Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Аренда за рубль, шлагбаум и закон. В ЗакСе обсудили, как разрешить жителям закрывать дворы в зоне платной парковки

Аренда за рубль, шлагбаум и закон. В ЗакСе обсудили, как разрешить жителям закрывать дворы в зоне платной парковки

29 003

В Заксобрании Петербурга 16 мая рабочая группа по платным парковкам собралась в третий раз и обсудила наболевший у жителей центра вопрос: как закрыть свои дворы от тех, кто будет рваться в них, чтобы припарковаться бесплатно? Чиновники не сделали домашнее задание, но депутаты накидали им вариантов решения задачи.

С введением в Петербурге платной парковки для жителей встала проблема: отгородиться от «паркунов», которые начали прятать свои автомобили от платы 100 рублей в час. «Фонтанка» уже показывала, как это выглядит в центральных районах. До введения платной парковки в Петроградском районе осталось полтора месяца, до ее прихода на Васильевский остров чуть дольше — это произойдет осенью.

Что говорит Смольный

На рабочую группу, возглавляемую единороссом Алексеем Цивилевым, пригласили почти все профильные городские комитеты: имущественных отношений, комитет по градостроительству (КГА), жилищный комитет и комитет по благоустройству. Не хватало только ККИ, а с него депутаты хотели спросить за повышение уровня напряженности в обществе, а именно — снос несогласованных ограждений, которые ставят жители.

В декабре 2022 года в Смольном прошло совещание во главе с вице-губернатором Кириллом Поляковым. По словам депутатов, на нем чиновникам было дано распоряжение придумать, как упростить жителям процедуру согласования установки шлагбаумов. На заседании рабочей группы выяснилось: прошло пять месяцев, но никаких предложений исполнительная власть за это время не выработала.

Заместитель председателя комитета имущественных отношений Мария Мельникова мягко объясняла, что непосредственно порядка установки ограничивающих устройств в городе нет, а также — что поставить шлагбаум жители могут в одном случае: если участок под домом откадастрирован и является общедомовой собственностью. Этим в центре города могут похвастаться далеко не все дома, более того, в ряде случаев, даже когда участок выделен, никакой придомовой территории по документам нет, потому что сам участок оформлен по обрезу дома.

«То есть мы всегда упираемся в наличие земельного участка», — развела руками чиновница.

Начальник юротдела жилищного комитета Екатерина Тренина добавила: шлагбаум — это элемент благоустройства, его установка регламентируется соответствующими правилами и требует разработки проекта благоустройства, который должен согласовать комитет по градостроительству. В общем, даже если у дома есть участок, а двор входит в его границы, установка ограждения по правилам — тот еще квест.

Зато если поставить шлагбаум без согласования, он простоит ровно до первой жалобы от любого человека, направленной на портал «Наш Санкт-Петербург». Чиновники обязаны отреагировать: они проводят проверку, и если выясняется, что конструкция поставлена самовольно, будет вынесено предписание о демонтаже. А заодно владельцы ограждения получат и штраф. И действительно, на портале немало таких жалоб. Вала сообщений после 1 июля уже ожидают в администрации Петроградского района, где в этот день начнет работать платная парковка.

Но самый сложный вопрос: как ставить шлагбаумы на не разграниченную землю, находящуюся в собственности города? Ответ на него на рабочей группе так и не прозвучал.

Зато прозвучало категоричное от представителя КГА Елены Крамсковой: если участок не оформлен, давать разрешение на установку шлагбаума комитет дать не может. А вот депутаты с этим поспорили.

Как решать проблему?

Депутат Наталья Астахова напомнила, что сами чиновники из КИО на декабрьском совещании уверяли: можно закрыть и не откадастрированные дворы. Член парламента пояснила: федеральное законодательство требует, чтобы на территорию был доступ — но не проезд. Астахова интерпретировала это так: если поставить шлагбаумы, через которые пешеход пройдет, но не проедет машина, такое решение не будет противоречить букве закона.

Астахова рассказала: у комитета имущественных отношений есть административный регламент, из которого следует, что ограничивать проезд можно и без оформленного земельного участка. Для этого жителям надо только провести общее собрание собственников и принять такое решение (хотя и эта задача на практике непростая). Вероятно, речь идет о регламенте, который был утвержден еще в 2021 году распоряжением №32-р.

Михаил Амосов (фракция «Справедливая Россия») предложил не ждать, когда чиновники придумают, как упростить жизнь горожанам, а прямо прописать разрешение ставить ограждения с помощью закона. Вкратце инициатива может выглядеть так: разрешить закрывать дворы на основании решения собственников дома на общем собрании и прописать «информационные» моменты, например, чей это будет шлагбаум и кто должен за ним следить.

Еще одно решение по упрощению процедуры внес представитель жилищного комитета Юрий Сергиенко: вместо более сложного проекта благоустройства согласовывать ограждения во двор на основании листа согласования, как это происходит в случае размещения кондиционера.

Другое предложение касалось того, как именно оформлять юридически использование жителями городской земли, его внес автоэксперт Дмитрий Попов: оформить аренду кусочка, на котором непосредственно будет стоять шлагбаум, за символический 1 рубль. Другое похожее предложение: арендовать у города весь двор как альтернативу кадастрированию. Идею озвучил глава бюджетно-финансового комитета ЗакСа Михаил Барышников, который объяснил: так можно решить проблему нежелания собственников оформлять участок в придомовую собственность, ведь после этого нести расходы за содержание и благоустройство этой территории будут сами собственники дома. К слову, пока даже у тех домов, которые хотят получить такой участок, добиться этого от Смольного получается не всегда.

Интересный выход из проблемы, хоть и частичный, нашли чиновники Василеостровского района. Замглавы администрации Владлен Родионов рассказал, что в исторической части острова в ряде дворов запустили процесс формально не установки новых ворот, а восстановления старых. Для этого был совершен поход в архивный комитет — для поисков информации о домах, у которых ворота были раньше. В итоге часть таких ворот должны поставить в рамках реставрации по программе «Наследие», часть — в рамках программы капитального ремонта.

Какие будут сложности, когда дойдет до установки ограждений

Первый вопрос: кто именно будет содержать эту конструкцию — собственники или власти? Очевидно, что установка и эксплуатация шлагбаума повлечет некие дополнительные расходы и необходимость организационных работ.

Более того, так как во двор должен быть обеспечен доступ специальных служб, например скорой помощи и коммунальщиков, должен быть и диспетчер, который сможет это делать в круглосуточном режиме. И снова это расходы. Автоматическое открытие ограждения — еще расходы сверху и согласование прокладки кабелей с энергетиками.

Следующее заседание рабочей группы намечено на июнь: депутаты соберутся без чиновников, узким кругом, чтобы резюмировать информацию и подумать над разработкой упрощенного порядка установки шлагбаумов в виде закона. Очевидно, что до начала дворового коллапса в Петроградском районе в июле решить проблему уже не успеют. Возможность успеть спасти от дворовых «паркунов» Васильевский остров пока еще есть.

Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
184
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях