Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -4

3 м/c,

южн.

740мм 83%
Подробнее
2 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Город «Еще немного, и она бы погибла». Петербуржцы восстанавливают старинную деревянную яхту

«Еще немного, и она бы погибла». Петербуржцы восстанавливают старинную деревянную яхту

7 248

Яхтсмен из Петербурга вместе с общественной парусной командой вскладчину восстанавливают старинную крейсерскую парусную яхту. На то, чтобы залатать самые «больные» места, общими силами команда потратила около двух миллионов рублей. Лодку удалось вернуть к жизни, она уже три года участвует в соревнованиях и занимает первые места. От заветной мечты о кругосветном плавании, ради которой подобные лодки и создавались, команду отделяет лишь капитальный ремонт лодки, который, по самым скромным подсчетам, обойдется в 5 миллионов рублей. Но у яхтсменов есть проблемы, которые могут поставить на их мечте крест.

Штурвал — художнику и музыканту

— Носовой готов? Носовой на руки!

— Грот готовить?

— Ставим-ставим! — командует капитан «Ориона» Михаил, и яхта скользит прочь от причала.

Минут 40, до выхода в акваторию, мы идем на моторе. На носу ветер треплет жаждущий вырваться на свободу связанный стаксель, да и сама лодка дрожит всем телом, словно ей не терпится продемонстрировать свою прыть.

— Приготовились к постановке паруса, товарищи! — торжественно объявляет капитан.

Матрос Ольга в три прыжка освобождает крыло «Ориона» от пут, и стаксель взмывает ввысь, горделиво набирая полную грудь воздуха.

— Приготовиться к повороту оверштаг!

Матрос Никита делает пасс рулем, яхта носом пересекает линию ветра, паруса послушно переходят с правого борта на левый, и мы по накренившейся влево палубе скатываемся к бортику, как с горки, прямо на попе.

— Приготовиться к повороту оверштаг! — не унимается капитан.

1 из 6

Яхта переваливается на правый борт, и мы снова скатываемся по палубе навстречу к бездне.

Наконец ветер пойман. Лодка летит, поддевая носом волны Маркизовой лужи и рассыпая брызги тысячами солнц. Каждый вдох — как глоток безграничного восторга.

Управляет «Орионом» общественная парусная команда — простые ребята, которые страстно мечтали приобщиться к яхтингу, но потянуть дорогой спорт в одиночку им было не по карману. Среди действующего экипажа — учитель музыки, художник, фотограф. Примкнуть к команде может абсолютно любой, кто бредит драйвом, ветром в лицо и солеными брызгами.

Спасти рядового Арктуруса

Еще каких-то три года назад крейсерская гоночная яхта «Орион» модели «Арктурус-2» была так плоха, что скорее годилась на дрова. Построенная в 1975 году на верфи им. Леонида Телиги в Польше, она побывала в руках лучших яхтсменов Петербурга, но в 2013 году встала на берег.

Владельцы пытались ее продать за 3 миллиона рублей, но не могли найти покупателей долгих семь лет. За это время красное дерево и сосна, из которых построен «Орион», превратились местами в труху.

— Лодка досталась нам в 2020 году, владелец передал ее за долги. Яхта была в удручающем состоянии, еще немного, и она бы погибла, — говорит капитан общественной парусной команды «Орион» Михаил Лепешкин.

1 из 2

Общественная команда «Ориона» взялась реставрировать лодку вскладчину. В первую очередь купировали очевидные очаги разрушения — заменили часть палубного настила по левому борту и края правого борта, восстановили подводный борт в районе килевой балки. В 2021 году «Орион» снова вышел в море, а по окончании сезона команда снова взялась его обихаживать. И так в каждое межсезонье. В общей сложности в восстановление лодки команда уже вложила, по оценкам Михаила, порядка 2 миллионов рублей.

От каждого по способностям, каждому по потребностям

Парусный спорт — это дорого либо очень дорого. Яхта класса Л-6 «с пробегом» обойдется в сумму от 500 тысяч рублей. Поднять ее на сушу в межсезонье и подготовить к спуску, не считая замены оборудования и участия в соревнованиях, обойдется еще в полмиллиона. Обучающие туры на Средиземном море, такие, как делают московские яхтсмены, стоят вообще десятки тысяч долларов — позволить себе такого рода развлечение может далеко не каждый. А желающих приобщиться к яхтингу, по словам Михаила, тысячи.

Идея общественных парусных команд перешла по наследству с постсоветского пространства. Это позволяет заниматься яхтами всем, кто в обычных условиях это увлечение не потянет. А вскладчину то, что дорого одному, команде из 30 человек получается в 30 раз дешевле.

— Этот парус нам обошелся в 200 тысяч рублей, а хватит его лишь на 3–4 сезона, дальше он растянется, его эффективность снизится в разы, и к соревнованиям он станет непригоден, — рассказывает капитан «Ориона».

1 из 3

Сейчас в команде 20 человек, среди них — преподаватель музыки, художник, фотограф, еще 20 новичков в этом сезоне готовы принять.

— Понятно, что половина из них отсеется еще до Нового года. Если четыре человека до следующего сезона закрепятся в команде, то это очень хороший результат, потому что в лучшем случае остается один из 10, — говорит яхтсмен.

От новичка требуются свободное время, желание работать руками и помогать в ремонте лодки — шкурить, красить, чинить двигатель. И ежемесячный обязательный взнос по цене нескольких чашек кофе, одинаковый для всех, который пойдет на содержание яхты.

Объект культурного наследия

Прежде чем заболел яхтингом, Михаил Лепешкин много лет занимался бизнесом с уклоном в оптовую торговлю лесоматериалом и строительство. В такой же общественной парусной команде постигал навыки парусного спорта, содержания и эксплуатации деревянного флота. Загорелся настолько, что в 2018-м собрал свою первую общественную команду, а в 2020-м стал президентом ассоциации крейсерско-гоночных яхт класса Л-6.

Он распрощался с бизнесом и сконцентрировался на обучении новичков парусному спорту и сохранившимся из прошлых столетий навыкам содержания деревянных лодок. А еще через два года с первого взгляда влюбился в «Орион». И решил вернуть его к жизни.

1 из 3

— Для меня деревянные лодки — мое место рождения как яхтсмена. Нам бы хотелось, чтобы этот флот сохранялся. Мы же сохраняем предметы искусства, культуры. И сами навыки, как и эти лодки, являются объектом культурного наследия. Они живы, пока есть люди, которые их передают, и лодки, на которых их можно совершенствовать, полагает он.

Деревянная лодка, в отличие от современных пластиковых, может жить практически вечно, считает Михаил. Таких на Северо-Западе не так много, до 200 бортов. Из них сохранены и восстановлены, а значит, будут долго жить, лишь около 10%. К примеру, старейшей яхте флота «Мираме» — 113 лет, а выглядит она так, словно только вчера ее сняли с прилавка.

У углепластиковой лодки тоже большой ресурс, до 70 лет, объясняет Михаил, сейчас на ходу почти все, которые были построены еще в 1980-х годах. Но когда они выходят свой ресурс, их останется только утилизировать — от времени и солнца пластик становится хрупким, и залатать прорехи, как на деревянной лодке, тут не выйдет.

«Уже можно дерзнуть и отправиться в кругосветку»

Первую крейсерскую яхту модели «Арктурус-2», предназначенную для автономного дальнего плавания, построили специально под польского мореплавателя Кшиштофа Барановского. На ней он в 1972 году отправился в одиночное кругосветное плавание и за 272 дня проплыл 35 тысяч морских миль (65 тысяч километров. — Прим. ред.).

Команда «Ориона», девятого в серии «Арктурусов», мечтает в ближайшие пару-тройку лет тоже выйти в кругосветное плавание. Но до тех пор, пока лодка не увидит капитального ремонта, это невозможно — собранных в складчину денег хватило только залатать самые «больные» места. А еще нужно отремонтировать килевую балку, форштевень, обшивку подводного борта, заменить привальный брус и оснастку парусов и много чего еще.

1 из 3

Если делать все идеально, капремонт «Ориона» обойдется в 15 миллионов рублей — во столько обошлось два года назад восстановление лодки «Русь» ее новому владельцу.

Команда же намерена отремонтировать лодку своими силами, не нанимая подрядчиков, и рассчитывает, что это позволит сократить сумму вдвое. Михаил прикидывал: на первый этап работ требуется порядка 5 миллионов, но в кассе сейчас минус, и команда рассчитывает привлечь к своему проекту меценатов или спонсоров.

— Уже три года мы участвуем в парусных соревнованиях. С парусной регаты «Балтийский ветер», которая проходила на прошлой неделе, мы привезли приз за первое место. Увы, победа в регатах денег не приносит. Только понимание того, что наши компетенции достигли уровня, когда можно дерзнуть и отправиться в кругосветку, — мечтает капитан.

1 из 3

«Раньше я бы сказал, что мы пойдем на демонстрацию»

Омрачает мечты о восстановлении «Ориона» ситуация, которая в последние дни разворачивается вокруг речного яхт-клуба: решением суда его ликвидировали, а земли и недвижимость суд потребовал вернуть в распоряжение города.

В числе активов клуба — эллинг саморемонта. На сегодняшний день это единственная материально-техническая база, на которой яхтсмены могут полноценно восстанавливать деревянный флот, больше в городе нет таких баз. Лишившись ее, деревянные лодки, скорее всего, никогда не получат ремонта, поскольку заниматься ремонтом на улице нереально, ни в сезон, ни в межсезонье.

Пока яхтсменов никто не выселяет, но горизонт планирования будущего ужался до одного месяца.

— Мы боремся за то, чтобы проблемы на яхт-клубе, как сообществе людей, не сказывались, чтобы он продолжал существовать. Боремся с переменным успехом. Если нас отсюда попросят… Раньше я бы сказал, что мы пойдем на демонстрацию. Сейчас я не уверен, что мы выведем большое количество людей на такое мероприятие, — говорит Михаил.

1 из 2

Сейчас яхтсмены ведут переговоры с городом, власти обещают, что на Петровской косе будет общественное пространство — городской яхт-клуб, в котором будет место и речному яхт-клубу. Но мощностей и инструментов, чтобы повлиять и сделать, как было бы хорошо, у спортсменов нет, говорит Михаил:

— В Европе некоторые марины бесплатно швартуют деревянные лодки и на землю бесплатно поднимают, потому что понимают, сколько стоит труда и содержание, и эксплуатация такого рода судна. Вот это понимание нужно донести до людей, которые принимают решения здесь.

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
77
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях