Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Недвижимость Какой может быть вторая жизнь «серого пояса». Обзор главных перевоплощений десятилетия

Какой может быть вторая жизнь «серого пояса». Обзор главных перевоплощений десятилетия

8 572
Источник:

Территории Петербурга с промышленным наследием массово застраиваются жильем. По данным «Петербургской недвижимости», на землях бывших заводов, фабрик и складов находятся около 80 % всех новостроек в обжитых районах вблизи центра. При этом некоторые здания «серого пояса», ценные с архитектурной и исторической точек зрения, до сих пор остаются без внимания девелоперов.

А как еще бывает? «Фонтанка» показывает, как промышленные памятники Петербурга превращались в модные общественные пространства, и рассказывает, чем проекты их редевелопмента привлекли застройщиков.

К сожалению, часто внимание к памятным зданиям привлекают печальные новости: в конце января в Петербурге обрушилось несколько пролетов ограды мясокомбината имени Кирова на Московском шоссе. Этому образцу промышленной архитектуры не повезло: территория «Самсона» застраивается, но само здание завода давно пришло в упадок, и его дальнейшая судьба непонятна, в том числе и в силу неопределенности его статуса. Постоянные происшествия происходят и с «Красным треугольником», который как дитя без глазу у семи нянек.

Редевелопмент в массы. До и после

Другим индустриальным памятникам в Петербурге повезло больше. За последние 10 лет не один из них прошел редевелопмент: был восстановлен и, сохранив свою историческую конфигурацию и внешний облик, оказался интегрирован в современную городскую среду.

Газгольдеры

Вторую жизнь обрели газгольдеры в Московском районе Петербурга. Два — на набережной Обводного канала — реконструировала компания «Люмьер-холл». В одном с 2017-го работает самый крупный в городе планетарий. Там показывают фильмы не только о космосе, но еще и об истории сооружения, в котором когда-то хранили газ.

Другой газгольдер — на Заозерной улице, 3, — превращен в паркинг. Участок вокруг построенного в конце XIX века здания в 2011-м купила группа RBI — и спустя несколько лет возвела рядом жилой дом комфорт-класса. Чтобы газгольдер смог обрести новую функцию, его реконструировали с сохранением и восполнением кирпичной кладки, исторических дверных и оконных проемов.

Газгольдер на Заозерной улице до и после реконструкции
Источники:

Определение новой функции индустриальных объектов — всегда вызов для девелоперов. «Было много идей по новому функционалу этого сооружения: и арт-кластер, и офисный центр, и спорт, и лофт, — вспоминает президент RBI Эдуард Тиктинский. — Но большинство из них отсеялись на этапе исследования потребностей покупателей, остальные — на этапе изучения охранных требований, так как нельзя было делать новые оконные проемы».

Vokzal 1853

В конце 2022-го в Петербурге открылся крупнейший в городе фуд-молл Vokzal 1853. Как ясно из его названия, тоже в историческом сооружении — в здании бывшего Варшавского вокзала.

В интерьерах нового фуд-молла особый акцент — на истории объекта. Фонари под старину, скамейки и столы, как в купе поезда, макет паровоза в холле.
Источник:

В советское время постройку хотели снести, потом, уже в «нулевых», в Смольном обещали оборудовать здесь галерею современного искусства, позже — музей железнодорожной техники. Дальше вокзал реконструировала компания «Адамант», и долгие годы он функционировал как торгово-развлекательный комплекс.

«Севкабель порт»

Одно из самых известных общественных пространств города «Севкабель порт» тоже имеет индустриальное прошлое. Когда директор новой компании — собственника территории Артем Пиндик решил переместить производственную площадку с Кожевенной линии, то понял: создать на прежнем месте креативное пространство выгоднее, чем просто сдать старые здания в аренду.

«Севкабель порт» до и после реконструкции
Источники:

Промышленные постройки Петербурга зачастую окружены сформировавшимися городскими кварталами и обладают хорошей транспортной доступностью, делится руководитель отдела по развитию продукта инвестиционно-строительного холдинга AAG Павел Евсюков. «Территорий бывших промпредприятий достаточно для реализации на них проектов комплексного благоустройства с развитой внутренней инфраструктурой и качественным благоустройством», — говорит он.

Скорые открытия

В ближайшее время в Петербурге для всех желающих откроется еще несколько обновленных индустриальных пространств.

Левашовский хлебозавод

В прошлом году RBI завершил реконструкцию Левашовского хлебозавода на Барочной улице. В 2023-м тут откроются офисные помещения и новое городское культурно-деловое пространство — с «блокадной комнатой», где гости смогут погрузиться в атмосферу тяжелых дней блокады.

Левашовский хлебозавод до и после реконструкции
Источники:

Здание — памятник не только архитектуры, но еще и инженерной мысли: для него Георгий Марсаков придумал максимально автоматизированный вертикально-кольцевой цикл приготовления хлеба, что и обусловило характерную форму постройки.

«До сих пор на слуху случаи, когда под нажимом очень ограниченного круга людей город шел на поводу и отменял проекты, в разработку которых инвестор уже успел вложить время и деньги, получить законные согласования... Такая перспектива многих инвесторов способна отпугнуть. Наш рецепт в этом случае — максимальная открытость», — объясняет президент RBI Эдуард Тиктинский.

«Красный гвоздильщик»

Шедевр промышленной архитектуры и конструктивизма — водонапорную башню канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» на 25-й линии В. О. — в прошлом году реконструировала Setl Group. В конце декабря 2022-го завершилась реставрация фасада — и со здания начали снимать леса.

Водонапорная башня до и после реконструкции
Источники:

Постройки получили повреждения в годы Великой Отечественной войны, а в 1950-х пережили масштабную реконструкцию. Но водонапорная башня сохранилась практически в неизменном виде. Setl Group намерена открыть здесь бизнес-центр, обустроив внутри бывшего Канатного цеха внутренний атриум — вытянутое пространство, которое объединит под историческим стеклянным фонарем офисные помещения трех этажей.

При редевелопменте промышленные здания всегда находят новую функцию — это напрямую связано с рентабельностью проекта. «Во всем мире такие памятники архитектуры, как промышленные здания, хозяйственные или жилые постройки, которые невозможно использовать в современных условиях по их прямому назначению, находят новую жизнь в качестве общественных и деловых пространств, гостиниц, кафе, магазинов», — перечисляет руководитель дирекции специальных проектов Setl Group Владислав Шипунов.

«Скороход»

Здания бывшей обувной фабрики «Скороход» у «Московских ворот» преобразуют под лофт-квартал. «Охта Групп» планирует обустроить здесь офисы, крытую торговую улицу, подземный паркинг и зону отдыха. Сейчас одновременно ведутся проектирование и ремонт. Все работы планируют завершить в 2027-м, уточнили «Фонтанке» в компании.

Как выглядят здания фабрики «Скороход» сейчас и какими станут после реконструкции
Источники:

«Красное знамя»

К приспособлению под современное использование движется и бывшая трикотажная фабрика «Красное знамя». В 2018-м знаковую не только для российской, но и для мировой архитектуры конструктивистскую силовую подстанцию отреставрировала компания «Балтийская коммерция» — построив до этого по соседству жилой комплекс.

Сейчас над преображением трикотажного, красильного, отбельного, чулочно-красильного цехов, а также утилитарных промышленных построек работает холдинг AAG. Компания уже получила разрешение на приспособление объекта под современное использование — гостиницу, но пока работы тормозит согласование строительства жилого дома.

Силовая подстанция до и после реконструкции

Всё еще ждут новой жизни

Несмотря на значительное число успешных проектов, в городе остаются памятники промышленной архитектуры с неопределенной судьбой.

В Московском районе постепенно разрушается комплекс зданий акционерного общества «Просвещение» Цетлина и Мейера 1906 года постройки. По словам специалистов, эти дома — один из первых примеров применения железобетона в строительстве зданий промышленного назначения. В «нулевых» планы по реконструкции зданий озвучивало ООО «Маяк». Но им не суждено было сбыться.

Сейчас в одном из корпусов работают шиномонтажная и склад, студия звукозаписи, офисы организаций, занимающихся подъемным оборудованием, производством мебели, автомобильными грузоперевозками, массажным оборудованием, дверями.

Источник:

Территория мясокомбината «Самсон» на Московском шоссе застраивается еще с 2018 года — здесь было построено пять жилых комплексов, но само здание и участок вокруг него до сих пор остается депрессивной и заброшенной территорией, которая негативно выделяется в современном городском ландшафте. При этом, несмотря на то что с 2001 года территория мясокомбината вместе с оградой и теплоэлектроцентралью является объектом выявленного культурного наследия, по нему до сих пор не проведена экспертиза для включения его в перечень охраняемых памятников, в связи с чем статус объекта не определен, что затрудняет привлечение инвестора.

Для горожан мясокомбинат им. Кирова спорный объект. В местных интернет-группах одни называют здания «развалинами», другие с этим не согласны. Но понятно, что запрос на преобразование территории у жителей района есть.

В конце января обрушилось несколько пролетов ограды мясокомбината имени Кирова
Источник:

Эксперты считают, что лучше всего такие здания поддаются преобразованию в составе комплексных проектов вместе с созданием остальной инфраструктуры в новых кварталах. Ведь на территории «серого пояса» объектов социального и культурно-бытового обслуживания — учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта — очень не хватает. Неслучайно эта тема даже становится предметом обсуждений между президентом и губернатором или резких заявлений вице-губернатора по строительству.

По словам председателя правления «Охта Групп» Дмитрия Киселева, основное препятствие в использовании подобных объектов — законы рынка. «Поскольку работа с памятниками строго регламентирована и имеет ряд ограничений, иногда оказывается трудно приспособить существующее здание под то, что нужно рынку. Именно поэтому с каждым проектом нужно разбираться отдельно. Вторая трудность — собственно работа с памятником. Все понимают, что есть определенные охранные обязательства, их нужно соблюдать и искать компромиссы».

«Необходимо наладить взаимодействие и прямой открытый диалог между властью и застройщиками по оптимизации, уменьшению или изменению предметов охраны в этих памятниках, — соглашается директор департамента заказчика инвестиционно-строительного холдинга AAG Иван Донкин. — Пространство, сформированное на объектах промышленной архитектуры, не позволяет его эффективно использовать и становится экономически нерентабельным. Современный функционал требует другой нарезки, как правило, здесь необходима корректировка предметов охраны».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5