Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Это незачет на экзамене. Демограф — о том, как власти в Петербурге поборются за рождаемость

Это незачет на экзамене. Демограф — о том, как власти в Петербурге поборются за рождаемость

19 613
Источник:

Смольный рассказал, как будет бороться со снижением рождаемости в Петербурге. О том, чтобы ее поднять, речи не идет, а эксперты видят в программе больше идеологии, чем идей.

Региональные власти отчитываются об утверждении программ по повышению рождаемости — поскольку на федеральном уровне ресурсы как бы исчерпаны, теперь слово за субъектами РФ. В Петербурге тоже принят документ, в котором оценивается демографическая ситуация и называются меры по ее улучшению. Спойлер: больше рожать к 2025 году не будут.

Материнский капитал не помогает

Об утверждении программы на 2023–2025 годы в начале июля сообщил Смольный. В Петербурге, как и во всей стране, снижается рождаемость. В первую очередь, за счет снижения интенсивности рождения вторых детей. Демографы предсказывали это еще в 2020 году, когда в программе материнского капитала перенесли основную часть выплаты на первого ребенка (сейчас при рождении первенца выплачивается 587 тыс. руб., при рождении второго ребенка — 189 тыс. руб.). Можно предположить, что теперь женщины, успевшие получить маткапитал на первого ребенка, реже рожают вторых. При этом число первенцев тоже уменьшается, просто потому что число самих женщин детородного возраста сокращается на 3% каждый год. Рождаемость третьих детей пока почти не падает, а четвёртых и последующих — непрерывно растёт. Правда, в Петербурге коэффициенты их рождаемости ниже, чем в среднем по России.

Смольный сравнивает данные Всероссийской переписи населения 2010 и 2020 годов. В возрастной группе 20–24-летних сокращение числа женщин составило 17,9 % (с 183,4 тысяч человек в 2010 году до 150,5 тысяч в 2021-м). 25–29-летних стало меньше на 26,3 %. В аналитической части Программы по повышению рождаемости в Санкт-Петербурге на 2023–2025 годы не сказано, пропорционально ли сокращается число рождений детей в этих возрастных группах, но говорится: «Доля рождений в возрастной группе 20–24 года в общем числе рождений сократилась в Петербурге с 19,6 % в 2011 году до 9,6 % по итогам 2021 года, в возрастной группе 25–29 лет — с 38,3 % в 2011 году до 24,9 % по итогам 2021 года. Коэффициенты рождаемости в возрастной группе 25–29 лет (число родившихся на 1 000 женщин соответствующего возраста) в 2018–2022 годах в Санкт-Петербурге фиксировались ниже, чем в Москве и в среднем по Российской Федерации».

1 из 2

Среди женщин старше 29 лет, наоборот, отмечается увеличение доли рождений, причем заметное. 30–34-летние рожали чаще более чем на 10 процентных пунктов (рост с 25,8 % в 2011 году до 36 % по итогам 2021 года), 35–39-летние (с 11,3 % в 2011 году до 22,5 % по итогам 2021 года). В возрастной группе 40–49 лет — с 2,4 % в 2011 году до 5,5 % по итогам 2021 года.

1 из 3

Правда, не отмечается, что в основном такой сдвиг вызван не старением собственно рождаемости. Стареет сам контингент женщин детородного возраста, их просто стало меньше в категории до 30 лет в результате очень низких показателей в период 1990–2000 годов, демографы это явление называют «эхом 1990-х».

Стареют невесты — стареют матери

Смольный видит несколько причин ухудшения ситуации с рождаемостью: первая — постарение матерей. В документе указывается, что в Петербурге средний возраст для рождения первенцев составляет почти 30 лет — в последние годы он выше, чем в среднем по России, якобы на 2,1 года. Для рожающих вторых и последующих детей — более 30 лет.


Демограф Алексей Ракша рассказал «Фонтанке», что в этих расчётах допущена грубая ошибка: «Средний возраст рождения детей высчитывается не по возрастным коэффициентам рождаемости, а по абсолютным числам рождений у женщин разного возраста, на что сильно влияют уже упомянутые изменения возрастной структуры женского репродуктивного контингента в результате «эха 1990-х»: женщин в возрасте старше 35 много, моложе 25 очень мало. То есть искажения из-за сильного перепада численности женских когорт не устранены. За это на экзамене по демографии поставили бы незачёт. В действительности же средний возраст рождения первенцев в Петербурге самый высокий в России, но составляет не 29,8, а 27,9 года (разница 2 года!). Причём в последнее время рождаемость первенцев молодела (ещё в 2017 году этот возраст составлял 28,2 года), а главное — рождаемость последующих детей омолодилась ещё сильнее, но это не привело к её росту, как и ожидалось. В общем, эти расчёты и таблицу можно выкинуть в помойку, а не строить на её основе «глубокомысленные» «экспертные» выводы».

Старение матерей, в свою очередь, связывается со старением в Петербурге вступающих в брак. Неуклонно растет доля «брачующихся» мужчин и женщин в возрасте 25–34 года, а в возрасте 18–24 года — снижается. При этом доля вступивших в брак в 35 лет и старше долго почти не менялась, а последние годы растет — после 2020 года достигла максимальных значений как у мужчин (35,1 %), так и у женщин (27,8 %). И опять же не указывается, что почти всё это произошло исключительно из-за изменения возрастной структуры молодого населения, а если посчитать грамотно, то «брачность» практически не постарела.

Медленно растет сдвиг в сторону детей, родившихся вне брака в Петербурге, — по итогам 2021 года доля внебрачных детей увеличилась до 19,1 %, в 2016 году было 17,1 %. И это заметно ниже, чем в среднем по России — 21,1 % и 22 % соответственно.

Причиной низкой рождаемости авторы программы называют и сохранение относительно высокого уровня абортов, говорят: «Именно снижение числа абортов является главным резервом роста числа рождений в условиях ежегодного снижения числа женщин в активном репродуктивном возрасте». Это несмотря на то, что Петербургу здесь есть чем похвастать: общее число абортов в Петербурге уменьшилось с 24,8 тысяч в 2016 году до 15,7 тысяч по итогам 2021 года (на 36,7 %). Число абортов на 1 000 женщин в возрасте 15–49 лет снизилось с 18,7 в 2016 году до 12,1 по итогам 2021 года (на 35,3 %), и этот показатель ниже, чем средний по России.

1 из 2

«Это ошибка»

«Фонтанка» попросила прокомментировать цифры, обнародованные в Программе по повышению рождаемости, и выводы, сделанные на их основе, демографа Алексея Ракшу:

«Программа сверстана в строгом соответствии с методичкой от Минтруда, даже последовательность первоочередных причин и мер по их устранению не изменена. А при анализе статистических данных допущены ошибки. Так, говоря о постарении рожающих женщин, неправильно указан их средний возраст — он рассчитывается через возрастные коэффициенты рождаемости, а не через абсолютные числа родившихся. Какого-то заметного постарения рождаемости первенцев по приведенным данным не прослеживается, наоборот, даже в приведённой ошибочной таблице видно некоторое омоложение. Вообще, в России рожающие женщины почти самые молодые в Европе, и разрыв растёт: у нас они «стареют» медленнее, а в Петербурге «молодеют».

Что касается «постарения брачности», то сокращение числа браков в возрасте 20–24 года происходило в основном из-за «эха 1990-х» — малочисленные поколения, рождённые на дне рождаемости в конце 1990-х, входили в брачный возраст. Это следствие эволюции возрастной структуры населения, на ее основе нельзя делать выводы о «постарении брачности», это ошибка.

Авторы программы утверждают, что число рождений коррелирует с соотношением регистрируемых браков и разводов: чем меньше это соотношение, тем выше уровень рождаемости, и наоборот. На самом деле нет никакой корреляции, это ошибочный вывод, как инструмент для оценки рождаемости неприменимый. Отношение чисел браков и разводов сильно зависит от возрастной структуры населения и её динамики: женятся в основном в возрасте 20–35 лет, а разводятся в 25–45. Поэтому сейчас из-за «ямы» 1990-х соотношение плохое, но с этим поделать ничего нельзя, а не учитывать это глупо. Для сравнения масштабов браков и разводов нужны другие, более правильные и тонкие показатели. Например, на Кавказе — самый высокий уровень рождаемости при многократно выросшем числе бракоразводных процессов. Люди разводятся, чтобы получать пособия на детей, поскольку их выплаты увязали с уровнем доходов в семьях. А на самом деле продолжают жить вместе. И какой смысл ориентироваться на цифры по разводам и бракам?»

Идеология, а не демография

Завершают перечисление причин низкой рождаемости и их анализ два пункта. Первый — ухудшение репродуктивного здоровья населения. Второй — откладывание рождений в условиях продолжающейся пандемии, усиления санкционного давления на Россию и возможного снижения реальных денежных доходов населения.

В разделе программы «Меры региональной демографической политики, направленные на стимулирование рождаемости» самое большое внимание уделено первому пункту — репродуктивному здоровью населения и службе родовспоможения. В этой части городу есть, что показать: женские консультации, родильные дома, специализированная медицинская помощь новорожденным в детских больницах, профосмотры подростков и т.д. И в перечне приоритетных направлений репродуктивное здоровье — на первом месте. На втором — профилактика и снижение числа абортов.

«В таком порядке они расположены у Минтруда, это показывает суть приоритетов федерального ведомства, а Петербург не стал их менять, — поясняет Алексей Ракша. — Хотя некоторые регионы это сделали и на первое место поставили поддержку семей в связи с рождением и воспитанием детей, в петербургской программе она — на 4-м месте».

Поддержка включает федеральные и региональные выплаты и пособия, размеры единовременных выплат зависят от очередности рожденного ребенка, пособия — от уровня доходов в семье. По плану, число получателей единовременной компенсационной выплаты женщинам Петербурга, родившим в возрасте от 19 до 24 лет первого ребенка, уменьшится с 2 885 в 2022 году до 2 805 в 2025-м. Это новшество в системе распределения выплат, введенное ради снижения возраста материнства. Оно, как уже показано, не улучшает демографическую картину, а усугубляет ее.

«Стимулирование рождаемости первенцев в возрасте до 24-х лет не приводит к подъёму рождаемости и дестимулирует более старших женщин. Кстати, почти всё падение рождаемости в Петербурге за последние годы случилось за счёт женщин 25+. Так что, чего добивались, то и получили: «омолодили рождаемость». Потому что если власть даёт деньги просто так младшим, то у старших — обида и меньше стимулов рожать. Мы это уже видели на примере других регионов, непонятно, зачем снова наступать на грабли и не учиться на чужих ошибках», — говорит Алексей Ракша.

Много супружеских пар не могут иметь детей по состоянию здоровья. Повлиять на это можно увеличением числа циклов экстракорпорального оплодотворения. В Петербурге оно только один раз было запланировано в системе ОМС в объеме 5 тысяч циклов в год — в 2017-м, а все последующие годы не дотягивало до 4,5 тысяч. При этом в листе ожидания своего ЭКО в Петербурге ежегодно насчитывается около 2 000 семей. С 2022 до 2025 года число ЭКО должно вырасти с 4 283 циклов до 4 585. Каждый год планируемое число рождений детей в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий — более 60 % от выполненных циклов. Непонятно, каким образом это достигается — то ли подсаживанием двух эмбрионов и рождением двоен, что не рекомендовано Минздравом, то ли неправильным расчетом. В разных клиниках Петербурга эффективность ЭКО колеблется от 20 до 40 %.

«Циклов ЭКО выполняется мало, на них нужно больше денег, это и есть настоящий резерв для повышения рождаемости, а не сокращение абортов. Но, вероятно, программа сверстана для отчетности перед Минтрудом. А потому и аборты упомянуты перед рождаемостью — важный признак того, что это не демографический, а идеологический документ, и улучшение демографии не является основной задачей», — говорит Алексей Ракша.

В программе нет ничего нового, в ней объединены все уже существующие федеральные и региональные меры поддержки семей с детьми и женщин из разных программ — обязательного медицинского страхования, гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, капитального строительства (обеспечение детскими садами), Социального кодекса Петербурга (региональный материнский капитал, земельный капитал, единовременные компенсационные выплаты женщинам, родившим первого ребенка в возрасте от 19 до 24 лет, единовременные компенсационные выплаты при рождении первого, второго, третьего и последующих детей, а также иные выплаты). В 2023 году на финансовую поддержку семей с детьми выделено 14,3 млрд рублей. В 2022 году она составляла 12,2 млрд.руб.

Однако прогнозные — целевые значения рождаемости в Петербурге во все случаях — со знаком минус. Хотя, как посчитали в Смольном, благодаря поддержке, минус будет не таким пугающим, каким мог бы быть. В 2022 году в Петербурге родилось 50 663 детей, в 2023-м ожидается 47 580, в 2024-м — 45 990, в 2025-м — 47 296 детей.

Ирина Багликова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
220
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5