Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Наша коллекция ОЭЗ, техникум, простой. Что появится на месте петербургских автозаводов?

ОЭЗ, техникум, простой. Что появится на месте петербургских автозаводов?

20 037

Пока бывший завод Nissan готовится к поставкам в дилерские центры модели Lada X-cross 5, начинает вырисовываться дальнейшая судьба других предприятий петербургского автокластера. Спойлер: там будут выпускать не только машины, а о возвращении к прежним объемам речи пока не идет.

Задачу возрождения автокластера накануне ПМЭФ-2023 поставил губернатор Петербурга Александр Беглов. «На пике мощности петербургские автозаводы нередко работали в две-три смены, обеспечивали до 28% всего производства легковых автомобилей в стране. Это тот масштаб, к которому необходимо стремиться», — сказал он. Если в цифрах, то на максимуме, который был достигнут в 2018 году, петербургские автозаводы выпустили суммарно 376 тыс. машин. По подсчету «Фонтанки», их наследники готовы обеспечить от силы треть этого объема — и то не раньше, чем через три года.

Hyundai: простой и временный колледж

Судьба самого крупного автомобильного производства пока выглядит наиболее туманно. Так, основной завод Hyundai в Каменке сейчас находится в простое, равно как и родственное ему производство двигателей Hyundai WIA. До этого на предприятиях сократили более двух третей сотрудников.

В начале года власти Петербурга заявляли, что ведут переговоры с инвестором из Казахстана «Астана Моторс», планируя возобновить выпуск тех же автомобилей, которые выпускались на предприятии до весны 2022 года, — то есть Hyundai Creta, Hyundai Solaris и KIA Rio. Однако, по информации «Фонтанки», казахстанский вариант не прошел и больше не обсуждается. Однако на уровне Минпромторга ведутся переговоры с другими инвесторами. В пресс-службе Hyundai вопрос о возможных претендентах оставили без комментариев.

Площадку в Шушарах, которую Hyundai ранее выкупил у General Motors, но так и не успел начать там выпуск машин, на пять лет арендовало правительство Петербурга. Сообщалось, что там откроется образовательный центр.

Как пояснил «Фонтанке» вице-губернатор Кирилл Полякова, речь идет о первом этапе суперколледжа, который сейчас строится в Парголово. Ранее вице-губернатор Ирина Потехина сообщала, что его введут в 2026 году. «Стройка — дело не быстрое, и создание промышленно-образовательного учреждения потребует серьезной экспертизы», — отметил Поляков. А вот для экс-GM уже закупают оборудование. По словам чиновника, на площадке планируют отработать процесс и сформировать кадровый костяк будущего колледжа. По истечении срока аренды решение о судьбе завода будет принимать собственник. Однако, по данным «Фонтанки», Минпромторг также предлагал эту площадку в ходе ПМЭФ-2023 инвесторам из дружественных стран, наравне с бывшим заводом «Е-мобиль» в Марьино. Претендент готов разместить там автомобильное производство в партнерстве с китайцами.

Toyota: электрокары, грузовики и особая экономическая зона

Сейчас главным активом бывшего завода Toyota — производственной площадкой в Шушарах — владеет ООО «Шушары-Авто». Пока юрлицо принадлежит подведомственному Минпромторгу ФГУП НАМИ. Однако предприятие в ближайшее время перейдет в собственность оборонного концерна «Алмаз-Антей».

Входящее в «Алмаз-Антей» АО «Обуховский завод» уже управляет площадкой и намерено развернуть там автомобильное производство. В 2024 году начнут собирать грузовой габаритный автомобиль гражданского назначения БАЗ-S36A11. В 2026 году планируется начать выпуск линейки электромобилей E-Neva.

Объем выпуска грузовиков планируется на уровне 2 тыс. единиц в год, перспективы электромобилей — 55–60 тысяч машин в год.

Но бОльшую часть территории завода Toyota могут занять совсем другие производства. Дело в том, что из 224 га в Шушарах, которыми владело «Тойота Мотор», только 60 га перешло в собственность ООО «Шушары-Авто». Остальные 164 га, уже разбитые на 85 новых участков, перешли в собственность Санкт-Петербурга. Как следует из опубликованного в конце прошлой недели постановления правительства, они могут стать четвертой площадкой Особой экономической зоны.

По информации «Фонтанки», специализацию будущей ОЭЗ Смольный сейчас обсуждает с Минэкономразвития. В «Алмаз-Антее» вопрос о возможном автомобильном профиле будущей ОЭЗ и создании на ее территории парка поставщиков не прокомментировали.

Nissan: Lada с китайским акцентом

Самые внятные планы у бывшего завода Nissan, который перешел в собственность «АвтоВАЗа». В конце июня на предприятии, получившем название «ЛАДА Санкт-Петербург», начали собирать Lada X-cross 5, которые представляют собой адаптированную для российского рынка китайскую FAW Bestune T77. Автомобиль поступит в дилерские центры уже этим летом и будет стоить до 2,5 млн рублей в зависимости от комплектации.

До конца этого года с конвейера выйдут до 10 тысяч автомобилей, в следующем году планируется выпустить до 30 тысяч, в 2025 году — около 50 тысяч. Для сравнения: мощности завода — 115–120 тысяч автомобилей в год. Также рассматривается запуск еще двух моделей.

Производство кроссовера Lada Х-cross 5 стартует с крупноузловой конвейерной сборки. Но уже в 2024 году запланирован переход к мелкоузловой сборке. Впрочем, по словам Александра Беглова, требования по локализации, которые стоят перед предприятиями, «намного более жесткие», чем те, что выдвигались к закрывшимся заводам.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
23
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях