Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Укусит или поможет? Петербуржец судится за право снять намордник с собаки-поводыря

Укусит или поможет? Петербуржец судится за право снять намордник с собаки-поводыря

14 021

Городской суд начал рассматривать иск незрячего петербуржца к Смольному. Валерий Крумкач хочет отменить пункт правил, который заставляет его в метро надевать на собаку-поводыря намордник. Чиновники настаивают: этот атрибут ей выдали не просто так, а поднять упавшую трость могут и сотрудники подземки.

В суд Валерий Крумкач 12 апреля пришел с черным лабрадором по кличке Урс, что в переводе с древне-карельского означает Медведь. До суда добирался на социальном такси, дорога заняла полтора часа. Он хотел бы пользоваться и метро, но в подземку его все чаще не пускают.

1 из 2

«Перед тем как попасть в метрополитен, я должен пройти через турникет. К турникету подхожу, и меня обычно останавливают и говорят: пока вы не наденете намордник, мы вас дальше не пустим. На этом все и заканчивается. Я начинаю объяснять — меня никто не слышит», — говорит Валерий. Что именно объяснять? Что собака прошла тренировку и что она обучена поднимать то, что уронит хозяин, а в наморднике это невозможно.

После конфликтов с сотрудниками подземки петербуржец дважды обращался в прокуратуру метрополитена. Ведомство проводило проверку и оба раза вставало на его сторону. Дело в том, что регламентируют провоз животных в метро правила, утверждённые правительством Петербурга. Согласно документу, пассажир с инвалидностью может бесплатно провозить собаку-проводника в наморднике и со специальным опознавательным знаком. При этом с собой нужно иметь документ, подтверждающий, что питомец прошёл специальное обучение.

Сотрудники прокуратуры пришли к выводу, что такое правило противоречит 181-му федеральному закону, который обязывает власти обеспечить доступ инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Должна быть организована среда для самостоятельного передвижения граждан с нарушением зрения и сопровождающих их собак-проводников.

Выводы выводами, а дело не двигалось, и Валерий обратился в суд с просьбой признать частично не действующими правила пользования городским метрополитеном. Конкретно — тот самый подпункт, обязывающий надевать на собаку-проводника намордник. Ответчиком стал Смольный, утвердивший правила. На предварительном заседании чиновники пояснили, что собака без намордника может кого-то укусить, однако конкретных случаев привести не смогли.

Всем выдали домашнее задание. «К следующему заседанию представители ответчика должны собрать статистику по укусам собак в метрополитене, а мы должны предоставить информацию о том, как отбирают собак, что у них ноль агрессии», — рассказал «Фонтанке» Валерий.

На юридическом языке собака-поводырь считается специальным средством реабилитации для ориентирования. Животные проходят длительное обучение, в том числе психологический отбор: они должны адекватно реагировать на внешние раздражители, не пугаться странностей и не отвечать агрессией. Валерий также является исполнительным директором центра по подготовке специальных собак «Симаргл» и хорошо знаком с их психологией. По его словам, укусить способна собака-охранник, но не поводырь. Коллегу поддерживает и генеральный директор организации Виктория Зырянова: «Наши собаки в намордниках не работают, потому что они обязаны поднимать все, что упало у хозяина: будь то трость, очки, перчатки, деньги и так далее. Для нас это получается большая помощь».

Виктория уточняет, что недавно была принята новая версия федерального закона «Об ответственном обращении с животными», где закреплено понятие собаки-поводыря. «Это специальная собака со специальным снаряжением при наличии паспорта государственного образца. В этом законе про намордники говорится только об особо опасных породах», — добавляет она.

Из-за отсутствия намордника у собаки незрячие сталкиваются с проблемами и в других регионах. Так, Анастасию из Краснодара в 2017 году не пустили в автобус. Девушке пришлось ждать следующего рейса. Она подала жалобу в прокуратуру, на транспортном предприятии провели внутреннюю проверку. Анастасия обратилась в суд, который встал на её сторону и обязал предприятие выплатить 50 тысяч компенсации морального вреда.

«Проблема с транспортом наблюдается во многих регионах, но никто не подавал до сих пор исковое заявление в суд по поводу правил. Если мы это дело выиграем, то придется приводить нормативные акты в соответствие по остальному транспорту», — отметила Виктория.

В комитете по транспорту «Фонтанке» сообщили, что местные власти могут устанавливать свои правила для внеуличного транспорта (каким и является метро), такое право им дает отраслевой федеральный закон. Правило намордника касается не только метро, но и поездов, и самолётов. Однако интересно, что и на вполне «уличном» транспорте в Петербурге такие же нормы.

«Важно отметить, что при получении инвалидом по зрению собаки-проводника Российская школа подготовки собак-проводников ВОС выдает паспорт на собаку, ветеринарный паспорт, опознавательные знаки, а также комплект снаряжения, в состав которого входит кожаный намордник. Таким образом, требование о наличии на собаке-проводнике намордника соответствует общей концепции перевозки таких собак в транспорте общего пользования и не противоречит нормам федерального законодательства», — отметили в Смольном.

В петербургском метрополитене пассажиров с особенностями здоровья сопровождают сотрудники специальной службы, утверждает комтранс. Они могут поднять трость, в случае если человек её выронит. А намордник помогает обеспечить безопасность всех пассажиров, их ежедневно более 2,1 млн человек.

Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
132
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях