Ушедшие с российского рынка бренды автомобилей заместил китайский автопром, а не отечественный. Такой вывод содержится в докладе Центробанка «Региональная экономика», опубликованном 12 июля.
«В условиях ограниченного восстановления отечественного производства заметно растет импорт новых легковых автомобилей. По оценкам экспертов, к началу 2023 года его объемы уже заметно превысили уровень начала 2022 года», — говорится в докладе. При этом сильно меняется его структура: если раньше доминировали автомобили из Японии и Европы, то в настоящее время свыше 70% импортных поставок приходится на Китай.
Как видно на графике, после начала СВО на Украине европейские бренды (желтый столбик) почти полностью ушли с рынка. Их место заняли марки из Поднебесной (красный столбик). При этом продажи произведенных в России авто (синий столбик) упали, но доля осталась примерно на прежнем уровне.
Канал параллельного импорта, по оценкам экспертов, оказывает несильное влияние на рынок. Пока на него приходится около 10% продаж.
Спрос на новые легковые автомобили пока еще опережает предложение, особенно в бюджетном сегменте, хотя и остается ниже докризисного уровня. На фоне дефицита растут цены. В 2022 году российские автомобили выросли в цене на 29,7%, а импортные — на 39,1%. В этом году рост цен продолжился: за пять месяцев отечественные и иностранные автомобили подорожали на 2,1 и 0,6% соответственно.
«Большая часть опрошенных автодилеров ожидает дальнейшего умеренного роста стоимости новых легковых автомобилей (как отечественных, так и импортных), в том числе из-за ослабления рубля и невозможности быстро насытить рынок достаточным количеством автомобилей», — отмечают в ЦБ.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.