Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Строительство Осторожно, квартиры изымаются. «Фонтанка» знает, кого собираются расселять в Петербурге для строительства ВСМ

Осторожно, квартиры изымаются. «Фонтанка» знает, кого собираются расселять в Петербурге для строительства ВСМ

63 652
Осторожно, квартиры изымаются. «Фонтанка» знает, кого собираются расселять в Петербурге для строительства ВСМ | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Осторожно, квартиры изымаются. «Фонтанка» знает, кого собираются расселять в Петербурге для строительства ВСМ | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник:

«Сейчас самое время», — заявил глава РЖД о ВСМ от Петербурга до Москвы, а губернатор Беглов ответил, что город к стройке готов. Но первыми на готовность нервной системы проверят часть жителей Фрунзенского района: им, с одной стороны, сообщают, что пора паковать чемоданы, чтобы не «попасть под поезд», а с другой — что на самом деле их дома пока защищены от сноса.

По данным «Фонтанки», в администрации Фрунзенского района лежит письмо за авторством Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) и одного из филиалов РЖД — а именно дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта. Суть простая: агентство рассмотрело ходатайство компании об изъятии для государственных нужд земельных участков и недвижимости. Госнужды — это «строительство дополнительных путей на участке Санкт-Петербург — Главный (вкл.) — Обухово II (вкл.) под специализированное пассажирское сообщение». Говоря проще — долгожданная высокоскоростная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург — Москва (ВСМ).

О строительстве высокоскоростной магистрали говорят много лет, известная трассировка и примерная стоимость — 1,7 трлн рублей. Первого поезда ждали в 2026 году, потом — в 2027-м. В 2021 году в СМИ появилась информация, что так и не начавшееся строительство могут отменить, однако буквально на днях РЖД сообщили, что готовы реализовать проект, от имени города готовность подтвердил Александр Беглов.

1 из 2

Росжелдор, собственно, инициирует процедуру изъятия этих самых объектов недвижимости, мимо которых пройдет ВСМ. Это 61 помещение в четырех домах на территории Фарфоровский пост: № 34, 40, 48 и 54. Полный список — ниже.

1 из 4

Почему письмо в район? Дело в том, что кто-то должен запустить оповещение жителей, и это прерогатива не РЖД, не Росжелдора и даже не комитета имущественных отношений (как там подтвердили «Фонтанке»), а именно Фрунзенской райадминистрации. Опубликовать пренеприятное известие необходимо не только на официальных страницах местных властей, но и на информационных щитах. Цель Росжелдора — донести новости до местных и установить правообладателей указанных земельных участков.


Жителям сообщат, что так и так — федеральное агентство уполномочено выявлять собственников изымаемого имущества, вот адреса. Все заинтересованные могут получить справку в течение 2 месяцев с момента опубликования по трем адресам: на Старой Басманной улице в Москве у Росжелдора; на Социалистической, 14, в Петербурге — это та самая дирекция РЖД; и на Московском проспекте, 143, — у проектанта АО «Ленгипротранс». Те же 2 месяца будут у лендлордов и владельцев помещений, права собственности которых не учтены в Росреестре по тем или иным причинам: они могут подать заявления об учете их прав, приложив копии документов.

Само оповещение в таких случаях регулируется Земельным кодексом, а изъятие — Жилищным. Из важных цитат:

  • «Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения».

  • «При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием».

  • «По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В районной администрации «Фонтанке» сообщили, что с каждым собственником проведут индивидуальную работу и ничьи жилищные условия не ухудшатся в результате расселения и изъятия участков. Правда, пока неясно, стоит ли вообще волновать народ и есть ли предмет для оповещения. И вот почему.

О том, что зданиям из комплекса Фарфоровского поста прописали снос из-за ВСМ, «Фонтанка» писала в конце 2021 года: кроме указанных, в списке еще одно административное, принадлежащее РЖД, так что с ним все проще. Сам квартал появился здесь в XIX веке, а в 1910–1911 годах здесь построили кирпичные ведомственные жилые дома для железнодорожников. Впоследствии квартиры начали приватизировать.

Фарфоровский пост, 34 | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Фарфоровский пост, 34
Фарфоровский пост, 34 | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Фарфоровский пост, 34
Фарфоровский пост, 34 | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Фарфоровский пост, 34
Фарфоровский пост, 34 | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Фарфоровский пост, 34
Фарфоровский пост, 40 | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Фарфоровский пост, 40
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Фарфоровский пост, 54 | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Фарфоровский пост, 54
Фарфоровский пост, 54 | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Фарфоровский пост, 54
Фарфоровский пост, 54 | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Фарфоровский пост, 54
1 из 15
Фарфоровский пост, 34
Источник:

О сносе жителям рассказали пару лет назад, управиться собирались в 2022–2023 годах, однако процесс не сдвинулся. В ответ на возмущение местных жителей и градозащитников РЖД отвечали: дома стоят впритык к границе полосы отвода нынешней железной дороги, до рельсов — 20 метров, когда начнется строительство ВСМ — без сноса не обойтись.

Источник: «Яндекс.Карты»Источник: «Яндекс.Карты»
Источник:

У КГИОП вопросов к сносу тогда не было: конкретно эти дома не входили в границы зон охраны, памятниками тем более не являлись. «Ограничения по их разборке отсутствуют», — констатировали тогда чиновники. Однако все изменилось: 28 февраля 2023 года было подписано распоряжение комитета, которое включило в перечень выявленных объектов культурного наследия «Комплекс зданий Фарфоровского поста»; во избежание разночтений указали адреса: участок ж. д. Обводный кан. — ул. Грибакиных, литера Д, и несколько домов квартала — № 40, 44, 46, 48, 52 и 54. То есть из письма Росжелдора не ОКН остался только 34-й дом, остальные сносить прямо сейчас никак нельзя.

Выявленный объект культурного наследия — это промежуточный статус, который здесь и сейчас защищает здание от демонтажа, но впереди историко-культурная экспертиза. Она-то и решит — включать ли здание в реестр «бронированных» памятников регионального значения или признать, что дом на самом деле обычный и защите не подлежит. Источник «Фонтанки», близкий к РЖД, назвал эту ситуацию сложной и подчеркнул, что компания находится в активном диалоге с городом. Из нынешней точки этого диалога сноса никакого не просматривается. Между тем участки, судя по письму Росжелдора, изымать все же собираются. «Прямо сейчас ничего не решено», — говорит собеседник и добавляет, что в любом случае проект строительства будет проходить государственную историко-культурную экспертизу.

Если сложить эти противоречивые сигналы, то вероятной кажется схема, которую еще в 2021 году озвучивал «Фонтанке» глава МО № 72 Павел Швец: «Расселения, скорее всего, не избежать, а вот избежать сноса — очень бы хотелось. [Здания] смогли бы остаться нежилыми, потому что оказались бы вплотную к дороге, но были бы сохранены».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Само по себе изъятие — проработанный механизм, и, к примеру, в Тверской области под ВСМ, судя по мартовскому распоряжению Росжелдора, земли уже забирают. В Петербурге Фарфоровский пост — единственный жилой квартал, который затрагивает магистраль, но технологически сложных моментов хватает и за его пределами — например, в концепции РЖД предполагается, что терминал для ВСМ появится на месте складов Кокоревых у Московского вокзала, часть поездов с которого перенаправят на Волковскую. В городской закон 820–7 об объединенных зонах охраны даже внесли изменения, которые бы позволили снести 20 зданий у Лиговского проспекта для строительства терминала. Однако судьба исторических корпусов еще не определена: первоначальный проект рассмотрели и отправили на переработку, чтобы сохранить и приспособить под новые нужды часть зданий, изначально приговоренных к сносу.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
67
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях