Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Общество Технологии Не только цветы и пицца. Доставка отучила всех ходить в магазины, но приучила к пунктам выдачи

Не только цветы и пицца. Доставка отучила всех ходить в магазины, но приучила к пунктам выдачи

9 351

Рынок интернет-торговли продолжает рост, а вместе с ним — и востребованность услуг доставки. Она нужна как покупателям, так и предпринимателям, продающим товар и предпочитающим отдавать сложную логистику на аутсорсинг. Из последних трендов: спрос на экспресс-доставку от 15 минут до нескольких часов и развитие доставки между городами.

Зародившийся в пандемию тренд только укрепляется и переходит из столиц в другие регионы. Все довольно быстро привыкли оперативно получать покупку и уже ждут этого не только от маркетплейсов, но и от обычных онлайн- и офлайн магазинов. О том, что произошло с рынком доставки за последний год, рассказали эксперты на круглом столе «Фонтанки».

Потенциал на паузе

Рынок логистики растет на фоне роста электронной коммерции, отметил Артем Потапов, руководитель службы операций «Яндекс Доставки». Он привел данные Ассоциации компаний интернет-торговли, согласно которым в 2022 году по сравнению с 2021-м рынок вырос на 30%.

— На самом деле у него куда больший потенциал роста, так как часть интернет-торговли в общей доле ритейла в России все еще небольшая — около 11–12%. В Китае, по разным данным, она достигает 40%, — уточнил эксперт.

Хотя динамика по увеличению числа заказов в 2022 году замедлилась, все равно идет значительный прирост рынка доставки за счет крупных маркетплейсов. Как отметил Ян Яскевич, руководитель отдела региональных продаж Boxberry в Санкт-Петербурге, на них уже приходится до 75% всех посылок. Малый бизнес идет туда в поисках быстрого выхода на покупателя и пакетного решения для продаж.

— В прошлом году маркетплейсы были вынуждены пересмотреть работу и теперь несколько ужесточили условия для продавцов, но это естественный процесс, — говорит он. — Агрегаторы переходят от стадии захвата рынка к зарабатыванию денег. С другой стороны, мы думаем, что в ближайшие годы реальную конкуренцию им могут составить так называемые «доски объявлений» — площадки по представлению услуг и товаров от частных лиц (по типу Аvito, «Юла», «Ярмарка мастеров»). Продавцам все сложнее бороться за клиентов, так что подобные площадки особенно актуальны для малого и среднего бизнеса. При этом обычные интернет-магазины тоже увеличивают количество отправлений за счет продолжающегося перетока клиентов из офлайна в онлайн. Количество сделок на классифайдах с нашей доставкой в прошлом году выросло в 2,5 раза. В целом, в первом квартале мы заметили сохранение трендов прошлого года: каждый месяц количество отправлений растет — за исключением января.

— По итогам 2022-го рынок логистических услуг показывал небольшой рост, — рассказал Алексей Оськин, директор по транспортной логистике Ситилинка. — При этом со второй половины прошлого года наблюдается стабильный тренд на снижение, что обусловлено уменьшением оборота розничных продаж (около 10% год к году). Вместе с тем поддерживающим фактором и основным драйвером развития рынка доставки становится развитие онлайн-продаж. Укрепление электронной торговли стимулирует рынок логистических услуг, поскольку вариативность доставки, её стоимость, условия оплаты и дополнительные услуги являются конкурентными преимуществами.

И быстро, и далеко

В регионах потенциал роста электронной коммерции еще очень большой, поэтому высокими темпами будет расти сегмент междугородней доставки, отметил Артем Потапов. «Яндекс Доставка» начала развивать соответствующую услугу год назад. В 2022 году компания запустила межгород для корпоративных клиентов, а недавно в приложении Яндекс Go появился такой сервис и для частных лиц. Им пользуются как обычные люди, которые отправляют посылки родным и знакомым в другие города, так и представители микробизнеса, которые посылают товары клиентам.

— Экспрессом обычно называют доставку в течение получаса-часа из дарксторов или магазинов. Покупатель привык заказывать этим способом продукты, лекарства, цветы, товары первой необходимости. Такой вид становится все более прозрачным, дешевым и удобным — и постепенно проникает в другие товарные группы, от бытовой техники до автозапчастей.

Ян Яскевич разделил доставку на стандартные виды: курьерскую, до пункта выдачи или постамата с самовывозом, экспресс. Наиболее развита сейчас самая оперативная разновидность — в современном понимании это в пределах от 25 минут до нескольких часов.

— За пандемию все уже привыкли покупать с доставкой что угодно и теперь ожидают такой же скорости и от обычных интернет-магазинов. Так что следом появился формат гиперлокальной доставки, — уточнил он. — В центре находится мини-хаб или даркстор, а адреса доставки — в радиусе от полутора до трех километров от него. Клиенту не нужно сидеть дома и ждать курьера целый день: он получает уведомление, что посылка прибыла в пункт, и дальше может либо забрать ее сам, либо выбрать ближайший слот на доставку курьером.

Алексей Оськин уточнил: если говорить о классической доставке («дверь-дверь») как полном цикле логистических услуг от транспортных компаний, то она включает в себя пять основных блоков: забор груза в городе отправления (первая миля); терминальная обработка в городе отправления; междугородная перевозка (магистраль(авто), ж/д, авиа); терминальная обработка в городе получения и внутригородская доставка до получателя (последняя миля).

— До недавнего времени именно «последняя миля» была наиболее слабым звеном в работе транспортных компаний, — добавил Оськин. — Часто сами перевозчики относились к ней как к допуслуге, приложению к магистральной логистике. Ситуация кардинально изменилась с развитием интернет-торговли — это основной драйвер роста рынка на ближайшие 5–10 лет. Сейчас транспортные компании начали стремительно набирать компетенции в доставке конечному получателю, многие из них выделили эти направления как самостоятельный бизнес. Активное развитие получила интервальная доставка и «ко времени». Например, у нас она работает по всем городам присутствия, а в прошлом году мы запустили доставку в трехчасовые слоты.

Также эксперт отметил, что увеличивается вариативность оплаты, появляется упрощенная выдача заказа по смс. Помимо классической доставки курьером «на следующий день» и её более оперативного варианта «День в день» появились более удобные с точки зрения клиента ПВЗ и постаматы.

Что касается экспресс-доставки, то, по мнению Алексея Оськина, с точки зрения потребителя есть совсем немного причин, чтобы ее использовать. Спрос на нее невысок: в основном, она востребована при заказе быстрого питания и в особых жизненных ситуациях. В сегменте техники и электроники более приоритетным для покупателя будет возможность выбора временного слота для комфортного получения заказа.

Забрать самому

Большинство покупателей продолжает выбирать пункты выдачи заказов (ПВЗ) именно в силу их удобства, доступности и отсутствия привязки ко времени — туда можно зайти, когда будет удобно. По оценке Data Insight, две трети покупателей предпочитают самовывоз из ПВЗ и постаматов еще и потому, что это дешевле доставки до двери. По словам Артема Потапова, это одна из причин стабильного развития бизнес-модели с пунктами выдачи заказов.

— «Яндекс Доставка» помогает доставлять посылки в 10 тысяч ПВЗ и постаматов по всей России, и такое покрытие важно для наших корпоративных клиентов, — уточнил он. — С другой стороны, есть много сценариев, когда людям нужна доставка прямо сейчас, — и вот тогда они выбирают экспресс-вариант. Также активно развивается доставка по клику, когда сначала посылка приезжает в постамат или даркстор, и в удобное время клиент может ее оттуда получить в течение получаса.

— Маркетплейсы приучили людей к ПВЗ, — говорит Ян Яскевич. — У нас их более 4200 по разным городам, также есть доставка в страны СНГ, куда заметно увеличился поток заказов с прошлого года. А гиперлокальную доставку курьером по Москве мы запустили в начале 2021 года и дальше масштабируем ее на Петербург и города поменьше. Когда посылка поступает в ПВЗ в ближайшем радиусе от получателя, ему приходит оповещение, где можно выбрать удобное временное окно для доставки. Что касается пунктов выдачи — это устоявшийся способ получить заказ, они есть почти в каждом дворе и люди к ним привыкли. Думаю все же, что произойдет постепенный переток в гиперлокальную доставку, а ПВЗ немного будут сбавлять обороты и сокращать долю.

У каждого вида есть своя целевая аудитория, добавил Алексей Оськин. Например, курьерская доставка ориентирована прежде всего на покупателей, которым удобно получить заказ дома или в офисе: они могут позволить себе ожидание курьера. Самовывозом из пунктов выдачи пользуется основная масса работающих, активных граждан, для которых важно забрать заказ в удобное время. Постаматы — достаточно мобильная история, наиболее востребованная молодежным сегментом, которому импонируют технологичные решения. Но в сегменте техники и электроники такой вид доставки подходит не для всех категорий товаров.

— У нас около 80% заказов покупатели предпочитают забирать самостоятельно, — добавил эксперт. — С доставкой чаще заказывают крупногабаритную технику, которую трудно самостоятельно довезти и поднять в квартиру. Что касается ПВЗ и постаматов, то их главное преимущество — это возможность для получателя управлять своим временем. Не надо ждать курьера, пусть даже в определённый интервал. При хорошей плотности покрытия пунктами выдачи, обеспечивающей «шаговую доступность» для клиента, это наиболее интересный вариант. Доля курьерской доставки снижается с каждым годом — сейчас она составляет не более трети от всех видов.

А кто работать будет?

В 2022 году количество запросов на поиск работы в целом по стране снизилось, а в декабре 2022 года относительно декабря 2021 это снижение достигло 25%, отметил Артем Потапов.

— Выглядит как недостаток рабочей силы на рынке, но в сфере доставки мы этого не наблюдаем. Куда сильнее на наш бизнес влияет дефицит кадров в «горячие» периоды, — отметил он. — В высокий сезон и перед праздниками, когда на всем рынке спрос на курьеров увеличивается в несколько раз, привлекать исполнителей сложнее. Еще один интересный фактор — погодный. Если в крупном мегаполисе случается обильный снегопад или гололед, спрос на доставку растет, число исполнителей сокращается, а скорость доставки замедляется.

Как добавил Ян Яскевич, с отъездом части иностранцев выбор кадров сильно сократился — в том числе и из-за активного набора на промышленные предприятия тех же разгрузчиков и кладовщиков, за которых теперь приходится бороться.

— В Петербурге аналогичная ситуация. Мы стараемся оптимизировать складские процессы, чтобы сократить потребность в персонале, — продолжил он. — Не скажу, что есть острый дефицит, но нехватка ощущается в пиковые периоды, когда заказов больше в 2–4 раза. Ну и, к тому же, в Петербурге нередко погодные условия вызывают локальные проблемы.

По словам Алексея Оськина, в настоящее происходит трансформация рынка труда, которая началась еще в период ковидных ограничений. Необходимость минимизации очного общения стимулировала развитие различных альтернативных форм организации труда (удаленная работа, гибкий офис и др.) В 2022 году эта трансформация продолжилась: люди предпочитали оставаться на стабильной работе, а желание сменить место и сферу деятельности или продвинуться в карьере за счёт смены места отошло на второй план. При этом работодатели не торопятся снижать уровень зарплат, предпочитая оптимизировать расходы на персонал за счет соцпакетов, компенсаций и корпоративных программ.

— В начале 2023 года рынок труда оживился, — продолжил Оськин. — Есть спрос на квалифицированные кадры и запрос работодателей на обновление штата специалистов для получения дополнительной экспертизы в изменившихся условиях, а также возобновления желания карьерной динамики у работников. В целом ситуация в транспортной логистике с точки зрения подбора персонала достаточно стабильная. Дефицит линейного персонала ощущается, пожалуй, только среди водителей-экспедиторов — ввиду высокого спроса и увеличения сфер привлечения таких специалистов.

Разделить ответственность

Разные виды бизнеса, попробовав организовать доставку своими силами, все же часто прибегают к помощи специализированных сервисов — это помогает сократить затраты и сэкономить время на построение логистических процессов.

— Почему аутсорсинг лучше, чем собственная логистика? Компании, которые специализируются только на доставке, инвестируют средства и развивают технологии для оптимизации логистических цепочек, у них процесс настроен лучше, чем у тех, чьим профилем доставка не является, — пояснил Артем Потапов. — У нас есть клиент-ритейлер на Дальнем Востоке, который сократил затраты на логистику более чем в 10 раз после того, как на последней миле, то есть на пути к конечному получателю, начал использовать «Яндекс Доставку». Собственная курьерская служба ему обходилась дороже. С другой стороны, некоторые компании не могут передать эти функции на аутсорсинг, потому что у них сложные сценарии и особые требования к курьерам.

Один из трендов этого года — оптимизация затрат, отметил эксперт. Практически каждый бизнес думает, как сократить расходы — в том числе на логистику. Если раньше логистический партнер предлагал тарифы, а компания могла согласиться или отказаться, то сейчас взаимодействие с бизнесом кардинально изменилось.

— Мы погружаемся в бизнес-процессы партнеров, детально изучаем параметры доставки, вместе анализируем большие данные, — сообщил Потапов. — И помогаем компаниям находить решения, чтобы затормозить рост расходов на логистику или сократить их. Мы делимся экспертизой с партнерами. «Яндекс Доставка» уже превратилась в логистическо-консалтинговую компанию.

У обоих вариантов организации процесса есть свои плюсы и минусы, считает Алексей Оськин. Собственная доставка более дорогая: требуется закупка или лизинг транспорта, затраты на оплату труда, горюче-смазочные материалы и обслуживание парка, страхование, администрирование автопарка и другие статьи бюджета. Логистика же на аутсорсе позволит освободиться от обслуживания транспорта, но в то же время появляется зависимость от поставщиков услуг. Для небольших компаний этот вариант подходит больше, а при расширении минимизировать риски поможет привлечение альтернативных перевозчиков.

— С ростом бизнеса нагрузка по администрированию на одну доставку уменьшается, а также появляется запрос на брендинг при контакте с клиентом, — продолжил эксперт. — При использовании собственной логистики ее соотношение с аутсорсом должно быть примерно 80/20. Наличие альтернативного инструмента позволит наращивать парк в период пиковых нагрузок, а также избавит от издержек в «низкий сезон», когда часть машин будет вынужденно простаивать. При этом необходимо сделать поправку на текущую ситуацию на рынке — прежде всего, резкое увеличение стоимости коммерческого транспорта в 2022 году. Это делает обновление или переход на свой парк очень сложной задачей. У нас в Ситилинке — собственный автопарк и курьеры. При этом в периоды высокого спроса можем привлекать партнеров для оперативной доставки.

Чтобы определить, что лучше для продавца, своя доставка или ее аутсорсинг, надо понять, какие у него ресурсы и география его работы, считает Ян Яскевич. Если брать минимальный охват на уровне города и области, предприниматель может развозить заказы сам или нанять небольшой штат курьеров. Но считать, что эта схема дешевле, в корне неверно — транспортные расходы, связь, бензин, ремонт автомобиля тоже ложатся на него. Также надо оценить объемы поставок — если продаж мало, такой вариант не оправдан для самих курьеров, так как они получат небольшую зарплату.

— Отдавать доставку на аутсорс оптимально для малого и среднего бизнеса, поскольку головная боль исполнителя ложится на того, у кого все эти процессы налажены, — продолжил эксперт. — А у любой уважающей себя компании все логистические процессы выстроены, внедряются новые айти-решения и дорабатываются существующие, развивается обратная связь с клиентом. Это помогает понять, как срезать транзитные сроки и, соответственно, затраты.

Роботы, дроны и люди

На логистическом рынке сейчас витает много интересных идей, но, как отметил Алексей Оськин, для их масштабирования и запуска в промышленную эксплуатацию необходим спрос со стороны платежеспособной аудитории продукта.

— Например, доставка дронами — изящная идея получения отправлений по воздуху — ограничивается возможностью их использования в городах, — считает он. — Это и безопасность эксплуатации в местах плотной застройки, и приватность при подлёте к многоквартирному дому (наличие камеры), необходимость создания инфраструктуры, решение правовых вопросов их эксплуатации и т.д. У беспилотной доставки или доставки роботами также есть ряд ограничений, поэтому им находят применение на небольших замкнутых территориях — например, в студенческих городках. При этом у доставки в постаматы хорошие перспективы: она позволяет «дотянуться» до клиентов по месту жительства. Сейчас это выглядит утопично из-за необходимости серьезных вложений в инфраструктуру, но все малогабаритные отправления вполне могут уйти в этот сегмент рынка.

— Есть мнение, что в ближайшие пять лет роботы (автоматизированные работники) могут занять 80% рабочих мест в логистике, — считает Ян Яскевич. — Это уже зарождается в мировых крупных компаниях — беспилотные магистральные автомобили и машины курьеров, полностью автоматизированные ПВЗ. Что касается дронов, то в нашей стране это скорее пиар-инструмент: у нас пока слишком много барьеров для такой доставки — нет техрегламентов, гарантий безопасности аппаратов. С другой стороны, стоит внедрять роботов и дронов в сами складские процессы и работу ПВЗ.

— Все складские операции будут максимально автоматизироваться, технологии маршрутизации будут выжимать максимум из маршрутов, которые возможно составить, — считает Артем Потапов.

Попытка прогноза

Сейчас в принципе тяжело прогнозировать развитие сегмента доставки, поскольку сократился горизонт планирования. Ян Яскевич считает, что на рынке услуг доставки продолжится переток из офлайна в онлайн и увеличение грузопотока, а доставка больше будет опираться на сегментирование аудитории, то есть разработку продуктов под определенные группы потребителей.

— Например, мы запустили сервис для клиентов, у которых нет своего интернет-магазина, но больше трех посылок в месяц, — добавил он. — Скорость доставки в таком случае в 2,5 раза выше, а экономия может достигать 30%.

Что касается международной доставки товаров, то она переориентируется на ближнее зарубежье и страны СНГ. В Петербурге 64% интернет-магазинов, сотрудничающих с Boxberry, отправляют туда самые разные товары: от предметов для хобби до одежды, обуви и канцелярии.

— В 2022 году объем экспорта почти не рос — санкции и отключение карт осложнили платежи, невозможность рекламы в запрещенных соцсетях заставили магазины переориентироваться, — подытожил Яскевич. — Уход ряда брендов развернул поток заказов. Если раньше клиент из ближнего зарубежья покупал эти бренды в России за счет более широкого ассортимента, то теперь наши соотечественники берут эти бренды за границей. В следующем году мы ожидаем усиления тенденции переориентации покупателей в сторону рынка ближнего зарубежья и увеличения товарооборота со странами СНГ.

— Основным трендом на ближайшие годы станет необходимость оптимизировать издержки, — подытожил Алексей Оськин. — Если ранее, при динамично растущем рынке, компании могли себе позволить не вкладываться в логистику и покрывать затраты оборотом, то сейчас существенная часть технологических решений будет связана в первую очередь со снижением расходов на весь сервисный цикл — от автоматизации работы колл-центров до внедрения инструментов оптимизации складских операций и повышения эффективности доставки. Особенно сложно придётся тем компаниям, которые не вкладывались в IT ранее.

Также эксперт прогнозирует продолжение перехода розничного рынка из офлайна в онлайн-канал — следовательно, увеличение спроса на доставку. При этом доля курьерской доставки сократится, а популярность пунктов выдачи заказов будет расти. Ещё одним из трендов будет передача на аутсорсинг части логистики, что позволит сохранить площадь покрытия за счет привлечения партнерских схем работы. В целом, рынок логистических услуг подвержен всем тенденциям внешней среды и вынужден работать в период неопределенности, что требует гибкости и поиска новых, в том числе нестандартных, решений.

Анна Романова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях