Обычному человеку после сообщений о возможном теракте на АЭС сразу станет страшно — о последствиях катастрофы на Чернобыльской атомной станции пишут даже в учебниках. А тут под Петербургом случился не один теракт, а целая череда.
Всего в планы диверсантов входило подорвать до 30 опор ЛЭП АЭС, заминировать успели только 11, говорит ФСБ. Террористы надеялись обесточить города и области, вывести из строя ядерные реакторы и нарушить работу АЭС. По замыслу, это бы нанесло «серьезный экономический и репутационный ущерб Российской Федерации». Деятельность диверсантов пресекли, но неприятный осадок остался: а что, если бы им удалось?
Мониторинг МАГАТЭ
Каждый ядерный объект в России находится под гарантиями МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии), которое преследует одну лишь цель — безопасность атомной энергетики. Множество датчиков на ядерном объекте отслеживают все аспекты безопасности и передают информацию в офис агентства в режиме онлайн. Если у руководства возникают сомнения в безопасности объекта, оно вправе отправить на объект специальную комиссию.
«Реактор выдержит падение самолета»
НА ЛАЭС четыре действующих энергоблока электрические. Два 1980-го и 1981 года мощностью 1000 МВт каждый и два новых 2018-го и 2021 года примерно по 1200 МВт. Станция обеспечивает более 55% энергопотребления Петербурга и Ленобласти. В общей системе «Росэнергоатома» ЛАЭС дает примерно 15% выработки.
Самое защищенное помещение на современной АЭС — реакторный цех. Он находится под железобетонным куполом специальной укрепленной конструкции, толщина бетона составляет более 1 метра и может выдержать падение тела весом 10 тонн. Не исключение и ЛАЭС — об этом «Фонтанке» рассказал представитель ЛАЭС Андрей Альберти.
— Есть расхожая фраза, что АЭС может выдержать падение самолета. Это действительно так?
— Ленинградская АЭС — это, по сути, две станции: с реакторами типа РБМК (реактор большой мощности канальный графито-водный. — Прим. ред.) и корпусная Ленинградская АЭС-2 с реакторами ВВЭР-1200 (водо-водяной энергетический реактор с водой под давлением. — Прим. ред.). В проекте, и это везде декларируется, один из критериев безопасности — корпус энергоблока может выдержать падение самолета.
— Если бы все-таки теракт удался и упали все опоры, АЭС это как-то почувствовала бы?
— Для оборудования просчитаны различные варианты аварийных ситуаций, в день, когда опору взорвали, станция работала штатно.
— Как это работает — энергия направляется в резерв?
— Автоматика направляет ее на резервные линии.
— Какой продолжительности подобного рода перебой безопасен для станции?
— Для станции нет риска в данном случае. При внешних воздействиях станция в безопасном режиме заглушит энергоблоки. Вы какой риск предусматриваете — что что-то должно произойти?
— Да.
— Это исключено. Нарушение в работе сети не приведет к [ядерному] коллапсу. Оно может привести к коллапсу с точки зрения потребителя — у него не будет электроэнергии, но атомная станция будет в безопасности.
Куда уйдет «свободная» энергия?
Выведение из строя ЛЭП само по себе не критично, говорит эксперт по ядерной энергетике Юрий Браславский.
«С точки зрения ядерной безопасности никаких угроз нет. Даже если все линии будут разрушены, автоматика просто остановит ядерные установки, переведет реакторы в безопасное состояние и будет ждать того момента, когда их снова можно будет запустить», — говорит Юрий Браславский.
Реактор на современной атомной станции останавливается автоматически и практически мгновенно, до 4 секунд. Сложности возникнут с выводом его на полную мощность после остановки — потребуется от нескольких часов до нескольких суток.
«Вопрос в том, насколько глубоко реакторы остановлены. Если остановить и держать в горячем состоянии, тогда потребуется несколько часов. А если его охладили, тогда несколько суток», — объясняет Юрий Браславский.
В то же время любая электростанция не только отдает энергию, у нее есть и линии, снабжающие ее саму. Это на экстренный случай, если по какой-то невероятной причине она сама перестанет вырабатывать электричество — на поддержание ее безопасной работы в режиме «холодного останова» оно всё же требуется. Совершенно гипотетическая вероятность того, что будут разрушены и все «отдающие», и все «питающие» линии, всё же как ни мала, но и она предусмотрена. И на этот случай на любой АЭС всегда есть резервные дизель-генераторы, которые будут поддерживать работу остановленной станции до тех пор, пока не будут восстановлены сети — хотя бы частично.
На ЛАЭС есть и система пассивного отвода тепла через парогенераторы (СПОТ), которая в условиях отсутствия всех источников электроснабжения выводит тепло от активной зоны реактора в атмосферу.
— Во всем концерне «Росэнергоатом» все станции работают в штатном режиме, и на тот момент [теракта] тоже, — рассказали на ЛАЭС.
Потребителей переключат на дублера
За распределением энергии, которая идет по высоковольтным ЛЭП, в том числе от АЭС к понижающим подстанциям, следит Федеральная сетевая компания ЕЭС, входящая в ПАО «Россети». В зоне ответственности ФСК — 142 тысячи километров высоковольтных магистральных линий электропередачи и 944 подстанции общей мощностью более 345 тысяч МВА. ЛЭП используются для передачи энергии в общую сеть. Компания снабжает электроэнергией потребителей в 77 регионах России, линии идут в том числе в сторону Финляндии, которая до недавнего времени активно покупала в России электроэнергию, есть и резервные на случай планового ремонта. Самые мощные, к примеру, те, что идут от ЛАЭС — на 750 кВ, ее и атаковали террористы.
Если бы замысел диверсантов вывести из строя ЛЭП — не одну, а весь «веер» основных и резервных линий удался, последствия сетевой аварии затронули бы не только Россию, но и европейские страны, в частности, с РФ в энергетическом кольце до сих пор завязана Прибалтика. Для энергосистемы это был бы достаточно серьезный удар, но кратковременный. Ведь ЛАЭС — далеко не единственный источник питания в единой системе.
«Если отключить атомную станцию от энергосистемы, диспетчерам потребуется какое-то время, чтобы восполнить этот пробел и ввести резервные мощности от других источников энергии. И в этот момент могут быть на короткое время локальные отключения энергии. Могут быть, подчеркиваю, потому что российская энергосистема имеет очень большой запас прочности», — говорит Юрий Браславский.
В цепочке между генератором энергии, АЭС и электросетями есть связующее звено — системный оператор единой энергетической системы, который управляет технологическими режимами работы объектов Единой энергетической системы РФ в режиме реального времени. За нагрузкой электросетей и энергоносителя оператор также следит и автоматически вмешивается, если что-то пошло не так.
В первых числах мая в Ленинградской области шесть предполагаемых взрывных устройств нашли на опорах ЛЭП под Гатчиной, а в Сусанинском поселении опору ЛЭП взорвали. Накануне 9 Мая диверсанты взорвали и заминировали четыре ЛЭП Ленинградской АЭС, самодельную взрывчатку тогда же нашли под семью опорами ЛЭП Калининской АЭС в Тверской области.