В транспортных и районных пабликах в последние дни выложили один и тот же пост: в нем автор рассказывает о запросе, направленном в прокуратуру, по поводу того, что более 20 тысяч сотрудников метрополитена и несчетное число подрядчиков, по сути, ездят в подземке бесплатно. Разверзлись бездны.
Суть сообщения проста: работникам метро и смежных организаций дают «проходки» в закрытые для обычных пассажиров зоны подземки. По идее — только для служебных нужд. Но на самом деле эти карты якобы кодируют не только на рабочее время, а их обладатели бесплатно катаются не только с работы и на работу, но и в выходные. Дальше идут гипотетические расчеты: берем всех штатных сотрудников, представляем, что все они никогда не платят за проезд, и получаем: недополученная выручка перевозчика от 400 млн (если считать по самой низкой стоимости проезда по ЕКП) до 600 млн (если бы все они ездили почему-то по жетонам) рублей в год. И все это ложится в тариф или на бюджет.
Реакции этот пост вызвал противоречивые. Некоторые транспортники явно не поняли драмы. «Сотрудники метрополитена могут пользоваться услугами этого вида транспорта бесплатно. Считаю это нормальным», — выразил мнение один из пользователей. «Понял. Что охраняем, то и имеем. Вполне в отечественных традициях», — отвечают ему. Кто-то пытается сравнивать с бесплатными перелетами для пилотов авиакомпаний, кто-то — с раздачей «почти просрочки» продавцам в магазинах. Третьи иронически предлагают собирать деньги за пользование лифтом с уборщиц в подъездах. Четвертые подводят экономическое обоснование: если метро будет платить сотрудникам деньги, в том числе на оплату проезда, а потом получать их назад в виде этой самой оплаты, то с этой суммы дважды заплатят налоги.
В какой-то момент беседа скатывается в обсуждение, почему в Москве метро строят быстрее и насколько хорошо работает система транспортной безопасности в подземке. Но это путь любого паблика, важно же — что автор прикладывает ответ из прокуратуры Петербургского метрополитена, куда явно успели оперативно сообщить о предполагаемой «многомиллионной афере». По ответу понятно, что жаловались на сотрудников метро и компании «Люкссервис». «Фонтанка» подробно рассказывала о ней: именно «Люкссервис» много лет занимается уборкой помещений в подземке, со всеми протекающими плюсами и минусами (вспомним первый день «Дунайской»). Год назад показалось, что после смены руководства «Петербургского метрополитена» на этом закостеневшем подрядном направлении произошла революция, но только показалось.
По одной из жалоб — на то, что сотрудники не проходят досмотр при попадании в депо, — и проверять нечего, не изложены конкретные факты. По второй прокуратура говорит: ключи на основе бесконтактных смарт-карт (БСК) выдаются «на определенные группы доступа в зависимости от должности» или от перечня услуг по контракту. И в ходе выборочной проверки «выявлены факты прохода работников через турникеты на станции метрополитена в нерабочее время в своих личных целях». Все это должны включить в представление прокуратуры, которое выпишут подземке.
По данным «Фонтанки», представление и правда составлено. Помимо прочего, в нем говорится о том, что сам ГУП «Петербургский метрополитен» не устанавливает нужных запретов на использование сотрудниками проходок в нерабочее время. Главная претензия прокуратуры — бюджетная, касается неэффективности использования средств. Дело в том, что метро ежегодно получает субсидию от города на то, чтобы возить пассажиров по регулируемым тарифам. Расчет ее строится из предполагаемой выручки с пассажиров и необходимой валовой выручки на все расходы предприятия: разницу как раз и докладывает бюджет. В формуле — пенсионеры, студенты и прочие льготники, но никаких сотрудников метро. Стало быть, использование служебных БСК фактически для проезда в метрополитене в нерабочее время по неслужебной необходимости «возлагает дополнительную нагрузку на бюджет», потому что компенсируется это все за счет субсидии. Не говоря уже о том, что сам перевозчик недополучает средства, которые мог бы направить на что-то полезное.
В самом метро «Фонтанке» на конкретные вопросы ответили максимально обтекаемо: «Для нахождения на объектах метрополитена работники предприятия и сотрудники организаций, осуществляющих деятельность на территории метро (в том числе силовых структур, надзорных ведомств и государственных органов), обязаны иметь постоянные пропуска». Фразу про надзорные ведомства можно расценить как привет прокуратуре, но главное потом: «Постоянные пропуска на основе БСК выдаются им для исполнения своих непосредственных должностных обязанностей, а не для бесплатного проезда в метро». Для чего они выдаются, впрочем, и так понятно. Неясно только, как подземка это контролирует, но ответа на этот вопрос «Фонтанка» не получила.
В профильном положении самого метрополитена говорится, что «постоянные и разовые пропуска на бумажной основе, выданные работникам сторонних организаций, организаций-субподрядчиков (соисполнителей) и посетителям, права бесплатного проезда по линиям метрополитена (прохода через турникеты) не дают». Собеседники в транспортной отрасли подтвердили «Фонтанке», что никакого льготного проезда только из-за места работы быть не может, это запрещено законом, а все остальное — «выкрутасы». Вероятно, имеются в виду неформальные отношения между контролирующими подразделениями и остальными. Собственно, в паблике по наземным перевозкам один из пользователей и сотрудников прямо говорит, что иногда контролерам предъявляют служебные «бейджики».
Зная, как комитет по тарифам каждый год штудирует бюджетные заявки перевозчиков, сложно предположить, что метрополитен мог где-то упаковать там существенные негласные суммы на проезд для сотрудников. Не говоря уже про названные 600 млн рублей (это если вся подземка работает на пятидневке и каждый день катает сама себя бесплатно). Год назад «Фонтанка» подробно рассказывала, как метрополитен считает собственную экономику. В 2019 году бесплатно метро пользовались 2,2% всех пассажиров — это 16,7 млн поездок, а в 2023-м ожидалось уже 2,9% — то есть 19,2 млн пассажиров. Если представить, что почти 20 тысяч сотрудников метро (не говоря уже о подрядчиках) каждый рабочий день дважды не оплачивают проезд, это увеличило бы число бесплатников на 10 млн в год.
Себестоимость поездки для подземки, по расчетам Смольного, — 85 рублей. Это значит, что даже так называемый туристический тариф (то есть жетон) по 70 рублей не покрывает расходы, тем более — различные льготные программы (в частности, 47 рублей по ЕКП). Средняя расчетная стоимость поездки для самого пассажира в 2023 году составляла 38,4 рубля, то есть на 55% каждую из них оплачивает бюджет. В 2024 году, как предполагается, тарифы на проезд вырастут примерно на 5%. В проекте бюджета значится субсидия метрополитену на перевозку пассажиров — 34,1 млрд рублей (в 2023-м — 31 млрд).
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»