Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество #отЛИЧНЫЙпитер «Я друзей привел». Дом Брюллова на Васильевском взяли в семью

«Я друзей привел». Дом Брюллова на Васильевском взяли в семью

16 516

В проект реконструкции и создания общественного пространства в доме Брюллова на Васильевском острове ввели новых персонажей. Инвестор с несерьезным названием приобрел партнеров с серьезной фамилией.

Пресс-тур по пребывающему в депрессии дому Брюллова на Васильевском острове организовали днем 17 октября. Журналисты заходили с Тучкова переулка, осматривались, ждали главных действующих лиц. Корреспондент «Фонтанки», когда-то бравший здесь книги в библиотеке им. Островского (и все вернувший), тоже прислушивался к ощущениям посреди этой показательной разрухи.

1 из 16

Первая постройка на этом участке датируется 1780-ми годами, дом принадлежал купцу Грехову, затем участок перешел семье Билибиных, семье Поповых, а в 1845 году его выкупил Александр Брюллов. Архитектор переделал сам особняк, перекроил фасады, разделил двор, пристроил флигель, часть которого сдавал под жилье. В 1907 году здесь был открыт музей Старого Петербурга. После революции экспозицию перевезли в Зимний дворец, само здание отдали под детский сад и коммунальные квартиры. В 1955 году его отреставрировали, позже открыли библиотеку им. Островского. В 2001 году дом Брюллова признали памятником, с 2008 года он считается аварийным, несколько лет квартиры здесь расселяли. С 2022 года здание для реставрации и приспособления под современное использование взяла BS Art Development Group Александра Басалыгина по программе «рубль за метр», сейчас получено разрешение на работы.

Инвесторы пришли большой компанией. Рядом с самим Александром Басалыгиным шли браться Скигины — Михаил и Евгений, сыновья знакового для Петербурга бизнесмена Дмитрия Скигина и совладельцы Петербургского нефтяного терминала, некогда им основанного. «Фонтанка» писала о смуте в этом предприятии, связанной с состоянием здоровья другого важного игрока — Сергея Васильева, но и помимо ПНТ братья Скигины фигурируют в большом количестве проектов, и не только портовых: в частности, с их партнерами связывали проект платных железнодорожных переездов в Петербурге, а Евгения называли одним из учредителей крупнейшего производителя ненаркотической конопли — «Коноплекса». В общем, стало понятно, что в проект реставрации особняка пришли тяжеловесы.

Несмотря на это, все происходило не то что в формате casual, а вообще как будто прогулка со знающим человеком по заброшке. С той разницей, что это уже не заброшка и гулял в том числе председатель КГИОП Сергей Макаров. Он признался, что есть в городе места, где годами не получается реализовать никакой проект. И когда по программе «рубль за метр» дом Брюллова достался компании с названием «Я хочу быть твоей канарейкой» (а именно таким юрлицом выступала BS Art Development Group), чиновник почти отчаялся. «Я подумал: точно место проклятое, — рассказал он. — Но оказалось, что это не «Я хочу быть твоей канарейкой», а это Басалыгин».

1 из 20

Дому Брюллова действительно много лет не могли найти хозяина. В свое время его хотели отдать Восточному факультету СПбГУ, но обязательства по реставрации не были исполнены. Потом поступило предложение открыть здесь музей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), затем началась долгая эпопея с музеем исламской культуры, которая так ничем и не закончилась. В 2022 году объект включили в программу «рубль за метр», разыграли на торгах, и он ушел вышеупомянутому ООО «Я хочу быть твоей канарейкой». Смысл программы в том, что инвестор обязуется привести здание в порядок, после чего действительно будет арендовать его по символической цене в рубль за квадратный метр. До тех пор (то есть в период проведения работ) он платит полноценную ренту.


BS Art Development Group управляет недвижимостью и развивает общественные пространства — среди проектов, в частности, «Вавилов Лофт» — в двух шагах от дома Брюллова, «Флигель» и «Третий Кластер». На торгах победитель поднял ставку аренды до 700 тысяч рублей в месяц, но «Фонтанке» Басалыгин рассказал, что она доходит почти до миллиона. Высокая стоимость — это не только деньги в бюджет, это еще и причина для инвестора не растекаться мысью по древу, а работать на объекте с опережением графика. По словам Макарова, здесь так и произошло: программа дает 2 года на проектирование и 5 лет на реставрацию, но проект готов уже сейчас. «Работы здесь не на один год, — подчеркнул чиновник. — Но если у Александра не закончатся запал и деньги, потому что арендная плата не очень гуманная… Но в ряде случаев это стимул. У нас первый объект, который ушел по программе «рубль за метр», — это библиотека Колобовых на Песочной набережной.Там была такая битва, и у них арендная плата была гораздо больше вашей. Там сцепились люди. Но зато объект был сделан за 13 месяцев с учетом проектирования и всех работ».

Евгений и Михаил Скигины
Евгений Скигин
Слева направо: председатель Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИК Антон Иванов, Александр Басалыгин, Евгений Скигин, Михаил Скигин, Сергей Макаров
1 из 3
Евгений и Михаил Скигины

Насчет «закончатся деньги» Басалыгин ответил: «Я занимаюсь недвижимостью в Санкт-Петербурге, мне всегда говорили: не связывайся с памятниками и градозащитой. И я как-то связался, и мне так понравилось, что я даже друзей привел». Друг Михаил Скигин рассказал, что они с братом успели побывать и пожить во многих городах и пришли к выводу — красивее Петербурга нет. «Для нас это огромная честь — хоть как-то присутствовать, участвовать в возрождении этого великого города, который мы видели в разных ипостасях, — признался он. — Александр, спасибо, что позвал». Вложиться деньгами они решили, чтобы «Александр не лопнул», как распределят инвестиции — еще обсуждают. Общую стоимость Басалыгин обозначил примерно в 300 млн рублей, хотя ранее в материале РБК в эту сумму оценили только долю Скигиных, которая должна составить 2/3. Судя по тому, как изменился в лице Сергей Макаров, он тоже не особенно верит, что 300 млн хватит.

По словам Басалыгина, история про библиотеку Колобовых его зацепила в соревновательном плане. Он надеется управиться за 2024 год. Что именно появится здесь после реконструкции, уже известно: на первых этажах — общепит с ресторанным двориком, выше — арендопригодные помещения, связанные с образовательной и культурной функцией (коворкинги, лекционные залы). Гостиницу не планируют. «Мы не работаем с каким-то гигантским дворцом, все-таки это был жилой дом, хоть и строил его прекрасный архитектор, — рассказал представитель проектировщика. — Он строил его и для своей семьи тоже. Мы бы хотели, чтобы эта функция — гостиной, камерной атмосферы, приятного петербургского дворика — здесь сохранялась. Мы сразу отказались от каких-то глобальных реконструкций, пристроек, атриумов и поняли, что капитальный ремонт для этого здания — самый лучший способ его сохранить».

1 из 5

Сейчас здание выглядит совсем заброшенным, даром что еще несколько лет назад здесь были жилые квартиры. На одном из этажей нашли остатки стены старого, «добрюлловского» дома, ее хотят законсервировать. В остальном — многое уже утеряно, разрушено (как статуя Аполлона на стене во дворе, от которого осталась левая лодыжка), украдено (как элементы почти всех каминов), это надо будет восстанавливать.

«Фонтанке» Скигины рассказали, что с Басалыгиным они товарищи, часто обсуждают проекты, так что в данном случае буквально звезды сошлись. Возможный срок окупаемости все трое оценили примерно в 10 лет. «Нормальный европейский горизонт», — подчеркнул Евгений Скигин. «Для недвижимости в Европе это очень быстро», — добавил Михаил.

Сергей Макаров, комментируя «Фонтанке» прогресс по дому Брюллова, подчеркнул, что программа «рубль за метр» не панацея, в городе есть и другие механизмы привлечения инвестиций в реставрацию памятников. «Здесь должно совпасть несколько условий: объект должен подходить под программу, и желание инвестора, четкое просчитывание своих финансовых возможностей, — пояснил он. — Применительно к тем целям, под которое она заточена, программа свои функции выполняет». В частности, в нее попадают здания-памятники, которые город по каким-то причинам не хочет продавать, хотя законодательство позволяет это делать и даже становится в этом смысле все более лояльным.

«Но какой-то элемент удачи здесь, конечно, работает, — считает Макаров. — Такие объекты — штучный товар. И сказать, что здесь выстраивается очередь из инвесторов… Но есть и случаи, когда прямо торгуются. Здесь высокая аренда, потому что конкурс был, а на Песочной (библиотека Колобовых. — Прим.ред.) они торговались 9 часов. Обоим надо было. Таких случаев полно. Вот «Ливиз» продавали на Синопской 3 или 4 года. Первая цена была миллиард, потом снизили до 800 млн, на третий раз — 600 млн. Никому не нужен был. Выставили за 600 — ушел за 1,2 млрд. Конечно, тут доля случая всегда есть».

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях