На территории бывшего оружейного (впоследствии — инструментального) завода в Сестрорецке слышны хлопки, стрельба и топот ног. В пустовавшем долгое время здании из красного кирпича 1914 года постройки вновь кипит жизнь: здесь возвели лабиринты с мишенями и снимают новый эпизод фильма «Майор Гром: Игра», премьеру которого ждут в 2024 году. Производством фильма занимаются Bubble Studios и «Плюс Студия». Команда полицейских во главе с майором (Тихон Жизневский) тестирует экспериментальный летательный аппарат, который по плану его разработчиков в перспективе призван заменить собой человека в сфере сбора и обработки информации.
Смекалка майора против мощи искусственного интеллекта
Если на протяжении первого фильма главного героя преследовала классическая дилемма полицейских триллеров и детективов «справедливость или закон», то в «Игре» на первый план выходит противоборство между человеческим разумом и искусственным интеллектом. Что может противопоставить напору и мощи компьютерного гения известный своим консерватизмом — и своей смекалкой — Игорь Гром? Гениальное решение, как это часто бывает, оказывается самым простым.
На съемочной площадке смекалка и технологии переплетаются органично, легко и весело.
«Вода — пш-пш-пш, огонь — пу-пу-пу!» — тарахтит в микрофон режиссер Олег Трофим, помогая актерам дорисовать картину в своем воображении. Участникам процесса приходится активно задействовать фантазию: летательные аппараты примут свой окончательный вид уже во время монтажа с помощью компьютерной графики.
«Вижу цель, не вижу препятствий»: новая героиня Ольги Сутуловой
Ледяной проницательный взгляд, уверенная поза, стальная воля, холодный блонд: Ольге Сутуловой, по признанию самой актрисы, ее героиня, Мария Архипова, нравится в первую очередь своей решительностью. Ее образ частично основан на героине комиксов - майоре полиции Анне Архиповой. «Во вселенной майора Грома Анна олицетворяет целеустремленность и волю к победе. Она идет по жизни по принципу «вижу цель, не вижу препятствий»,— рассказывает актриса. — Мне нравится, что она всегда верна только своим принципам и во всем идет до конца, хотя это не всегда можно назвать положительным качеством в человеке».
Образ Архиповой — явный успех команды гримеров: узнать в этом персонаже Ольгу Сутулову решительно невозможно. Музыкальной ассоциацией к характеру своей героини актриса назвала композиции группы Rammstein, а визуальным референсом стала авантюристка Марла Грейсон, действующая под девизом «сильный всегда прав», которую сыграла Розамунд Пайк в черной комедии «Аферистка».
Стоя у перил на втором этаже залитого солнцем промышленного здания, героиня Сутуловой наблюдает за ходом испытаний в компании начальника Грома Федора Прокопенко (Алексей Маклаков) и иностранного предпринимателя, торговца оружием Августа ван дер Хольта (Матвей Лыков, сын Александра Лыкова, сыграет в картине одну из первых своих больших ролей), за черными очками которого скрывается мефистофельская суть персонажа. Интеллектуальное единоборство будет увлекательным: прямолинейность и эмпатия Игоря Грома против бездушной изворотливости ван дер Хольта.
Реформам полиции Прокопенко откровенно противится. Именно он выступил инициатором дуэли между своими сотрудниками и технологичными аппаратами, предлагая определить превосходство в честном бою. «Это столкновение мировоззрений, поколений и эпох,— комментирует Ольга Сутулова взаимоотношения Архиповой и Прокопенко.— А наши личные отношения с Алексеем Константиновичем прекрасные: «Зенит» играл на днях со «Спартаком» и мы смотрели матч по одному телефону в перерывах, болея за разные команды, — довольно сложно, кстати».
«Гром и ван дер Хольт неразделимы, как инь и ян»
Технократ голландец ван дер Хольт в исполнении Матвея Лыкова получился интригующим и элегантным. В визуальном облике есть неуловимое сходство с Бэтменом: кажется, еще секунда, и он воспарит в воздухе. Стилистические параллели поддерживает не только стильный темно-серый плащ, но и экзоскелет, который под ним скрывается. Образ голландца получился одним из самых трудоемких: экзоскелет конструировали около двух месяцев, а для того, чтобы закрепить металлические позвонки на теле артиста, требуется как минимум час. Психологически ван дер Хольт — воплощение макиавеллиевского ума с его откровенным пренебрежением к морали и дьявольской, мефистофельской хитрости.
«У моего персонажа свои представления о жизни, о мире, о том, что этому миру необходимо. Поиск героя был очень тщательным, я читал комиксы Bubble, и мне было очень интересно знакомиться с героем, — рассказывает Матвей Лыков. — Хольт — иностранец, голландец с японскими корнями, по-русски он говорит с акцентом, и менталитет у него другой. Ничего личного, просто бизнес — вот его логика. Хольт необходим Грому, они едины, как инь и ян: сущность добра ощущается в полной мере лишь на контрасте со злом, и эти два полюса могут в любой момент перетекать один в другой».
Во вселенную Игоря Грома Август ван дер Хольт прибыл из комикса «Красная фурия» в сопровождении телохранителя Отто Шрайбера (Андрей Трушин). И в облике, и в пластике статного викинга сквозят благородство и сдержанность. «В «Красной фурии» моего героя называют тупым варваром, и от этого хотелось уйти: у нас будет более интеллигентный и веселый персонаж. Концептуально охранник напоминает чем-то Аквамена, только вооружен он, конечно, будет не трезубцем», — комментирует образ своего героя Андрей Трушин.
Сами с усами: повзрослевший Дима Дубин и возмужавший Гром
Игорю Грому и его молодому напарнику Диме Дубину (Александр Сетейкин) в «Игре» предстоит возмужать. Среди визуальных символов этого процесса — усы Дубина, вокруг которых развернулась целая история. Актер терпеливо отращивал прописанные по сценарию усы почти два месяца, однако в итоге растительность пришлось сбрить и заменить на искусственную, поскольку сцены в фильме снимали не по хронологии. Усы напарник Грома взялся отращивать, чтобы выглядеть более солидно в глазах коллег.
Самому же Грому в новом фильме предстоит пройти проверку популярностью. После ареста «Чумного доктора» его слава разнеслась настолько далеко, что ее лучи грозят ослепить майора. «Моему персонажу предстоит доказать свою зрелость, — делится исполнитель главной роли Тихон Жизневский. — В первом фильме черты характера Игоря Грома были лишь обозначены, образ был довольно схематичным, и сейчас пришло время для того, чтобы сделать его более объемным, многогранным, живым».
Стрельба в стиле The Hatters
Здание завода в Сестрорецке переоборудовали в полигон, залетая в который полицейские стремительно расстреливают мишени из разного оружия. «Эту сцену смонтируют очень необычно, интересно, по-рок-н-ролльному, — делится постановщик трюков Максим Яковлев. — По ритму и характеру здесь подошли бы, например, композиции группы The Hatters.
Авторы трюков покажут зрителю как минимум три культуры ведения боя, от азиатских единоборств с отсылками к кунфу и поединкам ниндзя до русской рукопашной драки и профессиональных техник спецслужб в стилистике фильмов про Борна.
В новом фильме постановщики обещают «более эффектную и зрелищную графику, а также смелые трюки», причем выполненные исключительно вживую. «Мы не используем в картине цифровых дублеров, несмотря на то что среди трюков есть очень опасные, которые на Западе, я уверен, были бы показаны с применением графики, — добавляет Максим. — В «Игре» у меня полная свобода действий, здесь эксперименты поощряют и приветствуют, а это редкий случай».
Игры разума: адаптация с сюрпризами
В оригинальном комиксе, по мотивам которого снимают кино, часть действия «Игры» происходит в Венеции. Именно там Игорю Грому предстоит сыграть роковую партию в шахматы со сбежавшим из тюрьмы «Чумным доктором» — ту самую «игру», за которую заплатит своей жизнью возлюбленная майора Юля Пчелкина. Михаил Китаев, продюсер и руководитель «Плюс Студии», отказался оценить, насколько сюжетная линия фильма будет отличаться от первоисточника, пообещав, что адаптация удивит и фанатов, досконально знакомых с первоисточником, и тех, кто ни разу не брал в руки комиксы. В «Игре» появится и новый злой гений, персонаж под названием Призрак.
«Мы сразу понимали, что делать комикс покадрово мы не собираемся ни в коем случае, — подогревает интригу Роман Котков, главный редактор издательства Bubble. — В киновселенной Грома может произойти все, что угодно. Уверен, что вы точно не ожидаете того, что будет в картине».
«Как и в случае с «Чумным доктором», мы свободно подходим к вопросу адаптации: нам нужно поле для того, чтобы удивить зрителя,— добавляет Михаил Китаев.— Для самого комикса «Игра» — это кульминационная история, которой мы вдохновились. В то же время для киновселенной это просто часть истории, а не высшая точка, так что ни о каком финале речи не идет. Обещаю, что будет эффектно, зрелищно и ярко. А справились мы или нет — покажет премьера».
Галина Столярова, специально для «Фонтанки.ру»
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.