Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Владлена Татарского убили на одном из мероприятий «Кибер Фронта». Что на них происходило раньше

Владлена Татарского убили на одном из мероприятий «Кибер Фронта». Что на них происходило раньше

20 122

Военкор Владлен Татарский был убит 2 апреля во время мероприятия в ресторане на Университетской набережной. В сообществе «Кибер Фронт Z» его анонсировали заранее, организаторы арендуют заведение не в первый раз. Когда-то корреспондент «Фонтанки» даже поприсутствовал на одной из таких встреч. Это было еще в июне 2022 года. Ниже — выдержки из того репортажа.

Офлайн «Киберфронт»

Набережная Васильевского острова забита отдыхающими. Несмотря на припекающее солнце, у причала напротив Горного университета толпа завороженно смотрит на реконструкцию водного сражения. В это же время в полутемном баре на Университетской набережной идет другая битва — информационная.


«Вот это довольно интересно — высказывание бывшего украинского омбудсмена. Она признала, что целенаправленно придумываются всякие небылицы о том, что российские военные насилуют украинских детей и женщин. Не знаю, почему они начинают откровенничать, когда становятся бывшими. Но для кого она это сказала? Одни в это уже поверили и выплеснули бурю и негатив, для нас же это и так не было новостью. Поднимите руки, кто в это верил! — призывает собравшихся молодой человек лет 20–30. Бегло оглядев зал и не увидев ни одной поднятой руки, он продолжает, — это известные технологии. Если не можешь придумать что-то новое, бери старое. Вот и во время Второй мировой так же было. Дело в том, что тогда европейским женщинам было запрещено делать аборты. Единственное, когда позволяли, если женщина заявляла об изнасиловании. Вот они массово об этом и заявили».

Закусывать это всё предлагается актуальным. Бар на Университетской набережной, где проходят встречи, мало того что переименовали в «Киберфронт Z», в меню — хотдог «Тополь-М», гамбургер «Зависть Байдена», чизбургер «Враг НАТО», картошка фри «Катюша» и шаверма двух видов под названием «АК-12» и «АК-15». Сразу после этого, правда, в меню идут сосиски «Венские». На расположенных на стенах экранах крутят кадры с военных операций, запуски ракет, полеты боевых вертолетов. На стене висят флаги Z и с подписью «Своих не бросаем».

«Вот еще одна новость: Верховная рада заявила, что будут лишать гражданства тех, кто обвинен в предательстве. Почему Россия не может принять такой же закон?» — вступает в разговор Саша, несколько лет назад приехавший в Петербург из Казахстана. В прошлый раз мы с ним виделись в офисе на территории завода «Арсенал». Он был куратором направления YouTube, комментаторы и их кураторы называли себя движением «Киберфронт Z», в медиа, впрочем, их окрестили «фабрикой троллей 2.0».

Теперь, помимо онлайн-активности, движение «Киберфронт» решило организовать офлайн. Такой формат существует с конца апреля. Собираются в баре на Васильевском острове по выходным. Каждый раз встреча имеет определенную тему, а в гости зовут эксперта. На встречах с «бойцами Киберфронта» уже успели появиться депутат Виталий Милонов, политтехнолог Максим Шугалей, побывавший в плену в Африке и, как считается, связанный с бизнесменом Евгением Пригожиным, патриотический блогер Трофим Татаренков. С каждым гостем участники дискуссионного клуба фотографируются. Судя по этим фотоотчетам, за два месяца порядка десяти человек с регулярной периодичностью посещали эти мероприятия.

«Украины не должно остаться»

На встречу накануне Дня России пригласили депутата Государственной думы Анатолия Вассермана. Он правда в офлайн уходить не стал и согласился пообщаться с активистами только по видеосвязи.

Среди прочего говорит и такое: «Я не знаю пока, каков будет результат и когда он будет достигнут, но, с моей точки зрения, не должно остаться Украины. Места, где русское большинство граждан пытаются переделать в нечто антирусское. В какой форме это будет достигнуто — в форме создания нескольких федеральных округов или в форме республик, поэтапно входящих в Россию, — вопрос технический».

Вскоре выясняется, что если долго всматриваться в бездну, она начинает всматриваться в тебя. В смысле — корреспондента «Фонтанки» узнают в лицо. Модератор оглашает в микрофон, мол, среди нас Ксения Клочкова, для нее всё за счет заведения. Щедро, но цены здесь и так столовские. Сюжет с угощением быстро сходит на нет: официантка, не дождавшись никакого дополнительного заказа, просто приносит еще один стакан морса.

К середине разговора к завсегдатаям «Киберфронта» присоединились и другие участники встречи. Микрофон передали женщине средних лет, представившейся одесситкой. У Вассермана, как уроженца этого города, она поинтересовалась, что ждать жителям Одессы. Вопрос, впрочем, оказался не совсем в кассу: о происходящем в Одессе депутат не знал или даже не очень хотел знать. «Я не слежу за положением дел, поскольку знаю, что стокгольмский синдром лечится только устранением террористов. Сейчас Одесса в заложниках, то, что думают одесситы сейчас, страшно, но неважно, важно то, как они начнут думать после освобождения», — нашелся он всё же.

Заканчивал Вассерман прогнозом с отсылкой, кстати, к Черчиллю: «Кровь льется сейчас, слезы предстоят, когда оплачем всех погибших. Пота мы прольем много, восстанавливая Россию».

На этом организаторы поблагодарили спикера (программа Zoom как раз предательски показывала, что бесплатное время разговора заканчивается) и отключились. Участники еще некоторое время пообсуждали насущное. Потом один из постоянных посетителей дискуссионного клуба по имени Степан исполнил под гитару песню собственного сочинения про кровь, землю и осколочные ранения. Посиделки после этого продолжались еще пару часов. В бар иногда заглядывали случайные посетители, некоторые из них оставались, не обращая внимания на оформление бара в стиле милитари.

К 10 вечера гостей рассчитали, а официанты и модераторы «Киберфронта» засобирались домой.

Чья это кухня

В другое время, кроме как под мероприятия «Киберфронта», бар не открывается. До недавнего времени на этом месте работал «Стрит фуд бар», а до этого — ресторан «Русский Китч». Оба проекта принадлежали Евгению Пригожину, очевидно его присутствие и сейчас. На фискальном чеке указано юрлицо ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг». Эта компания на 100 процентов принадлежит бизнесмену Пригожину.

Связь «Киберфронта» с так называемой «ольгинской фабрикой троллей» «Фонтанка» описывала в марте. Организаторы антифейкового движения были ранее трудоустроены в юрлицах, которые попали под санкции США из-за обвинения во вмешательстве в американские выборы 2016 года. В США также связывали эти компании с Евгением Пригожиным, он эту связь отрицал.

В самом «Киберфронте» и с самого начала называли спонсорами своей деятельности анонимных бизнесменов. А в мае, отвечая на вопрос итальянского журналиста, заявили, что связи с компанией, которую обвиняют во вмешательстве в выборы в США, являются выдумкой.


Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
25
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях