В Петербурге после полуторагодичного простоя запустили конвейер бывшего завода Nissan. 17 июня запустили производство нового автомобиля семейства LADA С-сегмента — Lada X-Cross 5. Ждать чудес не стоит — пока что автомобиль собирают целиком из машинокомплектов «восточного партнера» АВТОВАЗа.
Меркнет свет, грохочет туш
В цеху гаснет свет, из-за экрана на площадке, где в окружении журналистов выстроились министр промышленности и торговли Денис Мантуров, губернатор Петербурга Александр Беглов, президент АВТОВАЗа Максим Соколов, дымогенераторы нагоняют клубами дым. Торжественным голосом диктор объявляет: «Новый автомобиль Lada X-Сross 5, первый в Питере!»
Гремит бодрая музыка, под аплодисменты зрителей, вспышки прожекторов и фотокамер на сцену выезжает белый кроссовер. В том, что он «первый в Питере», нет никаких сомнений — достаточно взглянуть на одноименную наклейку на его боку. Водитель распахивает дверцу и растворяется в дыму, и в этот момент на сцену выходят вип-персоны. Они поздравляют собравшихся со знаменательным событием — через полтора года простоя автозавода на Комендантском проспекте с конвейера вышел первый автомобиль. Но есть нюанс — производственные мощности, некогда принадлежавшие концерну Nissan, перешли под крыло АВТОВАЗа, и в Петербурге Lada X-Cross 5 — действительно его первое детище.
Что за машина Lada X-Cross 5
Lada X-Cross 5 — это переднеприводный городской кроссовер С-класса со 160-сильным турбированным двигателем, оснащенный 7-ступенчатой автоматической коробкой передач и цифровой приборной панелью. К конструктивным особенностям добавляются панорамная крыша и богатый внутренний мир интеллектуальной системы безопасности ADAS, которая контролирует утомляемость водителя, предупреждает о выезде из полосы, адаптивно переключает дальний свет. Из вспомогательных систем безопасности — круговой обзор и экстренное торможение.
Интерьер, выполненный в спортивном стиле, сочетает отделку из мягкого пластика со вставками под дерево, сиденья обтянуты экокожей контрастирующих с кузовом цветов: в черной машине отделка цвета слоновой кости, в красной — бордовая с черными вставками.
«Наш восточный партнер»
Модель запустили на серийной сборочной линии, весь цикл сборки составляет всего три часа, поскольку пока что Lada X-Cross 5 собирают как конструктор — полностью из машинокомплектов. Поставщика на АВТОВАЗе называют «наш восточный партнер», однако не такой уж это и секрет — по данным «Фонтанки», это китайский концерн FAW.
«Меморандум о партнерстве был подписан 20 декабря 2022 года, сразу мы начали подготовку производства вместе с нашим партнером. Подготовка производства была проведена в течение трех месяцев, это довольно быстро», — говорит заместитель директора по производству Сергей Захарченко.
Машинокомплекты везут железнодорожным транспортом и морским, причем в порту Петербурга задействованы те же контейнерные площадки, которые были раньше у Nissan. В одном контейнере приходят четыре кузова и в среднем 3,2 машинокомплекта. Поставка занимает от 30 до 45 дней в зависимости от маршрута. Прямо сейчас на линии готовы к сборке порядка 100 кузовов.
«Мы не скрываем, что полностью всё, что делается здесь сейчас, мы получаем от нашего восточного партнера. Здесь только сборка. Мы не врем, что здесь у нас локализация — она начнется со следующего года с привлечением поставщиков из Петербурга и Ленобласти, часть запчастей мы сможем производить здесь. Первый результат локализации появится к 2025 году. У нас здесь есть производство пластика, это те же бамперы, передние панели, штамповочное производство, к 2025-му мы планируем запустить и сварку», — говорит директор по связям с общественностью АВТОВАЗа Сергей Ильинский.
Для российского рынка автомобиль «восточного партнера» адаптировали — мультимедиа перевели на русский язык, добавили обогрев заднего стекла, зеркал и переднего сиденья.
Наследие Nissan
Собирают Lada X-Сross 5 на том же оборудовании, которое работало на заводе Nissan, но многие линии пришлось подстраивать под стандарты LADA. От ответа на вопрос «Какую сумму пришлось вложить в обновление производственных мощностей?» в АВТОВАЗе деликатно уходят.
«Мы провели модернизацию основного конвейера, линии сборки двигателей, линии сборки шасси и подвесок. Сама линия осталась та же. Стандарты по качеству остались те же. Сегодня в производстве и оценке автомобилей присутствуют те стандарты, которые были на Nissan. Это позволит нам выпускать автомобили по качеству не хуже, чем это было в предыдущие годы», — отмечает Сергей Захарченко.
Из тех же рабочих экс-Nissan набрали и персонал на новое производство LADA, правда, от 2,2 тысячи человек осталось только 1,5 тысячи — многие не выдержали полуторагодичного простоя производства и ушли. Зато те, что остались, — проверенный и опытный «костяк». Такой же, как на Nissan, осталась и зарплата, «мы ничего не меняли», говорят в АВТОВАЗе. Даже кепочки у охранников — и те с наименованием ушедшего бренда.
«Нам этот завод выгоден»
Планы на будущее у АВТОВАЗа в Петербурге более чем амбициозные.
«Мощности завода — 115–120 тысяч автомобилей в год. До конца этого года с конвейера выйдут до 10 тысяч автомобилей, в следующем году мы планируем выпустить до 30 тысяч, в 2025-м году планируется около 50 тысяч», — рассказывает Сергей Ильинский.
О том, что петербургская LADA избежит печальной судьбы концерна Nissan, который так и не смог выбраться из убытков, в АВТОВАЗе говорят уверенно.
«Объема производимых машин будет достаточно для выхода на чистую прибыль? Если я это объявляю, значит, что огромная финансовая служба в Тольятти этот бизнес-кейс просчитала и нам этот завод выгоден», — говорит Сергей Ильинский.
О том, когда питерская LADA выйдет на чистую прибыль, говорить пока рано. Более того, это информация коммерческого характера, и распространять ее завод не намерен в принципе.
«Подобные стоят 2,2 миллиона»
Цена новинки пока не разглашается.
«Подобные машины сегодня на рынке стоят в пределах 2,2 миллиона рублей. Сколько будет стоить наша машина, мы объявим в момент старта продаж, в 3-м квартале», — говорят в АВТОВАЗе.
Люфт в несколько месяцев от старта производства до начала продаж — корпоративная этика LADA: за это время завод должен насытить Lada X-Cross 5 все 300 дилерских центров, чтобы запустить продажи одновременно по всей стране.
Гарантийный срок обслуживания на новинку закладывают стандартный — 100 тысяч километров пробега или три года в зависимости от того, что наступит раньше. Сервисным обслуживанием займется «дочка» автогиганта «Лада-Имидж». К моменту начала продаж на складе ожидают всю необходимую номенклатуру запчастей, к тому же остались запчасти, которые произвели на Nissan, сейчас они на центральном складе.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»