Следственный комитет накануне прошел по 20 адресам, связанным с петербургским фондом капремонта и компанией «ЛенПрофМонтаж». Если это станет традицией, надо открывать специальный фасадный отдел и в СК, и в жилинспекции.
Об обысках сам Следственный комитет и сообщил накануне, не называя конкретного подрядчика. Проходят они в рамках дела об особо крупном мошенничестве. По данным «Фонтанки», в основании лежит проверка, которую провела прокуратура Красногвардейского района, помогала ей госжилинспекция. Собственно, срастив район и контракты компании «ЛенПрофМонтаж» по капитальному ремонту, можно было безошибочно назвать интересующие их адреса: это два дома по Маршала Блюхера (№ 51 и 61), дом 8 по улице Стасовой, дом 46 по Энергетиков и дом 27 по Ударников.
Проверка убедила контролеров, что в 2019–2020 годах здесь был завышен объем выполненных работ; проще говоря, ремонт недоделали, а заплатил за него город целиком. Для отчета перед заказчиком используют акты по форме КС-2. И именно их, как решила ГЖИ, компания предъявила к оплате необоснованно — более чем на миллион. А это уже особо крупный размер.
Дальше конкретика. Вот, дом на Маршала Блюхера, 61, его фасад отремонтировали в 2019 году на 26,5 млн рублей, а проверка говорит — нет, на 600 с лишним тысяч работ не выполнено, это и покраска, и швы, и отмостка. По соседству, в доме № 51, в актах на 29 млн нашли эфемерные 90 тысяч, на Энергетиков из 30 млн не верят в полтора, на Стасовой — в 200 тысяч из 20 млн. К этому добавляют еще полмиллиона с дома на Ударников из 40-миллионного контракта в 2020 году. Всего набирается почти 3 млн рублей.
Эксперты ГЖИ подтвердили: то, как выглядят фасады сейчас, спустя три года после ремонта, — это именно заслуга подрядчика. В том смысле, что швы не «расшились», а стены не выцвели за это время, работы действительно недоделали именно тогда, в 2019–2020 годах.
Сами сотрудники фонда и компании, которые когда-то сдавали-принимали акты, настаивают, что все в них в порядке, а претензий от жильцов не поступало. Это, кстати, если и правда, то только отчасти. Например, дома по проспекту Маршала Блюхера в разных ролях появляются в сводках самого фонда за 2019 год: «В августе подрядная организация ООО «ЛенПрофМонтаж» сорвала сроки выполнения работ по данному адресу, что вызвало закономерное негодование жителей. После приезда на адрес губернатора Петербурга Александра Беглова подрядчик увеличил количество рабочих на объекте и завершил капитальный ремонт фасада в установленный губернатором срок. Стоит отметить, что данная подрядная организация с хорошим качеством отремонтировала фасады двух соседних домов — пр. Маршала Блюхера, д. 51, корп. 1, и пр. Маршала Блюхера, д. 57, корп. 1. Фонд капитального ремонта получил благодарность от правления ТСЖ «Там, где чисто и светло», под управлением которого находится дом на пр. М. Блюхера, 51, корп. 1.
Суммы не поражают воображение, интереснее другое — как, приглядевшись к фасаду, можно до копейки высчитать фиктивный объем (а его высчитали до копейки, это «Фонтанка» округляет). Собеседники на рынке называют несколько вариантов. Например, главу из сметы берут целиком и всю ее признают недействительной. Либо речь о том, что генподрядчик не оплатил конкретную сумму субподрядчику и теперь не может подтвердить выполненные им работы.
«ЛенПрофМонтаж» основан 15 лет назад. Сейчас он почти на треть принадлежит Дмитрию Сподину. Он же на сайте предприятия указан как управляющий директор, в его бизнес-биографии в основном стройка, фитнес-отрасль, танцевальная и общепит, включая компанию с названием «Алкогений». В 2015 году Дмитрий Сподин фигурировал в новостях «Фонтанки», когда баллотировался на муниципальных выборах в Ломоносове, а потом пытался оспорить их результаты. По известному «Фонтанке» номеру дозвониться до него не удалось.
Собеседники «Фонтанки», близкие к фонду, вспоминают «ЛенПрофМонтаж» крупным, но не доминирующим подрядчиком: «Плиточники, много работали именно по фасадам, не без проблем, как все». Судя по набору контрактов за последние 4 года, это действительно сплошь фасады и иногда кровли вдали от исторического центра. В соцсетях попадаются возмущенные отзывы, как очень часто бывает с капремонтом (и муниципалитеты иногда подтверждают проблемы). Но это точно не ставшие местными знаменитостями подрядчики по протекшим крышам на Садовой или на Вербной).
Более того, сам фонд несколько раз судился и судится с компанией, что не мешает ему заключать с ней новые контракты. И фабула подчас до степени смешения напоминает материалы уголовного дела. В конце 2021 года заказчик подал иск в арбитраж о неосновательном обогащении, основываясь на материалах проверки жилкома, в центре дела был дом по адресу: Гражданский пр., д. 94, корп. 1.
«По мнению истца, в ходе осмотра проверкой выявлено, что в акты по форме КС-2 включены работы оплаченные, но фактически не выполненные», — говорится в материалах дела. Последовательность событий кое-что напоминает: заключили контракт, приняли работы, подписали все акты, а через год направили подрядчику претензию «о ненадлежащем исполнении обязательств по договору и о необходимости возврата неосновательного обогащения в размере 647 501 руб.». О чем речь? Не проварены стыки каркаса решетки в углах конструкции, не произведена окраска и огрунтовка решеток с внутренней стороны, не обеспечен вынос капельника от стены, некачественно установлены жалюзийные решетки, некачественно выполнены работы по обезжириванию поверхностей.
«ЛенПрофМонтаж» тогда тихо-мирно устранил все замечания, а суд высказался: «Оплата истцом денежных средств была осуществлена на основании подписанного сторонами акта КС-2, т. е. на основании и в соответствии с условиями подписанного сторонами договора, что исключает квалификацию полученных ответчиком денежных средств как неосновательное обогащение». В иске отказали.
В пресс-релизе СК говорится, что нынешнее уголовное дело возбуждено «по обращению жильцов многоквартирных домов». Если учесть репутацию Фонда капитального ремонта и общее отношение горожан к тому, как построена его работа, можно нафантазировать такую картину: адреса и подрядчики потекут в комитет нескончаемой рекой. А вливаться в нее будут субподрядчики, которым недоплатили, и теперь они говорят: а проверьте-ка вон тот карниз, мы его вешали, но денежных проводок по нему вы не увидите. А инспекторы ГЖИ вооружатся лупами и пойдут сплошняком осматривать все фасады и кровли. Точно что-то найдут.
Фонд накануне сообщил, что «все запрошенные документы переданы следствию». Если уголовные дела по качеству капремонта станут традицией, можно заводить специальную курьерскую службу.
Татьяна Востроилова, Николай Кудин, «Фонтанка.ру»