Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Работа Спецоперация на Украине проблема Взялись за женщин и вахтовиков: как агрегаторы заманивают к себе таксистов, которых не хватает по всей стране

Взялись за женщин и вахтовиков: как агрегаторы заманивают к себе таксистов, которых не хватает по всей стране

Около половины водителей уходят в первый же месяц

25 774
Сейчас в России работают около 500 тысяч таксистов

Рынок такси в России уже давно существует в условиях нехватки водителей и постоянного оттока кадров, но из-за целого ряда причин в последнее время проблема стала еще острее. Об этом заявляют многие крупные агрегаторы. Представителям компаний постоянно приходится изобретать что-то новое для привлечения и удержания таксистов, но эксперты считают, что этого недостаточно. Почитайте мнения тех и других в материале наших коллег из E1.RU.

Почему водителей не хватает?

Как рассказал E1.RU автоэксперт, создатель телеграм-канала «Омбудсмен такси» Антон Максимов, во всей стране насчитывается около 250 тысяч таксистов с разрешениями на перевозку пассажиров, еще примерно столько же работают и получают заказы от агрегаторов нелегально.

— Начиная с 2020 года, в отрасли идет постоянный отток водителей, особенно тех, для кого эта работа является основной. Из сферы уходят как новички, так и опытные водители. Агрегаторы, вернее, давайте будем честны, единственный агрегатор, занимающий монопольное положение на рынке, уже давно не завлекает водителей какими-то привлекательными условиями труда, — заявил Антон Максимов.

Эксперт назвал несколько причин, почему возникла эта проблема. Во-первых, низкие зарплаты при тяжелых условиях труда.

— Агрегаторы и диспетчерские (прослойка между агрегатором и водителем) обещают по 100–120 тысяч в месяц. В реальности, если мы говорим о регионах, доход редко превышает 35 тысяч рублей. В Москве это 60–70 тысяч максимум. Тарифы фактически не менялись с 2017 года, — заявил наш собеседник.

«Работа таксиста тяжелая, опасная и нервная, он вынужден работать по 12–14 часов, нарушая все законы»

Сами таксисты отмечают, что на руки они получают совсем не ту сумму, которую накатали. Из нее приходится вычитать комиссию агрегатора, расходы на аренду автомобиля, топливо и мойку. Так, от обещанных 120 тысяч остается меньше половины.

Водители бросают работу из-за низкой зарплаты и риска оказаться вне закона

Еще одна причина дефицита таксистов — это спецоперация.

— Часть водителей, но небольшая, ушла на СВО: платят там довольно много и регулярно, — сказал Антон Максимов.

Дальше ситуация с кадрами в такси может только усугубиться: 1 сентября в России в силу вступит закон, по которому агрегаторы не смогут работать с нелегалами, за такие нарушения сервисы будут попросту блокировать.

«Если регионы обеспечат должный надзор за соблюдением этого закона, то отрасль, в том виде, в котором она существует сегодня, исчезнет»

В конце прошлого года Госдума приняла закон о такси. Он требует, чтобы у каждого водителя было разрешение на осуществление перевозок, чтобы все таксисты были оформлены как самозанятые или ипэшники либо были официально трудоустроены в таксопарке. На каждую машину, работающую в такси, должен быть оформлен специальный полис ОСАГО, который в разы дороже, чем на обычные автомобили. По новым правилам, водители должны будут ежедневно проходить предрейсовые медицинские осмотры. Еще одно требование — каждая машина должна быть отмечена шашечками. Подробнее об изменениях рассказывали наши коллеги из 74.RU.

Директор сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин подтвердил, что у водителей действительно есть обеспокоенность новым законом.

— Некоторые перевозчики понимают, что не смогут работать в отрасли легально, и начинают искать другие варианты подработок уже сейчас, — пояснил он.

Платить больше и обучать

Как агрегаторы и таксопарки собираются решать проблему?

Руководитель направления по работе с водителями «Яндекс.Такси» Наталья Москвитина рассказала, что основным инструментом для привлечения водителей является сотрудничество с таксопарками: около 80% таксистов приходят именно оттуда. Также «Яндекс» использует для привлечения собственные сайты и сервисы. По ее словам, работы только с целевой аудиторией — мужчинами 25–45 лет — недостаточно, чтобы восполнить дефицит.

Основной инструмент для привлечения водителей в «Яндексе» — сотрудничество с таксопарками

— Водителей не хватает каждый день, каждый месяц, нужно постоянно привлекать новичков. Поэтому мы решили сфокусироваться на тех, кто самостоятельно бы не пришел к нам. Кто это? Это подработчики на своих авто, которые могли бы брать заказы по дороге из дома на работу и наоборот; женщины; вахтовики из других стран и городов, — рассказала Наталья Москвитина.

По мнению спикера, нужно не только работать над привлечением водителей, но и задумываться о том, как адаптировать новичков, которые уже пришли.

«Больше 50% привлеченных водителей уходят в первые четыре недели»

Проблема в том, что доход новичка на старте не соответствует доходам более опытных водителей, а еще в том, что они не знают, как пользоваться приложением и в какое время лучше выходить на линию.

— Мы предлагаем решение: бонусы за первую поездку и ступенчатые цели для новичков на первые две недели. Нужно упростить базовый функционал новичка, не посылать его сразу в аэропортовую очередь, не везти к вокзалу. Мы уже протестировали это в Казахстане, если результаты экспериментов окажутся успешными, раскатим это и на Россию, — поделилась Наталья Москвитина.

О важности обучения новых водителей говорил и управляющий директор компаний «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко. Он рассказал, что его фирмы используют для этого программу наставничества.

— Любой новый водитель может присоединиться к тому, кто регулярно выполняет большое количество поездок. Наставник встречается с ним в режиме офлайн. Отмечу, что если водитель из Санкт-Петербурга, его наставник не может быть из Казани: это разные культуры, разные менталитеты, — отметил Дмитрий Коваленко.

В «Ситимобил» делают ставку на работу с наставниками

Директор такси «Максим» Максим Шушарин тоже поделился инструментами для привлечения и удержания кадров.

— «Максим» создает такие условия, чтобы водителям было комфортно и выгодно сотрудничать с сервисом, — свободный график без плана по выполнению заказов и смен, низкая комиссия от 5%, бонусы и скидки от партнеров на обслуживание автомобилей. Водитель может самостоятельно выбрать, какой заказ он готов выполнить, а может включить автоматический режим, настроить фильтры предпочтений и выполнять заказы по цепочке. Компания оказывает содействие водителям при оформлении статуса самозанятых, — рассказал Максим Шушарин.

Он отметил, что водители, как и пассажиры, пострадавшие во время заказа, в том числе в ДТП, могут рассчитывать на денежную выплату.

Таксист — тоже человек

Опытом удержания уже привлеченных водителей поделился Владимир Данилов, генеральный директор московского таксопарка Roolim (бывший «Автогарант»), который за полгода смог вырасти в три раза — с 200 до 600 машин.

— Мы развивали схему с вахтовиками, привозили их со всей России, обеспечивали проживанием и питанием. Так мы работали до 21 сентября 2022 года, после этого в нашей стране стала популярна другая вахта. По зарплате перебить ее мы не смогли, поэтому начали привлекать местных водителей в формате аренды [наших машин], — рассказал Владимир Данилов.

Опрос водителей, которые перешли в Roolim из других парков, показал, что основная причина разрыва отношений с предыдущими работодателями — это их пренебрежительное отношение к таксистам.

Владимир Данилов дал коллегам вредные советы по организации работы таксопарка:

— Инструкция, как сделать говнопарк: поручите собеседование с водителем отдельному репортеру; не общайтесь с водителем, если он платит аренду в срок; с личным менеджером или с начальником колонны он должен общаться, только если попал в ДТП или у него много штрафов. Не давайте возможности первый раз нарушить что-то без последствий — сразу штрафуйте. Если водитель ушел в небольшой минус, автоматически блокируйте автомобиль, в идеале прямо на ходу. Тогда у вас будет парк, срок жизни которого — 30–60 дней.

Завершая выступление, Владимир Данилов подчеркнул, что главное в работе с водителями — собрать коллектив, который будет относиться к таксисту прежде всего как к человеку.

80% таксистов — подработчики

Что в итоге?

Несмотря на все предпринимаемые агрегаторами и таксопарками усилия, проблему нехватки водителей так просто не решить. Директор такси «Максим» Максим Шушарин объяснил, что примерно для 80% перевозчиков работа в такси — это всего лишь подработка. Отсюда и такая большая ротация кадров.

— Такая ситуация стала прямым следствием неадекватного регулирования отрасли. Невозможно всю жизнь работать водителем такси, когда твоя деятельность не может быть легальной в принципе, когда ты не можешь гордиться своей работой, — высказался Максим Шушарин.

Он утверждает, что от нового закона требовалась легализация перевозчиков, которая дала бы им возможность работать открыто, платить налоги, а значит связать себя с этим видом деятельности на длительный период, а вместо этого самозанятым выставили заградительные, заведомо невыполнимые требования (например, по оплате ОСАГО, которое для владельца машины такси стоит 50–70 тысяч рублей в год, что в десять раз больше, чем для обычных авто).

О том, с чем еще столкнется отрасль в сентябре, читайте в интервью Максима Шушарина и председателя Общественного совета по развитию такси Ириной Зариповой. Эксперты ждут, в частности, резкого роста цен на перевозки, транспортного коллапса и даже гибели агрегаторов. Подробно о новом законе ранее рассказывали наши коллеги из 74.RU.

Водители уже неоднократно жаловались на зарплаты.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
60
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях