах Петербурга

А снижение-то откуда? Как платная парковка повлияла на аварийность в центральных районах Петербурга

13 425

Отчитываясь об успехах платной парковки, чиновники говорят о, казалось бы, очевидных вещах: меньше пробок, меньше стоят вторым рядом, быстрее едут скорые, число ДТП падает. Это тот безусловный арсенал, который всегда есть под рукой у администрации. Оказывается, даже с этим можно поспорить.


О снижении аварийности с появлением паркоматов транспортный блок Смольного говорил в эфире неоднократно — к примеру, профильный замглавы комтранса Дмитрий Ваньчков. Имеется в виду именно Центральный район, по которому уже есть более или менее репрезентативная выборка и в котором платная зона расширялась несколько лет. Услышав такое и не имея возможности уточнить формулу, телезритель либо примет к сведению, либо пойдет проверять. Благо есть где — статистика дорожно-транспортных происшествий от ГИБДД публикуется. Опытный пользователь новостной информации от чиновников даже вспомнит понятие «аналогичный период прошлого года», ведь именно так обычно принято отслеживать любой прогресс или деградацию — не ноябрь по сравнению с октябрем, а этот ноябрь по сравнению с прошлым.

О ресурсе, где отображаются показатели безопасности дорожного движения, неоднократно рассказывало само МВД, добавляя туда все новые разделы и функции. «Пользователь может получить информацию о количестве дорожно-транспортных происшествий для отдельного субъекта Российской Федерации, района муниципального образования в соответствии с выбранным показателем, а также получить детализированную информацию о конкретном ДТП, — говорится в релизах. — Предоставляемые сведения могут оказаться полезными и использоваться федеральными органами исполнительной власти, региональными властями, органами местного самоуправления, а также представителями общественных организаций и объединений, экспертного сообщества и гражданами, заинтересованными в решении проблем в области безопасности дорожного движения». Чтобы понять, насколько релевантны эти данные, можно сравнить с официальными цифрами Смольного. В частности, по Петербургу в целом за 2022 год сайт показывает 4 179 ДТП, 4 770 раненых и 140 погибших. В проекте отраслевой госпрограммы города значатся 4 220 ДТП, 4 816 пострадавших и 139 погибших. При учете определенной погрешности можно сказать, что сайт показывает близкие к смольнинским цифры.

Перепроверить информацию через сайт ГИБДД «Фонтанке» посоветовали активисты Адмиралтейского района, которые сражаются за более избирательный подход к введению платной зоны. Что можно сказать: так улучшений не просматривается. Центральный район Петербурга полностью вошел в платную зону с прошлого сентября, берем соответствующий интервал. Сайт ГИБДД показывает, что в период «сентябрь 2021 — январь 2022» здесь было зарегистрировано 133 ДТП со 144 ранеными и тремя погибшими; год спустя, с введением платной парковки, за те же пять месяцев набралось 147 происшествий, в них пострадали 164 человека и погибли трое.

Адмиралтейский район окрасился синей разметкой с ноября, в случае с ним можно брать в расчет только три месяца. В ноябре 2021 — январе 2022 здесь в 38 ДТП пострадал 41 человек, один погиб; заря платной эры через год подарила району 43 ДТП с 45 ранеными и одним погибшим. Не радикальный рост, и ясно, что плюс-минус 5 происшествий за квартал — это не показательная тенденция, но это точно не улучшение, о котором нам рассказывали.

По данным «Фонтанки», когда транспортный блок говорит о 25-процентном уменьшении числа ДТП, он тоже руководствуется некими выкладками ГИБДД. В частности, похожая цифра фигурировала во внутреннем отчете за первый квартал 2022 года, но это все-такие совсем давно, комтранс-то называл ее уже в начале декабря.


Другой важный посыл, который идет из недр Смольного, — сравнивать с 2019 годом. Это в целом главный статистический тренд ковидной эпохи: чиновники исходят из того, что в последний раз мы нормально жили до начала пандемии, а с марта 2020 года все процессы схлопнулись, и сейчас мы все еще расхлебываем последствия. Например, в этой парадигме оценивают пассажиропоток общественного транспорта. Ну хорошо, давайте с 2019-м.

Центральный район в сентябре 2019 — январе 2020 видел 187 ДТП с 204 ранеными и 5 погибшими. Через год, посреди ковида,— 144 происшествия (158 раненых, 6 погибших); то есть надо было рассадить всех по домам, чтобы получить пресловутое почти 25-процентное снижение. А в следующие два года за тот же период, как уже говорилось выше, — 133 и 147 ДТП соответственно. Да, конечно, 147 происшествий после введения платной зоны — это сильно ниже 187 «доковидных». Но именно после появления платной парковки показатель впервые вырос — до этого он только снижался год от года в течение 4 лет. Возможно, дело и правда в том, что карантин разжал зубы и люди выехали на улицы. Но тогда странно приписывать платной парковке заслугу снижения числа ДТП, которое превращается в рост, стоит людям просто сесть за руль, верно?

В Адмиралтейском районе в доковидный период «ноябрь 2019 — январь 2020» зафиксировали 79 ДТП с 90 ранеными и двумя погибшими. На рубеже 2020–2021-го — 57 происшествий (62 раненых, один погибший). В последний год без платной парковки — 38 ДТП, а после ее появления — 43. И снова гораздо лучше, чем в 2019-м, но первый рост за несколько лет. Это не байка из склепа в духе «платная парковка убивает», это вопрос: так что же все-таки снижает аварийность — ковид или паркоматы?

Центральный район так себе смотрится на фоне других, куда парковка не заглянула. Фрунзенский в сентябре-январе 2021–2022 насчитал 106 ДТП, а через год — 72, и без всякой платной зоны; Пушкинский снизился с 90 до 86; Выборгский — с 222 до 208; Красногвардейский — со 138 до 134, Приморский — со 164 до 141. И так далее. Хоть какую-то печальную компанию Центральному району составляет Василеостровский (рост с 55 до 59), который сам готовится принимать паркоматы.

Так и тянет все же сделать вывод о проклятии синей разметки, но выборка не позволяет: с Адмиралтейским все несколько иначе. Он тоже стал одним из районов, которые, согласно данным сайта ГИБДД, показали рост ДТП в ноябре-январе (к прошлому году), то есть аккурат с момента запуска там платной парковки. Но кроме него увеличивали аварийность тот же Васильевский остров, Невский район, Выборгский, Красногвардейский. Московский и Приморский не двигались. А Фрунзенский снижался, как и Колпинский, Калининский, Красносельский. Так что здесь хотя бы разноголосица.

Помимо общей статистики ДТП сайт ГИБДД позволяет выделять неприятности с пешеходами — и в конечном итоге именно о таких происшествиях говорят чиновники в свете платной парковки. 5 месяцев Центрального района (сентябрь-январь) в 2019–2020 годах принесли 88 таких ДТП, 3 человека погибли, 91 пострадал. В ковид статистика снизилась, и год назад зафиксировали 47 происшествий (50 пострадавших, 2 погибших), однако «платный» период сентября-января 2022–2023 года принес 63 ДТП с пешеходами (68 раненых, 2 погибших).

В Адмиралтейском идентичная картина. В ноябре-январе здесь стабильно снижалась аварийность с пешеходами на фоне ковида. В минувшие три месяца она впервые выросла, хотя осталась значительно ниже 2019 года.


Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
34
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях