Россияне сдерживали инфляцию, переходя на более дешевые товары и более маленький размер упаковки. К такому выводу пришли аналитики NielsenIQ по итогам анализа покупок граждан.
Прирост средней цены за упаковку с февраля 2022 по февраль 2023 года составил 15,9%, рассказал Константин Локтев, директор по работе с ретейлом NielsenIQ в ходе «Недели российского ритейла» 31 мая. При этом продукты питания подорожали на 17%, непродовольственные товары — на 23,8%, алкоголь — на 11,3%, товары для животных — на 17,5%, сигареты — на 10,6%.
Лидерами по подорожанию среди непродовольственных товаров стали дезодоранты, которые за год выросли в цене на 41,2%, средства для мытья посуды подорожали на 36,8%, ватные шарики — на 35,7%, персональные средства гигиены — 32,4%. Из продуктов питания лидером подорожания стало сладкое развесное печенье (+30,7%).
Цены росли из-за объективных причин — макроэкономических факторов, подорожания логистики и роста себестоимости производства. Но инфляция могла бы быть еще выше, если бы потребители не переключались на более дешевые аналоги, а производители не уменьшали бы размер упаковки.
Ярче всего это видно на примере средств женской гигиены. Так, переход на другие бренды снизил рост цен на 13,9%, а даунсайзинг — на 4,5%. В средствах для мытья посуды — на 5,9% и 1,3% соответственно.
Также покупатели сдерживали личную инфляцию за счет переключения на другие каналы продаж, покупая в дискаунтерах, магазинах у дома или в Интернете.
Сильнее всего подешевели соевые молочные продукты (-20,6%), мясные снеки (-18%), ликеры (-8,4%), гречка (-7,8%). «Цены, конечно, выросли, но за счет того, что на полке стало больше дешевых товаров, произошло снижение», — отметил Константин Локтев.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.