Стоит ли запрещать или хотя бы серьезно ограничить в городе кикшеринговые электросамокаты, пока любители этого вида транспорта регулярно ездят по двое-трое на одном самокате, сбивают пешеходов, попадают в ДТП и устраивают стихийные парковки на тротуарах? В ЗакСобрании Петербурга разразилась дискуссия.
Тема электросамокатов регулярно возникает в стенах как Мариинского дворца, так и Смольного. Проблемы известны: это езда вдвоем и втроем на одном самокате, использование кикшеринга несовершеннолетними, и гонки, и регулярные ДТП, и стихийные стоянки на тротуарах.
В сентябре в центре города появились первые знаки, запрещающие езду на средствах индивидуальной мобильности (к ним относятся как электросамокаты, так и гироскутеры, сегвеи, моноколеса и т.д.). Однако случаи, когда электросамокатчики сбивают пешеходов, регулярно продолжают мелькать в новостях. Стало понятно, что власти смотрят в сторону ограничений. Вопрос в том, насколько они будут радикальными.
Вариант первый — компромисс
На заседании 4 октября депутаты в первом чтении одобрили обращение парламента к премьер-министру Михаилу Мишустину — с просьбой ужесточить требования к езде на прокатных электросамокатах.
Проект обращения представил глава парламентской комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев. Депутат рассказал, что «все компании, за исключением одной, не платят налоги в бюджет Санкт-Петербурга» и все расходы на создание инфраструктуры предстоит нести городской казне.
«Они (представители кикшеринговых компаний. — Прим. ред.) просят ограничить максимальное количество устройств, они говорят, кобыла не выдержит двух седоков. 42 тысячи устройств — это и кикшеринговых, и непосредственно частных может выдержать инфраструктура города. С помощью нейросетей они это рассчитали. У нас уже 50, и рост будет кратный», — рассказал депутат. К слову, в Петербурге 32 тысячи только арендных самокатов.
«Транспортная» комиссия ЗакСа вместе с региональным ГСУ СК предложили три меры, чтобы снизить опасность самокатчиков для окружающих:
запрет для людей младше 18 лет ездить на электросамокатах вне специально обустроенных мест;
запрет на проезд СИМ по тротуарам;
запрет на езду в алкогольном опьянении, а также «под воздействием ухудшающих реакцию и внимание лекарственных препаратов, ставящем под угрозу безопасность движения».
И.о. руководителя регионального управления Следственного комитета Олег Бобков тоже присутствовал на заседании и напомнил еще об одной проблеме: вопрос компенсации ущерба от кикшеринга не урегулирован, горожане жалуются на этот пробел.
Кроме того, премьер-министру будет предложено создать систему учета средств индивидуальной мобильности, ввести обязательное страхование гражданской ответственности и дать регионам полномочия устанавливать предельное количество единиц кикшеринга, которые могут ездить на территории региона.
Вариант второй — радикальный
Более жесткий вариант предложил в своем законопроекте вице-спикер ЗакСа и глава фракции ЛДПР Павел Иткин — ввести мораторий на кикшеринг до 1 января 2027 года. По мнению автора, три года достаточно, чтобы придумать, как, где и с какой скоростью будут ездить электросамокатчики, как контролировать этот вид транспорта и наказывать нарушителей.
На брифинге в Мариинском дворце Иткин пояснил: еще до пандемии, в 2019 году, было понятно, что «в таком виде это приведет к серьезным проблемам существования города». По словам депутата, надежда была на то, что отрасль отрегулируется самостоятельно, но этого не произошло.
Парламентарий высказался нелестно в адрес игроков рынка кикшеринга: «Бизнес интересуют только деньги, получение выгоды, и совершенно не интересует безопасность. Культивируется мнение, что это и безопасно, и все остальное. Но мы сами ходим по улицам. У меня огромное количество знакомых, которые уже так или иначе столкнулись с самокатами, что не попадает в статистику. А это говорит о том, что это коснулось практически каждого. И мы видим глазами: ездят по двое, по трое, отконтролировать это невозможно, обязать полицию, чтобы за всеми бегали и гонялись, тоже на данный момент невозможно. Поэтому очень много вопросов именно к кикшеринговым компаниям, которые обладают технологиями и возможностями и вообще в эту работу не включаются».
Автор инициативы пояснил, что его позиция, «в некотором смысле немного такая радикальная и жесткая», связана именно с тем, что время прошло, но проблема не решается.
Он добавил, что в случае, если вопрос получится отрегулировать раньше, чем за три года, мораторий можно снять досрочно. «Но в том виде, в каком это существует, просто безобразие, беззаконие и угроза горожанам», — подчеркнул депутат.
Мнение парламента
Спикер ЗакСа Александр Бельский, который ранее называл полный запрет электросамокатов, как это было сделано в Париже, радикальной мерой, не поменял свое мнение. «Нет, оно (мнение. — Прим. ред.) не изменилось. Я считаю, что мы должны в этом направлении работать и дойти до конца. Оно может измениться, когда мне будет понятно, что действительно эти меры неэффективны, которые мы предпринимаем. На сегодняшний момент мне кажется, что это средство передвижения достаточно удобное. Может, мы должны более жестко ограничить его в центре города, например, в спальных районах».
Глава парламента рассказал, что сегодня создана рабочая группа городов федерального значения, в которую вошли представители Севастополя и Москвы. По его словам, есть понимание, что существующее программное обеспечение позволяет регламентировать ограничение как по скорости, так и по улицам, где можно и нельзя ездить.
«Через верификацию можно будет сделать — это то, о чем мы говорим — ограничение по возрасту <...> На сегодняшний момент мы должны двигаться в направлении для того, чтобы регламентировать, и вот в это узкое горлышко всех завести. С точки зрения передвижения — да, есть сложные моменты, связанные со страхованием. Вот Алексей Николаевич [Цивилев] с трибуны говорил, что страхование вроде бы уже есть, но выплат пока нет. Это все функции контроля, которыми должны быть наделены органы контроля, прокуратура или МВД».
Спикер ЗакСа согласился, что состояние человека, который управляет СИМ, — насколько он уставший или находится под действием лекарств, — определить действительно затруднительно. «Но мы тоже не видим человека, который за рулем автомобиля — пьяный он или трезвый, — пока не произошло ДТП. Поэтому здесь, конечно, нужно какие-то функции мониторинга ввести, но в первую очередь должна работать профилактика — то есть должно быть наказание за управление в том или ином состоянии», — уверен депутат.
Бельский подчеркнул, что инструменты для регулирования и ограничения уже существуют. «Дальше наша задача — через эти инструменты работать. Это новые инструменты, и нельзя их сравнивать с мопедами, как сегодня сравнивали коллеги из партии КПРФ, потому что это другая система контроля. Нельзя идти только через закон о ПДД. Нужно говорить о том, что у нас есть новые инструменты, которыми мы еще, к сожалению, пока не пользовались, их нужно регламентировать», — добавил он. Бельский высказал уверенность, что уже в 2024 году работа, которая ведется, даст результат.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Глава фракции ЛДПР Павел Иткин, автор законопроекта о запрете, рассказал, что его однопартийцы в парламенте поддерживают его инициативу.
Руководитель фракции партии «Новые люди» Дмитрий Павлов назвал мораторий «разумным решением» и добавил, что готов его поддержать. «Сегодня прозвучало, что может быть мораторий, как это было в других мегаполисах. В Париже вообще запретили, а в Лондоне просто [ввели] мораторий на несколько лет, пока не поймут, что с этим делать. То есть они не ждали, пока будет большое количество травм, не ждали, пока будут летальные исходы», — заметил депутат.
Замглавы «Яблока» Борис Вишневский введение полного запрета не поддержал, а высказался о необходимости ограничивать и регулировать кикшеринг. «Конечно, нужны специальные места, где можно было бы их оставлять. Второе — важнейшая вещь — инфраструктура. Конечно же, какие запреты и ограничения мы будем вводить, когда мы не сделали инфраструктуру? Мы сказали вот — пусть ездят по велодорожкам, а велодорожек практически нет. Где они будут ездить? На проезжей части? Это уже их безопасность. Кстати, не только их. Потому что последствия от столкновения с автомобилем могут быть самыми разными», — сказал парламентарий.
Он назвал «абсурдом» разговоры о возможном запрете водить электросамокат в утомленном или болезненном состоянии. «Кто его будет определять? Точно не конкретный полицейский или работник ГИБДД на своем рабочем месте это будет делать. Да не будут с этим связываться. Четвертое: а как наказывать? Если водитель за рулем нарушил грубо правила, можно отнять у него права. На время или насовсем. А у этого что отнимешь? А ничего. И штраф, как правило, с него не возьмешь», — заметил депутат.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
По мнению Вишневского, необходимо вводить принудительное ограничение мощности и скорости, чтобы нельзя было разогнаться больше, грубо говоря, 15 км\час при любых обстоятельствах, обсуждать требование езды в шлеме и продумать, кто будет взимать штраф и какой он будет величины.
Представитель от «Единой России» Алексей Макаров отметил: самое важное из предложений — это запрет движения самокатов по пешеходным дорожкам. «Честно говоря, я отношусь позитивно [к мораторию]. Я бы сказал осторожно: полагаю, что было бы правильно, если бы субъектам федерации дали право вводить запрет на пользование электросамокатов на той или иной территории населенного пункта. Чтобы такое полномочие у нас было, и дальше с учетом общественной дискуссии, с учетом позиции компаний, насколько они ответственны, мы принимали те или иные решения», — прокомментировал депутат более радикальное решение.
Руководитель фракции КПРФ Роман Кононенко рассказал, что является жестким сторонником полного запрета. «Сам не страдал, но страдала супруга, ее сильно очень сбили три года назад. — объяснил депутат. — И буквально несколько дней назад, [электросамокат] пролетел перед глазами. У меня детская коляска была. Самое главное, он даже не обернулся — дальше поехал. Но если бы он задел коляску, не знаю, что было бы. Я бы готов был порвать своими руками, а это нарушение закона, к сожалению. Поэтому я считаю, что электросамокаты представляют большую общественную опасность для жителей нашего города».
«Я готов буду проголосовать. И готов голосовать за любые более жесткие меры», — подчеркнул он.
Глава фракции партии «Справедливая Россия — За правду» Марина Шишкина констатировала, что необходимо «фиксировать этот нарастающий социальный страх в городе». «Он есть, это такая фобия новая, фобия самокатов. Каждый из нас был свидетелем того, когда ты идешь по тротуару, и ты боишься, что тебе сзади зазвенит колокольчик... Это очень серьезный социальный страх. С этим нужно что-то делать. Я за то, чтобы сейчас сделать паузу любого рода», — заявила депутат.
Она пояснила, что каждая мера сейчас приведет к запрету. «Предположим, мы решим признать это транспортным средством и ввести так называемые, условно говоря, права. Поэтому все равно нужно поставить точку, пока люди получат права и начнутся новые правила игры. Это все равно запрет. Вот этим постановлением, хотим мы или нет, мы говорим: в таком виде эта форма движения существовать не может. Да, первые меры — убрать с пешеходных полос, выбросить их, условно говоря, на полосу движения транспортного. Это тоже плохо, понимаете? Мы загружаем, помимо велосипедов, еще самокатами. То есть это все равно какая-то полумера. Поэтому я за то, чтобы сейчас поставить с самокатами точку», — подчеркнула Шишкина. После этого, добавила она, можно «посидеть, подумать и уже решить, что делать с этим транспортным средством и с этой новой фобией».
«Фонтанка» также поинтересовалась, что думают о моратории на кикшеринг в Северо-западной ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-Поехали».
«Мы не поддерживаем запреты, тем более, что такие призывы носят крайне популистский характер. Мы выступаем за разумное регулирование, развитие инфраструктуры и повышение уровня безопасности для всех. Во-первых, использование электросамокатов предусмотрено ПДД, хотя новые нормы регулирования достаточно спорны, особенно в части езды по тротуарам. Во-вторых, этот вид передвижения пользуется спросом среди людей, и почему мы должны запрещать человеку пользоваться электросамокатом, если ему это удобно и он не нарушает закон. Необходимо бороться с нарушителями и причинами несоблюдения правил и создания помех другим, а не просто взять и всё всем поголовно запретить», — прокомментировал инициативу исполнительный директор «Пошли-поехали» Герман Мойжес.
Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»