В России набирает популярность движение кавер-дэнс — как правило, девчачьи команды разучивают хореографию k-pop-артистов, повторяют их образы, записывают ролики на глазах прохожих в людных местах и выступают на фестивалях. При этом цена одного такого видео — это адский труд, многочасовые тренировки и серьезные финансовые вложения. «Фонтанка» узнала, почему люди занимаются кавер-дэнсом и у кого получается на этом зарабатывать.
От «фриков» до фестивалей и десятков студий по всей стране
Пользователи Интернета наверняка хотя бы раз натыкались на ролики, где группа людей под корейскую музыку танцует в торговом центре что-то вроде флешмоба. Это один из форматов кавер-дэнса — in public, который стал очень популярным за последние пару лет.
Как отмечают старожилы кавер-дэнса, около десяти лет назад команд, которые сами шили себе костюмы, повторяли танцы любимых исполнителей и выкладывали такие ролики в Интернет, было не так уж и много. «Мы были скорее интернет-фриками для российской аудитории. Никто не понимал, почему мы повторяем уже существующую хореографию, а не ставим свою, да и в принципе — чем мы вообще занимаемся. Хотя это странно: когда люди записывают каверы на песни, ни у кого вопросов не возникает. Поют и поют. Вот и мы танцуем», — рассказали «Фонтанке» в одной из команд.
Сейчас движение набирает популярность и сторонников по всей России — команду найти не так сложно, а мероприятия, где можно выступить, проводятся чуть ли не каждые две недели, рассказала основательница петербургской студии BYS DANCE Алина Пугачева. Целевая аудитория кавер-дэнс-движения — люди от 11 до 30 лет, но ядро обычно составляют участники 14–26 лет. В каждом городе России с населением от 300 тысяч человек найдется парочка команд, а в Москве и Петербурге, по подсчетам организатора одного из кавер-дэнс-фестивалей Натальи Штольц, — более 50 коллективов.
Кроме того, для кавер-дэнсеров начали появляться целые студии. По большому счету, это те же школы танцев, только группы в них учат уже существующие связки от хореографов k-pop-групп, а не ставят свои номера с преподавателями. Спрос на такие студии вырос, когда в России стали проводить конкурсы для кавер-дэнсеров: тогда танцевальные группы начали организовываться в команды, а занятия превратились в полноценную подготовку к выступлениям на фестивалях и мероприятиях.
«Если очень сильно обобщать, то кавер-дэнс-сообщество — это люди, горящие тем, что они делают. Движение активно развивается в СНГ, не побоюсь сказать, что каверы, которые ставят команды из России и СНГ, — одни из самых сильных на мировой арене», — подчеркнули в k-pop-студии GSS.
Тренировки по ночам и подбор команды
При этом и именитые профессиональные команды, и танцоры-любители в свое хобби серьезно вкладываются. Чтобы начать заниматься кавер-дэнсом, нужно собрать команду, найти место для репетиций, выбрать танец, разобрать и разучить хореографию, в том числе и сольные движения для каждого из участников, подготовить костюмы и найти видеографа для съемки видео, объяснила Наталья Штольц.
Как рассказала «Фонтанке» Алиса, участница одной из начинающих петербургских команд, на поиск единомышленников у нее ушло несколько месяцев. «Людей найти не особо сложно, а вот тех, кто готов много работать, — уже да. Нужно понимать, что даже незамысловатую хореографию нужно разучивать долго, чтобы получилось синхронно и эффектно. От первоначальной группы в 20 человек нас осталось семеро — остальные были не готовы тренироваться несколько раз в неделю», — поделилась она.
В команде Алисы девушки разных возрастов — от 15 до 27 лет. На подготовку к съемке одного ролика у них уходит в среднем два с половиной месяца: нужно подобрать образы, сшить костюмы, поставить танец и отработать движения. Репетируют они обычно два раза в неделю по три часа, а в период студенческих сессий и школьных экзаменов — раз в неделю, в ночь с субботы на воскресенье. Если приближается кавер-дэнс-фестиваль, то и по шесть-семь часов. Как рассказала основательница k-pop-студии Алина Пугачева, ночные репетиции — распространенное у кавер-дэнсеров явление. Иначе многие команды просто не состыковываются по графикам.
«Есть ребята, которые могут и за 24 часа сделать кавер. Есть — кто за три-четыре тренировки. У нас в студии новички разбирают танец где-то за месяца полтора в очень спокойном режиме — это десять тренировок в среднем. Критерии успешности ролика — это хороший техничный танец, каноничные образы, отыгрыш, красивая локация и съемка хорошего качества», — отметили в студии GSS.
При этом из-за того, что кавер-дэнс — это не конкретное направление в танцах, а хореография разных k-pop-артистов может сильно отличаться, уметь нужно всё: и хип-хоп, и вог, и контемп, подчеркнули в GSS. А так как многие коллективы возникают стихийно и танцоры учатся сами или друг у друга, они довольно часто получают травмы, поделился администратор сообщества кавер-дэнсеров в России.
Путь кавер-дэнсеров обычно начинается с выступлений на вечеринках в k-pop-кафе, а уже далее команды выходят на фестивали и соревнования. Вершина успеха для коллективов — фестивали в Южной Корее. Чтобы попасть туда, нужно раскрутиться и собрать аудиторию — регулярно выпускать ролики с популярными хореографиями на разных площадках и активно вести социальные сети. И хотя просмотры и попадание в ленту рекомендаций — это скорее лотерея, кавер-дэнсеры отмечают, что добиваются успеха и узнаваемости обычно те, кто работает на износ.
При этом российские девушки зачастую не во многом уступают своим корейским коллегам. К примеру, кавер на выступление k-pop группы Twice "I can't stop me" петербургского коллектива New Nation собрал за два года 650 тысяч просмотров. А девушки из корейской команды Play dance - чуть более 900 тысяч. Правда, стоит отметить, что оригинальный клип "I can't stop me" посмотрело более 500 млн пользователей. Зато менеджеры Twice, зная о ее популярности среди кавер-дэнсеров, даже выпускают специальные ролики с хореографией. И они также набирают сотни миллионов просмотров.
Стоимость ролика — от полутора тысяч до бесконечности
Нужно понимать, что кавер-дэнс требует и серьезных финансовых вложений. Основательница k-pop-студии Алина Пугачева отмечает, что стоимость одного ролика — от полутора тысяч и до бесконечности. На один только костюм может уйти десять тысяч рублей, а еще нужно обеспечить качественную съемку, найти локацию и оплатить зал для тренировок. «Студии обычно берут тренеров и контент-мейкеров, которые включены в стоимость. У нас абонемент на четыре занятия в месяц стоит 2300 рублей», — рассказала она.
Команда кавер-дэнсера Алисы занимается самостоятельно — оплату хореографа пока не тянут. За аренду зала они отдают в среднем две тысячи за одну тренировку — это около десяти тысяч в месяц.
«Часто мы тренируемся по ночам ради одного ролика и ничего за это не получаем. Надо понимать, что нас никто не спонсирует, это хобби, на которое уходят наши зарплаты. Одна из наших участниц специально для занятий кавер-дэнсом нашла подработку, иначе бы ее родители не потянули оплату костюмов и взносы на фестивали. В месяц на кавер-дэнс может уходить около 20 тысяч рублей на участника, если активно снимать ролики и выступать на мероприятиях», — поделилась она.
В одном из крупнейших сообществ кавер-дэнсеров рассказали, что отдать пару десятков тысяч ради одного ролика — это распространенная среди танцоров история. «В плане трат здесь есть некоторое сходство с косплеем. Косплееры тоже готовы много потратить для того, чтобы быть похожим на персонажа, но кавер-дэнсеры не только подбирают образы, но еще и очень много тренируются», — рассказал администратор K-Pop cover dance.
Как монетизировать кавер-дэнс
Зарабатывать на кавер-дэнсе гораздо сложнее, чем на обычных танцах. Как рассказали в студии GSS, обычно у команд настолько большие траты, что если они и получают какие-то деньги, то вырученные средства скорее покрывают расходы, чем составляют хоть какой-то доход. Тем не менее монетизировать такое хобби все-таки можно: для кавер-дэнс-команд проводится много конкурсов, где для победителей часто предусмотрены денежные призы.
Другой вариант, более распространенный за рубежом, — поиск спонсоров. Ими могут быть бренды одежды или косметики, которые помогают собирать костюмы. У команды Алисы однажды получилось договориться с петербургским k-pop-магазином: команда сняла для него несколько роликов и прорекламировала его в своих социальных сетях, а магазин оплатил им по три комплекта одежды и заплатил по пять тысяч рублей на участника.
При этом вероятность того, что уже готовый кавер-дэнс-коллектив заметят продюсеры и пригласят на те же съемки в клипах, не очень высокая. Менеджер Мэйби Бэйби и других артистов лейбла Rhymes Music Елизавета Афанасьева подчеркнула, что они кавер-дэнсерами не занимаются. «Мы вообще в другом направлении работаем. Одна из моих артисток танцует, но это отдельно от нашей работы, это ее хобби», — рассказала она «Фонтанке».
Раньше кавер-дэнс-команды могли получать хоть какие-то деньги через монетизацию на YouTube, а сейчас один из немногих вариантов для популярных команд — донаты от фанатов. Но и с ними есть проблемы — если открывать специальный счет, то приходится платить огромную комиссию, рассказала Алина Пугачева. Поэтому те, кто набрался опыта и дерзнул заниматься кавер-дэнсом профессионально, идут преподавать или заниматься организацией фестивалей.
Милена Солдатенко, «Фонтанка.ру»