В ночь на 30 марта в Минске задержали 54-летнего Алексея Москалева. Мужчина убежал из-под домашнего ареста — на скамье подсудимых он оказался по делу о дискредитации российской армии. За два дня до этого суд в Ефремове приговорил Москалева к двум годам колонии.
Приговор состоялся без обвиняемого, адвокат Алексея Москалева Владимир Билиенко рассказывал, что это первый подобный случай в его практике.
12-летняя дочь Алексея, по последним данным, остается в приюте.
Дело Москалевых накануне комментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, в Кремле знают об этом деле, но суть истории «совсем в другом», а не в наказании за пацифистский рисунок ребенка.
— Там на самом деле в истории с ребенком дело совсем в другом. Действительно очень плачевное с выполнением родительских обязанностей и с обеспечиванием проживания ребенка. <…> Я не хочу и не могу вдаваться в подробности, но там всё гораздо сложнее, не так всё прямолинейно, — сказал он.
Любопытно, что в защиту семьи вдруг выступил глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. Он обратился к прокурору Тульской области Александру Грицаенко. Его письмо опубликовала пресс-служба «Конкорд» в Telegram. Пригожин уверен, что приговор, который огласил суд, является несправедливым.
— Мы считаем вынесенный Алексею Москалеву приговор несправедливым, особенно ввиду того, что его дочь будет вынуждена расти в приюте. Мы считаем, что это большая трагедия для России и будущего нашей страны. Просим вас проверить законность данного приговора, — заявил Евгений Пригожин.
«Папа, меня чуть не схватила полиция, я нарисовала рисунок»
История началась в апреле 2022 года — с рисунка, который 12-летняя дочь Алексея сделала на ИЗО в школе. На уроке сказали нарисовать «что-то в поддержку российских военных». Школьница поступила иначе и нарисовала ракеты, женщину с ребенком, флаги Украины и России, а также написала на листке пацифистские лозунги. После этого у семьи начались проблемы.
Учительница рисования вызвала директора школы, а тот — полицию.
— Прибежала домой, запыхавшись, говорит: «Папа, меня чуть не схватила полиция, я нарисовала рисунок». Дочка была напугана, я пообещал, что на следующий день приду в школу и буду ее ждать до конца уроков, — цитировал Алексея Москалева портал MSK1.
На следующий день ее вместе с отцом отвезли в полицию, где составили первый административный протокол о «дискредитации» армии. Поводом стали комментарии, которые, по мнению суда, Москалев оставлял в «Одноклассниках». По этому протоколу суд оштрафовал Москалева на 32 тысячи рублей. Мужчина вину не признал.
Позже в школу, где училась дочь Москалева, приехали сотрудники ФСБ, которые допрашивали ее и отца. Девочке предлагали возглавить какой-нибудь патриотический кружок.
В декабре к Москалевым снова пришли из ФСБ. Из дома изъяли накопления, документы и технику, а также сфотографировали тот самый рисунок.
В итоге против Москалева возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 280.3 УК (публичные действия, направленные на дискредитацию использования армии).
Местный СК тогда сообщал, что мужчина публиковал дискредитирующие высказывания в соцсетях.
Отца — под домашний арест, дочь — в приют
Первого марта мужчину задержали. Муниципальный депутат из Ефремова Ольга Подольская рассказывала РБК, что мужчина до этого скрывался. Мать девочки, по словам Подольской, не хотела брать ребенка к себе, поскольку «живет с другой семьей и это было бы неудобно».
Девочку отправили в социально-реабилитационный центр Ефремова.
Через 2 дня суд в Ефремове отпустил Алексея Москалева под домашний арест.
Тогда же стало известно, что мужчину хотят лишить родительских прав. Еще в январе комиссия по делам несовершеннолетних города Ефремова подала в суд иск об ограничении родительских прав Алексея и матери школьницы. Глава комиссии Светлана Давыдова рассказывала РБК, что семья Москалевых с мая 2022 года состоит на «профилактическом учете семей, находящихся в социально опасном положении». Она утверждала, что отец девочки дважды привлекался к административной ответственности и не предпринимал попыток вернуть дочь к обучению в школе, а мать жила отдельно и не интересовалась ее жизнью.
Заседание суда о лишении родительских прав назначено на 6 апреля.
Суд вынес решение за день
Ефремовский межрайонный суд рассмотрел дело Алексея за один день — 27 марта. Москалева приговорили к двум годам колонии общего режима.
Адвокат Москалева Владимир Билиенко назвал приговор несправедливым, он считает, что у обвинения не было достаточной доказательной базы. В день вынесения приговора, 28 марта, адвокату Билиенко удалось поговорить с сотрудниками приюта, в котором находится дочь осужденного. Ему передали рисунки девочки, а также показали ее письмо для отца.
Обвиняемого на оглашении приговора не было. Как заявляла экс-редактор Первого канала Марина Овсянникова, Москалев сбежал и «был в надежных руках». Однако 30 марта мужчину задержали в Минске.
— Задержание произошло из-за того, что Москалев не счел нужным соблюдать элементарные правила побега. Его предупредили, чтобы перед побегом он выключил мобильник и вытащил из него сим-карту. Но в Минске Алексей зачем-то решил воспользоваться своим телефоном. Полиции удалось засечь его сигнал, и в квартиру, где находился Москалев, нагрянула полиция, — объяснила Овсянникова.
Мария Вьюн, специально для «Фонтанки.ру»