Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Пациент наполовину мертв. РОАД раскрыл реальную картину на авторынке

Пациент наполовину мертв. РОАД раскрыл реальную картину на авторынке

17 428

Российская ассоциация автодилеров проанализировала состояние отечественного авторынка. Радоваться рано: за 6 месяцев 2023 года с конвейера сошла всего 321 тысяча авто, с учетом грузовиков и легковых машин, хотя еще 10 лет назад Россия выпускала порядка 2 миллионов машин в год.

В среднем купить легковушку сейчас можно за 2,6 миллиона рублей, но с учетом роста курса доллара и введением утильсбора цены подскочат еще выше, и реанимировать обрушившийся авторынок будет максимально сложно. Единственным помощником в этом РОАД видит Китай, но и здесь есть не одна ложка дегтя.

Нюансы на пресс-конференции 19 июля раскрыл президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Алексей Подщеколдин.

«Рынок по-прежнему «серый»

В марте этого года РОАД пережил реформу: избрали нового председателя, сформировали своего рода парламент, состоящий из 12 комитетов, чтобы доносить до автолюбителей актуальную информацию о состоянии рынка.

«Теперь к решению этих вопросов мы будем подходить профессионально», — заверил Подщеколдин.

Среди первых инициатив РОАД — реформа двойного НДС. И это главная причина, почему в России до сих пор нет оптового рынка автомобилей с пробегом. Объем рынка автомобилей в России в 2023 году, по прогнозам союза автодилеров, превысит 6 миллионов штук, больше, чем в прошлом году, а рынок по-прежнему «серый».

— Почему так происходит? Потому что компании не могут вести торговлю автомобилями с пробегом между собой — при таких сделках необходимо начислить 20% к имеющейся цене. Естественно, никто на рынке не готов выкладывать лишние 20%. Соответственно, нет торговли, нет перемещения автомобиля куда-нибудь в Екатеринбург, — объясняет Подщеколдин.

По оценкам РОАД, в России доля дилеров на рынке автомобилей с пробегом составляет только 10%, 90% приходится на сделки между физическими лицами. «И вряд ли с этих сделок в полной мере уплачиваются налоги», — отмечает эксперт.

В Японии, Германии, Великобритании и Евросоюзе ситуация с точностью до наоборот: доля автодилеров на авторынке составляет от 50 до 90%.

Правительство поддержало инициативу РОАД, отметил Алексей Подщеколдин, сейчас закон в кулуарах на подступе к Госдуме. Но чтобы он был принят, к нему нужно «приделать ноги и руки» — продолжать работать в этом направлении.

Введенные меры, по оценкам ассоциации автодилеров, позволят принести казне РФ порядка 310 миллиардов рублей дополнительных сборов.

Основными агрегаторами объявлений о продаже автомобилей президент РОАД назвал «Авито», «Авто.ру», «Дром» и «Сбер Авто» и «Тинькофф Авто».

Против скрученного одометра


Другая инициатива — введение закона о фальсификации одометра. С проблемой скручивания пробега сталкивается каждый третий покупатель машины на вторичном рынке — не менее 30% автомобилей, по оценкам РОАД, имеют некорректные показания одометра, отмечает Подщеколдин.

— Показания одометра — это один из главных факторов формирования стоимости автомобиля: машины с пробегом в 300 и 100 тысяч должны иметь совершенно разную стоимость, и разница должна достигать 300–400 тысяч рублей. И когда искусственно скручивают пробег, эти 300 тысяч оседают в кармане недобросовестного продавца, и вернуть такое авто точно не всегда удается, несмотря на то, что этого можно добиваться в судах, — говорит Подщеколдин.

Эти вопросы президент РОАД накануне уже обсудил в Минпромторге с куратором автопрома Тиграном Парсаданяном. «Мы вместе сошлись на том, что закон нужно принимать», — заметил Подщеколдин. Пробег будет регистрироваться в электронном паспорте при всех случаях техосмотра или страхования и передаваться в «Госуслуги». Спустя год или два скрутить спидометр будет сложно. Для тех, кто по-прежнему будет обманывать покупателя «помолодевшими» машинами, РОАД предложил ввести штраф и уголовную ответственность.

Убытки от скрутки, по оценкам РОАД, составляют 135 млрд рублей. И платит за это незащищенный потребитель.

Против потребительского экстремизма

Еще одна реформа по инициативе РОАД должна коснуться пункта в Законе о защите прав потребителя — когда речь идет о возврате автомобиля с существенными недостатками, которые невозможно устранить.

— Мы хотим, чтобы стоимость автомобиля при возврате оценивалась с учетом его амортизации и с помощью централизованной методики расчета. Десятки случаев, когда человек при возврате получает стоимость как за новый автомобиль. Это несправедливая история. Мы должны отвечать перед потребителем, но цена автомобиля должна учитываться по рыночной стоимости, — подчеркивает президент РОАД.

Тем более что стоимость автомобиля напрямую зависит от курса доллара: рубль слабеет, запчасти дорожают, соответственно, растет и цена машины на рынке.

Союз автодилеров предложил Роспотребнадзору и механизм досудебного урегулирования — обязать дилера всеми силами разрешить спорную ситуацию.

— Если он не принимает никаких мер в конкретные сроки, тогда все — суд со всеми вытекающими последствиями, — говорит Подщеколдин.

Для привлечения внимания государства к авторынку и его проблемам по каждому дилеру будут регулярно подавать информацию о том, сколько машин продано, на какую сумму, сколько налогов уплачено, сколько человек работает, сколько денег вложил в дело частный инвестор. На сегодняшний день, по данным РОАД, в авторетейле работает порядка 300 тысяч человек.

«Это какая-то дикость»

До сих пор автосалоны не могут принять оплату за автомобиль по карте — стоимость перевода у лидеров банковского рынка составляет 0,7% от суммы — это 20–30 тысяч рублей. РОАД вышел с инициативой к банкам, чтобы стоимость эквайринга в таком случае была снижена до 0,1%, не более 10 тысяч рублей.

— Это какая-то дикость. До сих пор мы принимаем наличные деньги, создаем рабочие места кассиров. Это все не нужно, мы все можем делать в цифре. Это позволит снизить риски, например, инкассации, микробов. В Китае уже карточек нет — все с телефонов расплачиваются. Цифровые деньги в банках могут работать на экономику России, а не лежать в банках в огородах, — говорит президент РОАД.

Пациент наполовину мертв

В начале июля в открытом доступе появилась статистическая информация о ситуации на российском авторынке по итогам первого полугодия 2023 года. Говорить о том, что авторынок в РФ «взлетел», многократно превысив результаты прошлого года, несправедливо — стремительный рост обусловлен всего лишь эффектом «низкой базы», подчеркнул Алексей Подщеколдин.

— Сегодня рынок восстановился только наполовину. Он наполовину жив или наполовину мертв. И в этой связи решение правительства ввести утилизационный сбор выглядит преждевременным. Это все равно что выкинуть с больничной койки наполовину выздоровевшего пациента, — отмечает Подщеколдин.

Утильсбор коснулся всего авторынка, в том числе и легких грузовиков LCV типа «Газели», дефицит которых на рынке составляет, по оценкам РОАД, порядка 50 тысяч автомобилей.

Восполнить дефицит легких грузовиков, с учетом утильсбора, будет сложнее — цена на них в среднем выросла на 180 тысяч рублей, и по цене до 2 миллионов рублей их уже не купить. Предприятия будут вынуждены переложить переплату на стоимость перевозок и в конечном итоге на стоимость продукции. И оплатит принятые решения конечный покупатель кефира и мороженого.

Рынок грузовых автомобилей, по оценкам РОАД, восстановился на 80%, причем благодаря исключительно импорту.

Все потому, что цены на грузовики отечественных производителей слишком высоки — КАМАЗ сейчас можно купить за 12 миллионов рублей, до подорожания седельный тягач SITRAK можно было купить за 8 млн, сегодня они стали дороже на 1 миллион. Это приведет к тому, что стоимость перевозок фурами автоматически возрастет в среднем на 5%, что опять же отразится на стоимости товара.

Такое же состояние у рынка легковых автомобилей. Продажи китайских брендов прибавили со 124 тысяч штук до 172 тысяч, российских, в сравнении с 2021 годом, сократились более чем вдвое, до 176 тысяч штук, втрое меньше продали представителей ушедших европейских брендов — 89 тыс. машин привезли за полгода параллельным импортом.

— Возникло впечатление, что китайские бренды разорвут наш рынок. Но поймите, стоимость нового автомобиля уже порядка 2,6 миллиона, а в среднем — за 3 млн. Если сейчас добавится дополнительный утильсбор, цена с 1 августа поднимется еще на 100 — 200 тысяч. И кто их будет покупать? — недоумевает президент РОАД.

Пока не восстановился АвтоВАЗ, рассчитывать, что отечественные автомобили смогут насытить рынок, тоже не приходится: Lada Vesta стали в продажу поступать, но часть из них, порядка 50–60%, по данным РОАД, пока невозможно продавать из-за отсутствия комплектующих.

— Китаю нужно убедиться, что они смогут много продать. А мы говорим им: откройте сначала завод, а потом посмотрим, — недоумевает Подщеколдин.

Трудно восстановить рынок еще и потому, что цена на новые автомобили подскочила до 2,6 миллиона рублей, а ниша в диапазоне цен от 1 до 2 млн не заполнена вовсе. Единственные представители в этом сегменте — детища АвтоВАЗа, которые к тому же зачастую не оснащены автоматической коробкой передач.

Средняя цена на автомобили с пробегом поднялась, по данным РОАД, до 1,3 миллиона рублей. И это беда, считает Подщеколдин: люди вынуждены брать подержанные машины, потому что идти на вторичный рынок их вынуждает цена. При средней зарплате в 70 тысяч рублей, из которых половину придется отдать за жилье и еду, получается, что копить на новый автомобиль или платить кредит придется шесть лет, а то и все 10. Желающих втянуть себя в такую кабалу найдется немного.

— Они не могут себе позволить новый автомобиль. Это безысходность. Повышение цены снижает объемы продаж, — подчеркивает Подщеколдин.

Рост производства отечественных автомобилей за первые 6 месяцев 2023 года ошеломляющим назвать сложно — с конвейера сошла всего 321 тысяча штук, с учетом грузовиков и легковых, хотя еще 10 лет назад весь рынок был порядка 2 миллионов штук в год.

С введением новых тарифов на утильсбор цены на автомобили в ближайший месяц вырастут еще на 5–10%, считают в РОАД.

Каждый третий автомобиль в мире — из Китая

За 15 лет китайский автопром стал другим, говорят представители РОАД, увидевшие машины на Шанхайском автосалоне и на встречах с производителями. «И при этом страна не такая сумасшедшая по ценам, как Норвегия или Германия», — подчеркивает Подщеколдин.

Более того, китайское автомобильное производство вырвалось в мировые лидеры по объемам — в 2022 году с китайских конвейеров сошло 26 миллионов машин, это в 2,6 раза больше, чем весь автопром США, Японии и Европы вместе взятых.

— Они сами жалуются, что у них сумасшедшая конкуренция, спят и видят, где продать свои автомобили, и наш рынок им важен. Они от себя 10% оторвут, и нам хватит, — шутит Подщеколдин.

Более того, за первое полугодие 2023 года автопроизводство Китая еще подросло — до 11,347 миллионов, во втором полугодии ожидают все 14 млн.

— Каждый 3-й автомобиль в мире произведен в Китае. Выпускать 30 млн брака в год невозможно, а у нас до сих пор к ним уничижительное отношение. Сами же китайцы сегодня охотно выбирают китайские автомобили, — отмечает президент РОАД.

Всего в Китае производят автомобили 85 групп, в совокупности они выпускают 122 бренда.

Лидер производства — компания BYD — сосредоточена в основном на выпуске электрических автомобилей, за первое полугодие 2023-го они произвели 1,2 миллиона машин. Второй по объемам — государственный концерн FAW-Volkswagen — 864 тысячи машин за 6 месяцев 2023-го. Стремительно растут Changan, Geely, Сhery — не случайно они лидеры продаж и на российском рынке.

Для того, чтобы Китай помог насытить российский авторынок, говорит президент ассоциации, нужно создать необходимые условия.

— Большинство заводов в Китае сертифицированы по международным стандартам, но мы эти сертификаты не признаем. В результате с учетом цены на сертификацию цена автомобиля возрастает еще на 100 тысяч рублей. При этом мы признаем Беларусь, киргизские машины, Армению, Казахстан. Россия и Иран договорились о взаимном признании сертификации. Значит, это возможно. Это положит опыт международной кооперации. Да и вообще зачем их перепроверять? При нашем объеме и их объеме это неуважение, — резюмирует Подщеколдин.

Прямые отношения со взаимным интересом

Китайские автопроизводители заинтересованы в партнерских отношениях с Россией, отмечают в РОАД. Местный рынок переполнен — компании готовы платить дилерам дополнительно, лишь бы они экспортировали. А для этого нужны прямые отношения со взаимным экспортно-импортным интересом. В планах — открыть автомобильную российско-китайскую ассоциацию автодилеров, уже одобрены предварительные договоренности. В августе на конвенцию РОАД в рамках выставки параллельного импорта приедет делегация из 30 представителей автобизнеса из Китая, представители российского автобизнеса отправятся в Китай в ноябре.

— Они расскажут о сложностях, какие видят при работе на российском рынке, а мы расскажем, какие проблемы видим у них. Ну почему мы не можем покупать запчасти сами? Нам нужны условия для этого. В Bank of China, чтобы открыть счет, очередь на полгода, в другом мне сказали: будет оборот в 10 миллиардов в месяц, заходите, — разводит руками Подщеколдин.

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
67
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях