Накануне, 12 сентября, в акватории озера Сестрорецкий Разлив произошло громкое столкновение. Отдыхая на озере, пиарщик Антон Вуйма со своей супругой заплыл на территорию заказника «Сестрорецкое болото» — согласно закону, передвигаться в этой части можно только на лодках без мотора. В ином случае нарушителям грозит штраф от 3 до 4 тысяч рублей с конфискацией «орудия правонарушения».
Один из инспекторов комитета природопользования попытался остановить лодку, отсоединив клеммы аккумулятора мотора. «После отказа добровольно подчиниться законному требованию об остановке гражданин скинул [инспектора] с головой в воду», — сообщили в ведомстве.
Антон Вуйма в разговоре с «Фонтанкой» заверил, что на лодке установлен не мотор, а подруливающее средство, а падение сотрудника комитета — случайность. По его словам, инспектор якобы прыгнул через борт на лодку блогера, не справился с равновесием и упал в воду.
«Мы с женой часто гуляем по озеру Разлив, и инспектора сказали, что мы заехали в заказник. По картам посмотрели, что вроде не заехали. Наше подруливающее устройств — это авторуль, установленный на гребной лодке, — когда я гребу, мне не надо подруливать постоянно весло. Они [инспекторы] сказали: «Это мотор». Когда они посмотрели, они его не изъяли, но сказали: «На нашем видео это все равно пойдет как мотор, мы напишем в протоколе, что у вас мотор». И написали», — заявил блогер.
Также Вуйма рассказал, что как только они с супругой попытались покинуть территорию заказника, инспекторы выехали с охраняемой территории на середину озера Разлив, после чего якобы «начали таранить моторной лодкой» плавсредство супругов.
«У них — моторная, у нас — гребная, надувная лодка. Они со всего маха нас таранили. Причем все это время у них из лодки вытекал бензин. Если кинуть спичку, то все вокруг загорится», — уверяет он.
Вуйма с женой доплыли до офицерского пляжа Сестрорецкого Разлива. Туда же, по словам пиарщика, причалил катер Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), из которого вышли те же самые сотрудники комитета.
«Они сказали: "Мы должны изъять вашу лодку. Вы использовали ее как незаконное средство для нарушения охраны заповедника"». Однако Антон Вуйма напоминает, что в этом заповеднике разрешены гребные, но не моторные лодки. Он настаивает — не было мотора, был авторуль, который инспекторы трактуют как мотор.
«Они не изъяли авторуль, им было интересно изъять лодку стоимостью 150 тысяч», — сетует Антон Вуйма.
Он все равно пытался убрать лодку в машину, но это не понравилось трем инспекторам комитета по природопользованию, и, как утверждает Вуйма, те «с силой оттолкнули его от машины и сбросили вниз под горку». Мужчина пожаловался на разодранную в кровь ногу, повреждения и ссадины на коленках.
В выписном эпикризе, выданном Антону Вуйме в 40-й городской больнице города Санкт-Петербурга, поставлен диагноз: «Ссадина правой стопы и множественные осаднения и кровоподтеки обоих предплечий и ушиб мягких тканей спины». Документ есть в распоряжении редакции.
Ссадины зафиксированы также у супруги Антона, Евгении Вуймы, у которой, по заключению врача 40-й больницы, осаднения кожи в области грудного отдела позвоночника, а также перерастяжение КСА грудного отдела позвоночника.
«Они избили меня, отобрали лодку, потом жена села в лодку, ее трогали за грудь, за все интимные места, просто избивали. Отобрали у нее лодку, затолкали плавсредство в «Ниву» без надписи "Комитет по природопользованию"», — продолжает Антон Вуйма.
Кроме того, мужчину возмутило, что ни один из сотрудников инспекции не показал соответствующее удостоверение. По его словам, инспекторы предъявили прибывшему на место происшествия участковому постановление правительства, в котором сказано, что они могут действовать за пределами охраняемого участка.
«Участковый помогал им скручивать руки, когда я держался за лодку. Участковому я сопротивления не оказывал. Дальше один из инспекторов схватил резиновую дубинку и угрожал меня избить этой дубинкой», — заявляет он.
В комитете по природопользованию сообщили «Фонтанке», что инспекторы действовали исключительно в рамках полномочий по региональному контролю в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункту 4 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», должностные лица госучреждений имеют право в порядке, установленном законодательством РФ, при исполнении служебных обязанностей применять специальные средства — наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
По данным «Фонтанки», о двух нарушителях водоохранной зоны инспектор в области охраны окружающей среды сообщил в полицию незадолго до пяти вечера 12 сентября. Поводом стал не только заплыв не туда, но и то, что сотрудника сбросили в воду и пытаются скрыться.
По данным редакции, на месте все ограничилось протоколом по статье 8.39 КоАП, который составил комитет, и изъятием лодки. О каком-либо избиении пара на тот момент не заявляла.
По данным «Фонтанки», главный специалист комитета по природопользованию Санкт-Петербурга рассказал полиции, что сотрудники ведомства действовали на основании постановления правительства Петербурга № 165. Они заметили на территории природного заказника движение моторного плавсредства, не связанного с обеспечением режима охраны. Это произошло в 16:36 12 сентября. Инспектор уверен, что все его действия были в рамках закона.
Антон Вуйма — известный петербургский пиарщик. В 2003 году он создал агентство «Духовное наследие», которое, как следовало из аннотаций для потенциальных клиентов, занималось созданием новостей. Задача состояла в том, чтобы получить наибольший резонанс. В частности, его фигура заметна на фоне скандала с Мефистофелем и дела «Шрайбер против Дарвина». Вуйма — автор нескольких книг, одна из которых, «Черный PR», в свое время была на слуху.