Госдума в трех чтениях приняла закон о цифровом военкомате, или, как его уже назвали в народе, закон об электронных повестках. Документ объемный, внесенный и принятый в спешке. Он по-настоящему революционный — в том смысле, что переводит бумажные военкоматы на электронные рельсы. В нем есть как довольно жесткие меры, так и неожиданные послабления. Рассказываем об основных изменениях в законе, который содержит точечные поправки в несколько федеральных законов, но главным образом меняет ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Напомним, речь по-прежнему идет о призыве на военную службу мужчин в возрасте от 18 до 27 лет. Законопроект о повышении призывного возраста до 30 лет пока не принят.
Главные изменения в законе об электронных повестках
Повестка приобретает уведомительный характер. У военкома больше нет необходимости «ловить» призывника и вручать документ под роспись. Бумажная версия сохраняется, но равную ей силу имеют также:
электронное уведомление на «Госуслугах»;
заказное письмо (с уведомлением) по почте;
уведомление в личном кабинете Реестра повесток;
выписка из Реестра повесток, полученная в МФЦ.
Когда повестка считается врученной
Если вам ее лично вручил сотрудник военкомата или работник вашей организации, ответственный за военно-учетное направление (как правило, кадровик);
в день доставки (вручения) заказного письма — при этом обязательно должно быть уведомление с отметкой почты о доставке (вручении);
если гражданин отказывается получать повестку, это фиксируется сотрудником военкомата, кадровиком, сотрудником почты, и повестка всё равно считается врученной;
в день размещения электронной повестки в личном кабинете на «соответствующем информационном ресурсе» (в законе не конкретизируется, что это «Госуслуги»);
через семь дней после размещения соответствующей записи в Реестре повесток.
Что такое Реестр повесток
Реестр повесток, равно как и еще один новый сервис Реестр воинского учета, существует пока на бумаге. Эти информационные ресурсы еще только предстоит сформировать Минцифры по «техзаданию», которое должен определить кабмин. Как следует из описания в законе, это должна быть некая единая база данных всех военнообязанных — «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете».
Конечный пользователь этого ресурса — Минобороны, а наполнять его будут все имеющиеся на данный момент государственные и не только сервисы, от налоговой и порталов типа «Правосудие» и «Госуслуги» до администраций образовательных учреждений (вузы, колледжи) и руководства компаний, в которых вы работаете. При этом для обработки персональных данных, согласно закону, не потребуется получать согласие гражданина.
Чтобы понять, где и от кого Реестр воинского учета будет наполняться сведениями, достаточно взглянуть на анкету, которая будет заведена на каждого военнообязанного.
Что будет храниться в Реестре воинского учета
В состав сведений Реестра воинского учета включаются следующие сведения о гражданах:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) дата рождения;
в) пол;
г) сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ;
д) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);
е) идентификационный номер налогоплательщика;
ж) место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания;
з) наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
и) код и наименование военного комиссариата, в котором гражданин состоит на учете;
к) сведения о постановке на воинский учет или снятии с воинского учета;
л) сведения о факте выдачи документа воинского учета;
м) сведения о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе;
н) сведения о прохождении обучения, включая сведения об образовательной организации;
о) сведения о состоянии здоровья;
п) код записи о гражданине в государственном информационном ресурсе;
р) признак наличия у гражданина оснований для предоставления отсрочки или освобождения от призыва на военную службу;
с) иные сведения.
Из каких уже существующих баз данных будет формироваться Реестр военного учета:
полиции;
налоговой;
Росгвардии;
Минпросвещения;
Минобрнауки;
Минздрава;
Пенсионного фонда;
Центризбиркома.
По смыслу закона, все сведения будут слиты в эту базу автоматически, автоматически заполнена будет и виртуальная картотека. Для этого даже не нужно будет личного присутствия оформляемого гражданина. А о всех неточностях и ошибках в персональной анкете гражданин может сообщить при помощи «Госуслуг». Но можно явиться и лично. Это не запрещено.
Кроме того, в Реестр воинского учета военные комиссариаты будут вносить данные:
о направленных и полученных повестках;
о явке (неявке), в том числе по уважительным причинам;
о введении временных ограничительных мер;
о начале административного или уголовного производства в связи с уклонением от службы;
об обжаловании решений и результатах рассмотрения таких жалоб.
Состоящий на военном учете сможет зарегистрировать личный кабинет в Реестре повесток. Судя по описанию, это будет что-то типа личного кабинета в сервисе налоговой службы. Здесь можно будет увидеть информацию о выписанных повестках.
ВАЖНО. Если во время текущей кампании (например, осенью) не пришла повестка, а вы знаете, что отсрочки у вас нет, то следующей весной вы обязаны сами прийти в военкомат для сверки данных.
Что будет за неявку в военкомат по повестке
Явиться по повестке необходимо в течение двухнедельного срока, максимально — 20 дней. Закон вводит еще одно новое понятие — «временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата».
Какие могут быть меры за неявку в военкомат без уважительных причин:
запрет на выезд из страны;
запрет на регистрацию в качестве ИП и самозанятого;
запрет на госучет и регистрацию недвижимости и транспорта;
приостановка действия водительского удостоверения;
запрет на получение кредита, займа в банке.
Решение об ограничительных мерах принимает военком, он же вводит эти сведения в единую базу, к которой (по смыслу закона) будут иметь доступ пограничники, гаишники, сотрудники Росреестра и банков. Региональные власти могут ввести дополнительные санкции, лишив социальных льгот, выплат и иных преференций. Ограничения снимает тоже военком — после явки к нему. Информация о введении и снятии запретов будет направляться через кабинет на «Госуслугах».
Уважительные причины неявки по повестке остались прежними. С ними можно ознакомиться в нашем материале.
Читайте также:
Как изменилось наказание за уклонение от службы в армии
Стоит отметить, что закон не предусматривает ужесточения наказания за уклонения от службы. Поправок в соответствующих статьях Административного и Уголовного кодекса нет. При этом есть любопытный нюанс. Например, утрачивает силу пункт 4 ст. 31 закона «О воинской обязанности и военной службе». В действующей на данный момент редакции он звучит так:
«В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Ответственность упоминается еще и в статье 7 этого же закона, но формулировка ее теряет свою категоричность. Сравните сами.
Действующая редакция закона: «В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Принятая редакция закона: «В случае неявки гражданина в установленные настоящим Федеральным законом сроки в военный комиссариат (в том числе в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет) без уважительных причин такой гражданин может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Какие еще нормы закона утратили силу
Принятым законом также вычеркнут пункт 5 ст. 10, который обязывал бережно хранить военный билет, а в случае его утраты — восстановить в двухнедельный срок. Есть и еще несколько норм, утративших силу, но они несут скорее формальный характер. Так, например, обязанность лично сообщить военкому, если уезжаешь во время призыва на срок более чем 3 месяца, просто перекочевала из ст. 10 в ст. 31.
Когда начнут действовать новые правила об электронных повестках
Закон принят Госдумой 11 апреля сразу во втором и третьем чтениях. Далее по процедуре — утверждение в Совете Федерации и подписание президентом. В силу он вступает с момента опубликования. И вот здесь самым важным становится последний абзац закона, который объясняет, как будут работать новые правила, если их стержень — Реестр воинского учета — еще не создан.
Так вот, «до начала эксплуатации государственного информационного ресурса <…> постановка на воинский учет без личной явки, направление повесток в электронной форме, применение временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, осуществляются без использования таких информационных систем и ресурсов».
Глава оборонного комитета Госдумы Андрей Картаполов заявил, что в действующую сейчас (с 1 апреля по 15 июля) призывную кампанию электронные повестки применяться не будут. Но он с такой же уверенностью говорил и о том, что электронных повесток не будет в принципе. При этом профильный по призывным вопросам адмирал Владимир Цимлянский на открывающем призыв брифинге с уверенностью сказал, что уже этой весной впервые будет опробована практика электронных уведомлений.
Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.