Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество Новая программа или покрышки? Как объясняют задержки на почте в Петербурге

Новая программа или покрышки? Как объясняют задержки на почте в Петербурге

Операции на «Почте России» в Петербурге могут задерживаться из-за сбоев при обновлении программного обеспечения, считает сотрудник организации. Руководство компании говорит — это с зависшими посылками не связано, а вот зимние шины действительно пришлись некстати.


Петербуржцы в августе и сентябре массово жалуются на задержку посылок на Софийской улице, где у «Почты России» сортировочная база. Официально компания продолжает настаивать на версии про сезонные отправления и вдруг размножившийся «негабарит».

«Процесс идет медленно и кроваво»

— Все очень просто. Идет плановая замена программного обеспечения, она началась в августе. И соответственно, все это дело сбоит. Единственное, что мы можем сами — заскринить ошибку и написать заявку на доработку программы. И ждем. Процесс, конечно, идет, но «медленно и кроваво», — рассказывает «Фонтанке» сотрудник одного из почтовых отделений Центрального района, который попросил не называть его имя.

Работа почтовиков замедляется еще и потому, что замена ПО идет поэтапно — не разом на всех участках, и поэтому какая-то часть отделений работает в старой программе, другая — уже в новой.

— И информация на сортировку попадает в двух форматах. Подозреваю, что компьютеры просто дымятся от такой перегрузки, еще и людей не хватает везде, поэтому скорость обработки падает до нуля, — говорит сотрудник почты. Собеседник издания отмечает, что сбои с сортировкой возникают не везде. В частности, посылки, которые из Петербурга отправляют в другие города, улетают стремительно. А «застревают» именно те, которые приходят извне.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

— Входящие и исходящие посылки обрабатываются разными цехами, хотя физически это одно огромное здание на Софийской с огромным количеством подразделений, работа которых не пересекается между собой, — объясняет он.

Это не со зла

Когда закончится модернизация, собеседник издания не знает. Не известен ему и график перехода на новое ПО ЕАС-4 других почтовых отделений:

— О том, что завтра ПО будут менять у нас, нам сообщили вечером накануне. И когда мы не работали, мы даже не могли подсказать клиентам, в каком отделении им смогут отправить посылку.

Внедрение нового ПО в Петербурге «Почта России» не анонсировала. Судя по реакции горожан, которые удивляются, что с 1 сентября при отправке корреспонденции клиентам нужно будет указывать паспортные данные или номер телефона, мало кто заметил и эту новость. И это требование - как раз специфика нового программного обеспечения, говорит специалист: в старой версии такого не было, а теперь, пока не введен номер телефона, просто не получится завершить операцию.

От непонимания ситуации, кроме самих сотрудников, нервничают еще и клиенты. Хотя этого можно было избежать, считает представитель почты, — уведомив клиентов объявлением на главном сайте организации о внедрении нового ПО. Мол, будут перебои и сложности, но это не со зла, это техника, подождите, пожалуйста.

— Много жалоб, что посылка потерялась, а она никуда не потерялась, она ждет своего часа на обработке. Только в моем отделении пять заявлений [на этой неделе], а в городе больше 3 тыс. почтовых отделений, и каждое отделение за неделю принимает таких заявлений в среднем по 10 штук, — отмечает сотрудник почты.

При этом операторы вовсе не против новой программы, они с нетерпением ждут, когда модернизация завершится, все ошибки в ее работе учтут и исправят.

— Раньше все было в огромной единой системе, которая очень тормозила, висла. Новое ПО более независимое, оно состоит из разных модулей, не связанных друг с другом, их можно корректировать частями. То есть новый переход как раз для того, чтобы улучшить и ускорить работу. Но пока идет переход от старой программы к внедрению новой, сбоев много, — говорит специалист.

«Пью пустырник в предвкушении ЕАС-4»

Жалуются на новое ПО и на тематических форумах в соцсетях (авторская орфография сохранена. — Прим.ред.)


— Ох уж этот новый ЕАС 4, ввели в пятницу его, начала обрабатывать входящую почту, видимо, что-то неправильно сделала, какой-то дефект теперь висит, как, блин, его убрать? — написала 27 августа сотрудница почтового отделения Петербурга Ирина.

— Это косяк программы. Так же с входящей почтой — то принимается, то нет. Потихоньку всё отлаживают. Это как всегда у нас с новой программой — на полгода косяков, — пишет Мария другому специалисту в ответ на жалобу о невозможности «закрыть день с накладной».

— Пью пустырник в предвкушении ЕАС-4, — иронизирует Татьяна.

«Архитектура точно не допилена»

ПО для почты в разное время разрабатывали разные компании. В 2013 году тиражированием Единой автоматизированной системы отделений почтовой связи (ЕАС ОПС) занималась компания GMCS. К концу января их продукт внедрили в 17,2 тысячи почтовых отделений. В 2017 году эстафета перешла к компании «Ланит», который занялся проектом развития и сопровождения ЕАС ОПС. Договор достался «Ланиту» по итогам конкурса с начальной ценой договора в 1,035 млрд руб. Части оплаты -198,9 млн руб. — «Ланиту» пришлось добиваться от «Почты России» через суд. В «Ланит» «Фонтанке» сказали, что отношения к продукту ЕАС-4 они не имеют.


Новое ПО в «Почте России» разрабатывали своими силами. Это понятно по тематическим форумам, это же подтвердили «Фонтанке» в предприятии: «Наша дочерняя ИТ-компания Почтатех постоянно работает над улучшением и обновлением программного обеспечения Почты. В том числе регулярно выпускает новые версии ЕАС несколько раз в год».


Судя по диалогам на неофициальном форуме для инженеров, технологов и операторов «Почты России», тот факт, что «косяков будет много», айтишники предвидели (авторская орфография в приведенных фрагментах сохранена. — Прим.ред.).


— Больше проблем, я думаю, будет с пользователями этого еаса из-за кардинально нового интерфейса, звонки 24\7 из опс обеспечены, — заметил в январе 2023 года программист с ником СвинкаПеппа.

— Они там что-то съели?.. Все переходим на следующую архитектуру, которая точно не допилена и много косяков вылезет. А решения ни у кого не будет, — сетует в феврале 2023 года автор GGWP.

Там же в конце мая разработчики поделились, что внедрение ЕАС-4 случится в июне или в июле. К этому моменту уже одно ОПС работало на ЕАС-4 в Самаре. В МР «Сибирь» установка запланирована на июль-ноябрь.

Первые «косяки» в работе ПО полезли в конце июля, если судить по сообщениям на форуме. Разработчики делились, что сканер считывает линейные штрих-коды, а QR — нет.

В самой «Почте России» настаивают, что приключения посылок в Петербурге и коллизия с ПО не связаны. «Сортировочными процессами в сортцентрах «Почты России» управляет система «Сортмастер», которая входит в реестр отечественного ПО. ЕАС — это Единая автоматизированная система отделений почтовой связи, которая не имеет отношения к управлению сортировкой», — говорят там.

На основной вопрос — а в чем же тогда причина — ответ таков: «В этом году количество некоторых видов почтовых отправлений значительно увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе на 20% возросло количество негабаритных посылок, которые требуют ручной сортировки: мотоциклы, велосипеды, диваны, крупные запчасти, такие как двери автомобилей. Также появились сезонные отправления, например, зимние шины».

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
69
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях