Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня Петь или не петь. Какой получилась нашумевшая «Русалочка» с темнокожей героиней

Петь или не петь. Какой получилась нашумевшая «Русалочка» с темнокожей героиней

25 641

В мировой широкий прокат, в отличие от российского, вышел ремейк диснеевского мультфильма о приключениях Русалочки. Обозреватель «Фонтанки» посмотрел его и рассказывает, почему не может пожелать Ариэль семь футов под килем.

Жила-была Русалочка — сама виновата; собирала людские гаджеты, не слушалась папу Тритона, влюбилась в человечьего принца, связалась с морской ведьмой, обменяла дивное сопрано на ножки тридцать третьего размера... В общем, все помнят мультфильм 1989 года по сказке Андерсена. Диснеевский добродушный вариант избавил «Русалочку» от садистских андерсеновских подробностей («с каждым шагом русалочке чудилось, будто она наступает на иглы или острые ножи») и душераздирающего финала, добавил ей потешных друзей вроде краба Себастьяна и рыбки Флаундера и подарил стандартный хеппи-энд. Теперь вот сняли и киноверсию — новую в длинной череде «живых» версий классических диснеевских мультфильмов.

Еще задолго до премьеры «Русалочка» взбаламутила всё дно интернета неслыханной новостью: на роль главной героини Ариэль выбрали темнокожую актрису и соул-певицу Холли Бэйли. Блюстители канона подняли настоящую бурю в попытках доказать, что у русалок белая кожа и в мультфильме-то она была беляночка, и вообще, она по паспорту датчанка... Ну, словом, обеспечили интерес к фильму — не отнять.

А вот если б не национальный вопрос… Сложновато вообще сказать, зачем затеяна вся эта история с экранизациями. Должно быть, из соображений, что нынешние дети не воспринимают плоскую рисовку, а только тридэ. Ну, а родителям будет приятно взглянуть на картинки из детства, снятые на новый лад. На деле же раз на раз не приходится: сама идея — уровня раскрашенного Штирлица, а дальше всё зависит, конечно, от режиссера и его способности сделать из банальной идеи конфетку — и, очевидно, победить в жестокой схватке с продюсерами. Поэтому и получились рядом с пресными слайд-шоу «Король-лев», «Дамбо» и «Аладдин» — «Круэлла», «Пиноккио» и «Питер Пэн», уже слабо похожие на прототипы, зато нахальные и веселые.

«Русалочку» поручили снимать Робу Маршаллу. Из самого известного у режиссера — четвертые «Пираты Карибского моря», «Чикаго» и «Мемуары гейши». В общем-то, новый фильм можно с уверенностью описать как смесь этих трех компонентов. Про «Гейшу» напоминают романтические сцены, полные какой-то нестерпимой сентиментальности. Как и в «Пиратах», тут в изобилии кораллы, медузы, шхуны, пальмы, дреды и их добродушные босоногие обладатели: из Дании Маршалл перенес действие куда-то потеплей, примерно на Карибы. Так что принц, которого играет совершенно кукольный Джона Хауэр-Кинг, получается таким маленьким диктатором банановой республики.

Морским миром повелевает царь Тритон в исполнении, внезапно, Хавьера Бардема: у него шикарный живой плащ из косяка рыбок, а вот накладная борода кажется довольно нелепой. Тритон не любит людей, и тут пристегнули экологическую проблематику: люди разоряют акваторию, браконьерствуют и даже убили гарпуном русалочкину маму. Можно проникнуться и посочувствовать, потому что нарисовано подводное царство и впрямь разнообразно и достоверно: что твой Жак-Ив Кусто снимал.

Правда в мультике 1989 года создатели могли себе позволить любую вольность, любые цвета, любые фантазии. А вот создатели киноверсии как-то застряли между диснеевской яркостью и реализмом, который диктует форма. Поэтому же очень странно выглядит краб Себастьян (его озвучил рэпер Дэвид Дигз), у которого физиономию вроде бы хотели нарисовать человеческой, но словно постеснялись, и вышло непонятно что. Поэтому и волосы у Ариэль не огненно-красные, даже не сказать чтоб рыжие — а какие-то скучно-бурые. А вместо легендарного бикини из ракушек — какой-то синтетический купальник… Словом, ушла магия. Художники дали себе свободу разве что с обликом злодейки Урсулы, которой стала Мелисса Маккарти: вот у неё и щупальца, и всё логово светятся, как неоновая витрина.

Сказка про Русалочку построена на истории о голосе и его отсутствии. И конечно, песни и пляски тут на каждом шагу: вот и опыт «Чикаго» пригодился. Вместо тюрьмы и кабаре тут, конечно, замок и подводные дворцы, но какая разница. Надо отдать должное Холли Бэйли: голос у нее действительно как у настоящей сирены — ошеломительный. Правда старые эти песни о главном хороши, но уже слышаны. А новые номера как-то, признаться, не поражают и только удлиняют хронометраж. Для фильма длиной ни много ни мало два часа пятнадцать минут это — тревожный момент: ждешь, когда можно будет вынырнуть и перевести дух.

Словно глоток свежего воздуха — смешной, дурацкий и бодрый рэп, который читают Себастьян и олуша (это такая птица) Скаттл (певица Аквафина). Вот тут фильм на минуточку становится живым, каким он мог бы, наверное, получиться, если б историю захотели рассказать по-новому.

С остальным проблема всё та же: нет ни одной причины, по которой нужно было создать всю эту перепевку — кроме отсутствия идей и монетизированной ностальгии. Тут как с самой героиней Андерсена: можно трансформироваться, отрастить ноги — но нельзя измениться. Можно взять живых актеров, добавить CGI-графики и новых песен, но вот зачем?

Молчит русалочка, не дает ответа.

Матвей Пирогов, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
80
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях