Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Куда пойдем сегодня «Мы видим, что там есть низлежащая живопись». Русский музей показал прибывшие из Таганрога картины, поврежденные взрывом

«Мы видим, что там есть низлежащая живопись». Русский музей показал прибывшие из Таганрога картины, поврежденные взрывом

7 874

В корпусе Бенуа Русского музея 22 августа было людно, несмотря на выходной. Накануне сюда с юга России привезли ящики с пострадавшими экспонатами. По музейным правилам, дав им отстояться денек, специалисты открыли их при прессе. В Петербург отправили, как это бывает и с травмированными людьми, самых тяжелых «пациентов». Реставраторы успокаивают: «Ни одно произведение не будет утрачено». В этом сомнений нет. Но интересно, что комплексная реставрация, которую предстоит провести, уже обещает научные открытия.

Боевые действия ворвались в жизнь музея, который чужим Петербургу не назовешь, меньше месяца назад — 28 июля.

«Таганрогский художественный музей подвергся ракетной атаке и был разрушен — не полностью, но та часть музея, которая разрушена, не подлежит восстановлению, и будет новое строительство, — рассказывает директор Русского музея Алла Манилова. — Три сотрудника получили серьезные травмы, они выздоравливают, и мы, когда они восстановятся, их обязательно пригласим сюда, в Петербург, в Русский музей. Но очень серьезные травмы получили и музейные вещи. Собрание Таганрогского художественного музея очень сильное, богатое. Антон Павлович Чехов принимал непосредственное участие в создании этого музея, который был открыт в самом конце XIX века, и основой его коллекции в значительной степени является коллекция выдающихся русских художников рубежа XIX — ХХ веков. Поэтому, к сожалению величайшему, выставка, которая в Таганрогском музее так и называлась — "Золотые имена Серебряного века" — пострадала более всего».

Далее решения принимались молниеносно. Музей в Таганроге богат искусством, но не оборудованием, не материалами и не специалистами-реставраторами. Тем более когда речь идет о таких «травмах» картин, с которыми многим современным реставраторам работать ранее не приходилось.

«После звонка в Таганрог не было тени сомнения, что нужно срочно выезжать, — восстанавливает ход событий главный хранитель Русского музея Ольга Бабина. — И когда мы об этом сказали сотрудникам, реставраторам, они в едином порыве выехали на место. Решения принимались быстро, спонтанно. И потом только мы задумались, что нужны средства, потому что музей у нас государственный, и мы не можем нецелевые расходы себе позволить. И мы благодарны "Газпрому", который точно так же быстро откликнулся на предложение оказать содействие».

Среди тех, кто выехал на место, был завотделом технологических исследований Сергей Сирро. Его главный вывод из увиденного — необходимо на федеральном уровне разработать механизм действий реставраторов в подобных ситуациях.

«У нас Белгород, Курск, Брянск находятся очень близко [к зоне СВО], — рассуждает он. — В принципе, любой из крупных музеев — краеведческих, художественных, памятники архитектуры, культуры — под угрозой. Поэтому нужно выработать какой-то механизм реагирования на подобные катастрофы, чтобы [специалисты могли] приехать и оценить состояние памятника, что ему нужно — консервация, реставрация, помощь каких реставраторов требуется, можно ли переместить эти памятники куда-то или же можно на месте их отреставрировать. Подобный механизм предлагался достаточно давно, еще в 2006 году было первое предложение у МЧС. Тогда мы с коллегами из РНБ после того как в Косово произошли разрушения православных церквей, говорили, что хорошо бы на случай техногенных катастроф, каких-то природных и военных конфликтов иметь какую-то выездную группу, очень мобильную, которая могла бы за 1–2–3 дня приехать на место, оценить размер бедствия и дать какие-то рекомендации. Ну и вот сейчас мы оказались в такой ситуации, о чем года полтора назад подумать не могли. И, мне кажется, всё музейное сообщество, министерство культуры должны работать в этом направлении и понимать, как нам действовать».

В Таганрог специалистам со всем оборудованием пришлось ехать больше суток — на поезде. Впечатления были грустные.

«Там вывернуло стену, она была проломлена, внутри все конструкции смяло временные, — все-таки выставка не подразумевает каких-то бронированных стекол, сложных металлических конструкций, — вспоминает он. — Очень хорошо, что там не было посетителей — буквально минут за 10–15 ушли дети, подростки. То есть пострадало только три человека из обслуживающего персонала. Один человек был в больнице, когда мы уезжали».

Реставраторы прямо на месте сделали профилактические заклейки поврежденных фрагментов.

«Мы привезли с собой полный набор инструментов, у нас было два здоровенных кофра, мы не знали, что увидим, поэтому везли полный комплект, — продолжает Сергей Сирро. — То есть мы не зависели от того, будет на месте что-то или нет. Единственное, что — розетка нам была нужна и стол ровный. Это нам предоставили. Всё остальное мы привезли свое, тут же оценили состояние сохранности, зафиксировали, подготовили к транспортировке. После этого их можно было упаковывать и доставлять в Русский музей, не боясь, что они при перевозке начнут осыпаться, увеличатся разрывы, повреждения красочного слоя и так далее».

1 из 14

Таганрогский художественный музей, с его слов, располагает только одним реставратором, который просто физически не в состоянии отслеживать состояние тысячи картин, в том числе сложных в плане сохранения. Поэтому, изучив повреждения, в Русском музее поняли, что время навредило экспонатам не меньше взрыва («Там есть провисания холста, кромки рваные, которые нужно менять, выкрошки, которые явно случились не от взрыва, а просто от времени»), и приняли решение провести полную реставрацию. У этого будет и еще один бонус.

«Мы получим массу интересной информации о том, что скрывается под красочным слоем, — говорит Сергей Сирро. — Мы глазами видим, что там есть низлежащая живопись, первоначальные композиции, неизвестные нашим коллегам. То есть это будет исследовательская реставрационная миссия».

По окончании работ проведут ряд выставок, на которых расскажут в том числе и о том, что увидели реставраторы. Первая будет в Петербурге, потом — в Ростове и Таганроге. Но, возможно, картины покажут и в других городах — если на то будет спрос. Сама реставрация по большей части должна завершиться в текущем году.

Среди прибывших в Петербург работ — произведения Виктора Борисова-Мусатова «Изумрудный шарф» и «Терраса», «Терраса» Константина Коровина, «Благословление Ревекки» Анри (Генриха)-Фредерика Шопена, «Портрет Е. П. Домогацкой» Екатерины Гольдингер, «Дама в белом» Александра Леонтовского, «Маки» Серафимы Блонской и эскиз Валентина Серова к опере «Юдифь».

При распаковке экспонатов, бережно проложенных компенсирующими вибрации материалами, самую большую печаль реставраторов чисто на эмоциональном уровне вызвала расколотая скульптура — «Портрет мальчика» Христофора Геворкяна (1960).

«Со скульптурой чуть посложнее, потому что изначально считалось, что она на две части распалась, голова отлетела от постамента, а на самом деле, при хорошем подробном осмотре оказалось, что отколоты уши, мочки, есть загрязнения, есть сколы на волосах, — комментирует Сергей Сирро. — Но это только одна вещь, и хорошо, что она рассыпалась не на кусочки, что нет декоративно-прикладного искусства, стекла, фарфора, который бы разлетелся в мелкое крошево. Потому что очень сложная проблема: после волны было такое количество мусора и осколков на полу! [Сотрудники] говорят: «Если б мы знали, мы бы поискали эти мраморные кусочки, которые отлетели!»

Помогать Таганрогскому музею будут — и уже начали — всем миром. Отечественная транспортная компания бесплатно довезла произведения до Петербурга. По художественным музеям страны брошен клич, кто готов помочь с развитием сокровищницы какими программами, опытом, возможностями. Например, в том же Русском музее уже мечтают помочь открыть детский музейный центр и большую музейную библиотеку.

Но главное, конечно, реставрация. Конечно, и в других городах страны есть достойные специалисты и технические возможности, но с тем, что за экспонаты взялся именно Петербург, — Таганрогу повезло.

«Реставрационная школа Русского музея славится особенно, эта школа поистине петербургская. — говорит Алла Манилова. — Петербургская школа предполагает настолько деликатную работу с повреждениями, чтобы, условно, через 100–200 лет наши потомки захотели снять наш реставрационный слой и увидели подлинность того, с чем мы сегодня работаем».

Как рассказал «Фонтанке» начальник службы реставрации музейных ценностей Евгений Солдатенков, при реставрации произведений из Таганрога будут задействованы три отдела Русского музея — отдел станковой масляной живописи, отдел реставрации живописи смешанных техник и реставрация каменной и гипсовой скульптуры. При этом, с его слов, на графике работы реставраторов внеплановые работы никак не скажутся, сдвигать по срокам восстановление картин из собственного собрания не придется.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях