Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Наша коллекция Двенадцать. В Петербурге устали от автобусных аутодафе

Двенадцать. В Петербурге устали от автобусных аутодафе

43 657

Днем 14 июля огненноактивных перевозчиков и производителей автобусов собрали на Хрустальной улице, в третьем автопарке «Пассажиравтотранса». Прозвучало: сгорели 12 машин и больше гореть не будут — по крайней мере, по прежним причинам.


Вели это неформальное мероприятие вице-губернатор Кирилл Поляков и председатель комтранса Валентин Енокаев. Вместе заходили в автобусы, заглядывали в двигатели. Общая интонация выглядела так: ладно, нам вы объяснили, что у вас за проблемы и почему полыхают машины, — вы людям теперь объясните, что дальше.

Анатолий Бакулин, совладелец ООО «Волгабас Групп»
Валерий Иванкович, генеральный директор ОАО «МАЗ»
1 из 9
Источник:

О том, как горят автобусы, «Фонтанка» писала неоднократно, за точку отсчета интуитивно взяли прошлый год, когда ввели новую модель транспортного обслуживания и по улицам массово поехали лазурные. Первыми вспыхнули МАЗы «Домтрансавто», потом подключились ЛиАЗы «Третьего парка», а затем, после паузы, — «Волгабасы», последний у «Вест-Сервиса» выгорел буквально неделю назад. Трижды в сводку попадал и городской «Пассажиравтотранс», у которого в огне, впрочем, оказывался не новый реформенный, а старый подвижной состав. На проблему обратил внимание глава СК Александр Бастрыкин.

«Горел — не горел» — это такая интересная игра, в которой время от времени сходятся пожарные и перевозчики. Скажем, в октябре 2022 года на Типанова выехало аж два расчета как раз к Волгабасу «Вест-Сервиса», в котором выгорел отсек двигателя, по информации МЧС. Представитель компании Роман Юренев тогда оперативно выступил с опровержением: «Сработала система пожаротушения, но ничего не сгорело, никакого открытого огня, пожара не было». И впоследствии многое упиралось в эти детали: не было открытого огня, а только задымление; пострадавших нет; элементы интерьера выгорели не полностью, а частично.

«Фонтанка заранее запросила у перевозчиков информацию у количестве сгоревших у них за год в Петербурге автобусов. Не отозвался ни один. Наиболее творчески к нежеланию ворошить этот пепел подошли в «Вест-Сервисе», представителя которого сначала не устроил устный вопрос, а после — официальный запрос на бланке, но без печати. Аргумент, что автобусы у них горят вообще без запросов и предупреждений, эффекта не произвел. Компанию можно понять, тема неприятная, однако общие цифры 14 июля озвучил Кирилл Поляков. По его словам, за год речь идет о 12 машинах на весь Петербург. «Фонтанке» он уточнил, что в эту статистику входят только те случаи, которые привели к выбытию подвижного состава. «Среди них есть те, которые не связаны с прямой утечкой масла, но эти причины несистемны, мы их в расчет не берем, — пояснил Поляков. — Отрабатываем вопросы, связанные с утечкой масла на коллектор — из-за него происходят возгорания, которые стандартная система пожаротушения погасить не может».

«Фонтанка» писала об этом диагнозе, который ставили МАЗу и — предварительно — ЛиАЗу: попадание масла из системы гидропривода вентилятора на горячие части двигателя, то есть фактически течь из фланцев. «Когда масло начинает течь на коллектор, он же не может мгновенно остыть, — рассказал Поляков «Фонтанке». — Ну, сработала система пожаротушения, она на какое-то время пламя сбила, но коллектор разогретый. И из-за этого получается полное выгорание салона». При этом он подчеркнул, что чаще все же речь идет не о горении, а о ложном срабатывании системы, которая ошибочно определяет пожар, здесь надо дорабатывать программное обеспечение.

Источник «Фонтанки» в транспортном блоке подтвердил, что помимо истории с маслом есть и другие частные проблемы. ЛиАЗ, насколько можно судить по результатам, отработал свои случаи, его автобусы больше не горят. Не горят и «Нефазы». Но нужно понимать, что из 3,5 тысячи автобусов, закупленных за последние пару лет в Петербурге, на эти две марки приходится хорошо если 20%. Остальное — МАЗ и «Волгабас», которые во многом поэтому и являются хедлайнерами в огненной сводке.

И год назад, и сейчас чиновники говорят о санкционном давлении: поставщики обрубили цепочки поставок, пришлось резко заменять узлы, времени на испытания аналогов не было. «Это не значит, что вместо итальянской муфты поставили российскую и все сломалось, — говорит собеседник «Фонтанки». — Зачастую речь о детали, которая как использовалась, так и используется. Условно говоря, был у тебя отечественный шланг высокого давления, он же и остался. Но в новой компоновке узла — а ее пришлось делать из-за санкций — ведет он себя иначе».

По его словам, если год назад мы видели последcтвия детских болезней нового и аврально собранного подвижного состава, то теперь на дистанции некоторые детали показали свою недолговечность: «"Волгабас" занимается заменой бачка в гидравлической системе, пластик расслаивается быстро. МАЗ работает с муфтой».

Вопрос взаимодействия с производителями самый важный. Корпоративной традиции самостоятельно отозвать сомнительную серию и доработать ее ценой убытков на рынке СНГ не выработалось, но тем не менее администрация города, перевозчики и заводы работают вместе и такие встречи проводят не впервые. Производители снимают технические замечания, в частности — модернизируют систему пожаротушения, которая должна поставлять смесь адресно на опасные участки.

А город оставляет за собой право принимать радикальные решения.

По словам Кирилла Полякова, сейчас «к забору» поставили 30 автобусов из предпоследней поставки «Волгабасов» для «Пассажиравтотранса»; приостановят приемку еще 98 новых; все — для того, чтобы вывести на линию точно безопасные машины. На самом деле, нечто подобное происходило год назад: тогда, напомним, «Вест-Сервис» не докупил нужного количества автобусов и в очередной этап транспортной реформы въехал на старых дизелях. Причина та же: производитель попросил времени, чтобы обкатать новую компоновку на автобусах среднего класса, и город решил, во имя безопасности, не давить. Результат — на «Волгабасах» этого класса действительно тихо.

Анатолий Бакулин, совладелец ООО «Волгабас Групп», похвалил руководство города за то, что оно говорит с производителем. «Питер для нас — это особый город, — рассказал он — У нас уже есть совершенно другой автобус, который сейчас на сертификации. Мы его отдадим сюда на испытания, он через 2 месяца появится здесь. Там не будет той системы, которая сейчас загорается, той цепи, которая нас сейчас беспокоит. Но нам понадобилось 10 месяцев кропотливой работы. чтобы установить другую систему вентиляции и охлаждения двигателя».

Для МАЗа и Белоруссии в целом Петербург, как известно, еще более особый город. Когда минские автобусы заполыхали, высказывался даже Александр Лукашенко, передавая разговор с губернатором Александром Бегловым: «Я ему говорю — что у тебя там, какой-то, писали, загорелся автобус. Да нет, ничего не загорелось, просто замыкание какое-то. Говорит, Александр Григорьевич, не стоит даже внимания. Ну у нас журналисты умеют красиво подать. Но я распереживался: думал, может, там действительно что-то взорвалось и загорелось».


Генеральный директор ОАО «МАЗ» Валерий Иванкович рассказал, что компания провела анализ всех происшествий и выявленные проблемы устранила, усилив выходной контроль техники. Он тоже говорил о санкционном влиянии и о том, что приходится изыскивать новые технические решения. Заканчивали разговор с «Фонтанкой» конкретно.

— Если коротко: по той же причине автобусы не будут гореть больше в Петербурге?

— По той причине гореть автобусы не будут.

— А по другим?

— Повторюсь, все мероприятия на сегодняшний день проведены со стороны предприятия, проведен тщательный внимательный анализ всех потенциальных проблем и работает дополнительная бригада инженеров по контролю, инженеров по производству, которые тщательнейшим образом занимаются выпуском техники на линию.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
201
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях