Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Спорт Fan ID стал для российского футбола катастрофой хуже коронавируса. «Фонтанка» все посчитала

Fan ID стал для российского футбола катастрофой хуже коронавируса. «Фонтанка» все посчитала

23 790

С полноценного запуска Fan ID в Российской премьер-лиге прошло три тура, и теперь можно с конкретными цифрами на руках утверждать: паспорт болельщика обрушил посещаемость элитного дивизиона, а вместе с ней и доходы клубов. Ситуация местами сравнима с коронавирусными сезонами, но где-то стало еще хуже. Законодатели, кажется, тоже обратили на это внимание и что-то пытаются сделать, очень стараются и некоторые клубы, но пока у них ничего не получается.

Отметим, что система Fan ID была запущена в РПЛ еще в прошлом году, в первой части сезона на стадионах «Крыльев Советов» (Самара), «Пари НН» (Нижний Новгород), «Ростова» (Ростов-на-Дону), «Сочи» (Сочи) и «Урала» (Екатеринбург), поэтому у них посещаемость начиная с 18-го тура, когда Fan ID добрался до всех команд, почти не изменилась. Их в расчет не берем. А вот у остальных клубов случился настоящий провал.

Вот результаты 18-го тура:

«Динамо» — «Крылья Советов», 4 943 зрителя, по данным РПЛ, — меньше на 71,72% по сравнению со средней посещаемостью в первых 17 турах без Fan ID (17 485 зрителей);

«Спартак» — «Урал», 4 281 — меньше на 70,97% (12 584);

«Краснодар» — «Торпедо», 7 965 — меньше на 67,25% (24 341);

«Ахмат» — «Оренбург», 4 100 — меньше на 49,47% (8 126);

«Зенит» — «Пари НН», 19 705 — меньше на 42,14% (34 029);

«Факел» — «Химки», 10 321 — меньше на 37,69% (16 564).

По общей средней посещаемости 18-й тур собрал наименьшую аудиторию в сезоне — 7 580 зрителей (с учетом матчей «Крыльев Советов», «Пари НН», «Ростова», «Сочи» и «Урала», у которых Fan ID работает с начала сезона). При этом средняя посещаемость 17 предыдущих туров была 10 541 зритель. Средняя заполняемость стадионов в туре составила 19,6%, что почти на 10% ниже, чем в среднем по сезону (29,1%).

Результаты 19-го тура:

«Торпедо» — «Урал», 207 зрителей — меньше на 95,23% по сравнению со средней посещаемостью в первых 17 турах без Fan ID (4 339 зрителей).

ЦСКА — «Крылья Советов», 2 680 — меньше на 76,91% (11 604);

«Спартак» — «Факел», 5 002 — меньше на 60,23% (12 584);

«Зенит» — «Химки», 15 965 — меньше на 53,12% (34 029). Здесь нужно отметить, что данные РПЛ и «Зенита» по посещаемости этого матча разнятся. Клуб считает, что игру посетили 20 638 человек. В «Зените» пояснили, что разница появилась из-за того, что лига опирается на данные Минцифры, а они — на пробитые QR-коды (то есть только билеты — вход и выход). Клуб — на данные собственных СКУДов, которые считывают как билеты, так и аккредитации. Кроме того, «Зенит» считает аудиторию, зашедшую на стадион на момент 70-й минуты. Минцифры выдает на финиш матча. Эти данные и вносятся в протокол. То есть минус те, кто уходит с арены с 70-й минуты. Но мы будем использовать официальные данные РПЛ для объективности.

«Краснодар» — «Динамо», 13 256 — меньше на 45,54% (24 341);

«Ахмат» — «Локомотив», 6 322 — меньше на 22,22% (8 126).

Средняя посещаемость составила 6 192 зрителя, что ещё меньше, чем было в прошлом туре (7 580). Самым показательным матчем тура и отличной антирекламой Fan ID стала игра «Торпедо» — «Урал», на которую пришли всего 207 болельщиков.

Средняя заполняемость стадионов составила 15,9%, что меньше и прошлого тура (19,6%), и среднего по сезону (28,4%). Интересно, что в параллельном туре во Второй лиге на «Ротор» пришло 9 870 зрителей, в Первой на «Рубин» — 5 730. В РПЛ эти значения были бы на 3-м и 4-м местах по числу зрителей в туре.

Казалось бы, глядя на это, клубы и местные власти должны попытаться изменить ситуацию. В каких-то городах работа действительно ведется. Например, в Петербурге к решению проблемы с посещаемостью активно подключился город, который начал массово раздавать бесплатные билеты. Но ситуация становится только хуже с каждым туром.

Вот данные за 20-й тур:

«Оренбург» — «Спартак», 4 744 зрителя — меньше на 7,86% (5 148);

«Факел» — «Сочи», 9 686 — меньше на 41,50% (16 564);

«Локомотив» — «Краснодар», 3 335 — меньше на 62,80% (8 959);

«Химки» — «Ростов», 696 — 69,59% (2 292);

ЦСКА — «Зенит», 9 974 — меньше на 14,05% (11 604).

В итоге с учетом всех матчей 20-го тура РПЛ (свои матчи в этом туре также провели «Пари НН», «Крылья Советов» и «Урал», у которых Fan ID действует с начала сезона) игры в среднем посетили 5 006 человек — это новый антирекорд сезона. То есть посещаемость неумолимо падала каждый тур, несмотря на все попытки властей что-то изменить.

Также для сравнения: матч в параллельном туре Первой лиги «Балтика» — «Акрон» в Калининграде собрал 10 817 — то есть больше, чем любая игра в РПЛ. Также в Набережных Челнах (6 093) и Махачкале (6 050) аудитория была больше, чем на шести встречах РПЛ из восьми. Антирекорды посещаемости домашних матчей в 20-м туре поставили даже «Пари НН» (3 335) и «Крылья Советов» (2 324), которые, казалось бы, уже должны адаптироваться к новым условиям.

Но влияние Fan ID отражается не только в цифрах посещаемости. Помимо невзрачных трибун, которые «Матч ТВ» теперь показывает в основном крупным планом, чтобы не демонстрировать общую удручающую картинку, это еще и финансовые потери. По информации «Фонтанки», в сезоне-2022/23 ожидается падение доходов РПЛ с 6 млрд рублей до 3 млрд рублей. И это считается еще оптимистичным прогнозом, так как учитывается незначительное снижение цен на билеты, но многие клубы, глядя на ситуацию, уменьшают цены до минимума или, как в случае с «Зенитом», раздают их совсем бесплатно. Раньше доходы того же «Зенита» в день матча (то есть это билеты, мерч, кейтеринг и так далее) составляли 50–100 млн рублей в зависимости от соперника. Исходя из падения средней посещаемости почти в два раза, можно предположить, что и доходы упадут минимум в два раза. При этом надо помнить, что часть билетов теперь раздают бесплатно, а на матчах 18-го и 19-го туров на «Газпром Арене» действовала акция «Обед чемпиона», где всем пришедшим раздавали бесплатно наборы с сосиской в тесте, поп-корном и напитком, что также наверняка повлияло на доходы от кейтеринга. Так что, скорее всего, реальные доходы снизились минимум в 3–4 раза.

Кажется, власти тоже обратили внимание на происходящее. 15 марта Минцифры объявил о начале дистанционного оформления Fan ID. Также на днях стало известно, что Российский футбольный союз, Министерство спорта и Минцифры разрабатывают механизм для привлечения болельщиков на футбольные матчи. Предполагается, что будет создана программа лояльности, по которой болельщики смогут получать скидки и подарки. Но, кажется, что-то подобное мы уже видели на «Зените» (бесплатные шарфы и питание), но ситуацию это не сильно исправило.

Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
104
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях