Проект постановления о строительстве Большого Смоленского моста опубликовали на сайте петербургского правительства. Из всех витринных мегастроек города эта ближе всех к реальности.
Документация опубликована 2 октября, неожиданностей в ней немного — про переправу в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай рассказывали неоднократно. Полная протяженность конструкции — 2,3 км, в час она сможет пропускать 12,35 тысячи единиц в обоих направлениях, суточная интенсивность движения заложена на уровне 99 тысяч (при проектной мощности почти 300 тысяч). Еще 260 метров — это проектируемый Ситцевый переулок. Насколько можно судить, в состав объекта включают также 6 подземных переходов и 2 трансформаторные подстанции.
Проект ППТ — это уже какое-то движение. Большой Смоленский мост много лет фигурировал в планах города, который хотел соединить две части Невского района и Красногвардейский район. Проектирование вела Setl Group за свой счет, однако до 2021 года проект не светился в регулярной хронике — до тех пор, пока о нем президенту не доложил губернатор Александр Беглов. Глава города увязывал возможность строительства с переездом в город «Газпрома» и его налогов, закончить собирались в 2028 году.
С момента той реанимации проекта произошло несколько важных вещей. Например, изменили градозащитный закон — так, чтобы можно было снести несколько исторических зданий по пр. Обуховской Обороны. Еще одним бенефициаром этой корректировки стал терминал будущей ВСМ Москва — Петербург, и характерно, что спустя пару лет оба эти проекта ждет очередной раунд противостояния с жильцами расселяемых домов, которые пытаются объединиться в общую группу.
Параллельно сокращали площадь окрестных скверов, чтобы освободить место для строительства, а сам мост в 2022 году внесли в адресную инвестиционную программу — сразу невероятными 15 млрд рублей. Но к концу года стало понятно, что проще записать нужное количество нулей в бюджет, чем начать их осваивать, сумму радикально сократили, и все равно ни о каких реальных миллиардах речи так и не идет.
Да и с самими деньгами ситуация поменялась. Как известно, из-за отмены института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) несколько пообтрепались и финансовые надежды Смольного, так что в правительстве больше не считают приход корпорации «манной небесной». Год назад депутаты Госдумы, прося компенсировать Петербургу выпадающие без КГН доходы, прямо писали главе правительства Михаилу Мишустину о риске отказа от «реализации важнейших для города крупных инвестиционных проектов, таких как создание Широтной магистрали скоростного движения, строительство Большого Смоленского моста».
Переправа была и остается главным хитом в официальных заявлениях администрации о развитии транспортной системы (наряду все с теми же ШМСД и ВСМ), пусть в словах губернатора и звучал уже 2030-й вместо 2028-го. В июле Беглов подтвердил президенту, что строить должны начать в декабре текущего года, и поднял ставки до 2027-го. «Перед строительным блоком города стоит серьезный вызов. Предыдущий проект разводного моста — Кантемировского через Большую Невку — в Петербурге реализовали более сорока лет назад. Новый Большой Смоленский мост улучшит транспортную доступность правого берега Невы и упростит поездки на транспорте для более чем 800 тысяч горожан», — заявлял губернатор.
Тем не менее весь 2023 год Большой Смоленский мост пролежал в бюджете плановыми расходами как своеобразный инфраструктурный резервный фонд: стройка не началась, а как только требовались дополнительные средства на метро или другие транспортные объекты — от него смело откусывали нужные миллиарды. Прямо сейчас в действующем постановлении о распределении денег нет конкретной строчки по переправе. Представляя проект бюджета на 2024 год, вице-губернатор Алексей Корабельников подчеркнул, что сумма обсуждается.
«У нас поставлена задача губернатором начать работы уже в этом году, соответственно выйти на контрактацию, — рассказал он. — Поэтому, как только мы определимся с датами, уже будет понятно более конкретно, когда будут разворачиваться строительные площадки, в каком объеме потребуется авансирование, эти параметры будут в течение какого-то времени уточняться». Для сравнения: про Широтную магистраль и ВСМ даже такой конкретики не дают.
Понятно, почему так происходит: сейчас нет не то что контракта или подписанного концессионного соглашения на мост — сам проект пока так и не вышел из Главгосэкспертизы, раньше ноября его не ждут. Но и без проекта известно, что он будет разводным, высотой 15 метров, его подключат развязками к проспекту Обуховской Обороны, Октябрьской набережной, а также построят развязку на пересечении Дальневосточного проспекта с улицей Коллонтай. Всего шесть полос движения (две — для общественного транспорта), в центре — трамвайные рельсы, с одной стороны — велодорожка, с другой — пешеходная.
Помимо сносимых домов рядом с будущим мостом есть несколько объектов культурного наследия (ОКН), которые как раз ломать точно нельзя, только сохранять и приспосабливать: сама Октябрьская набережная, Прокатная и сталелитейная мастерская «Невского железоделательного, механического и корабельного завода», два жилых дома Невского химкомбината. «Фонтанка» подробно рассказывала, как именно строительство разобьют на этапы, если верить экспертному акту, по поводу сохранения окрестных ОКН: до 2025 года должны возвести сам мост и запустить автомобильное движение, до 2028-го — соорудить развязку на Дальневосточном и направить трамвай. Подробнее о том, как собираются строить мост, — читайте на «Фонтанке».
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»