Цифровую инфраструктуру медицины Петербурга ждет кардинальная перестройка: всем больницам и поликлиникам до конца 2024 года предстоит перейти на новую информационную систему. Внедрение московской ЕМИАС может обойтись бюджету в миллиарды рублей, а форсированный переход, возможно, парализует работу клиник и приведет к банкротству местных разработчиков, опасаются участники рынка.
О том, что петербургским больницам до конца 2024 года предстоит переход на единую медицинскую информационную систему (ЕМИС), «Фонтанке» сообщили в комитете по информатизации и связи (КИС). «На данный момент комитетом по здравоохранению совместно с комитетом по информатизации и связи ведутся работы по обследованию и подготовке инфраструктуры города к переходу», — отметили в ведомстве.
Точные сроки и затраты в КИС назвать затруднились. Данные появятся после завершения обследования и урегулирования организационных и нормативно-правовых вопросов, добавили в пресс-службе. Но уже сформирован план перехода медицинских организаций на ЕМИС до конца 2024 года.
Окончательного решения о том, на какую именно систему будут переходить больницы и поликлиники города, пока нет, заявили «Фонтанке» в комитете по здравоохранению. «В настоящее время идут рабочие консультации», — сказали там. Но в цифровом блоке уверенно назвали разработку департамента информационных технологий Москвы ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система). То же подтвердили в нескольких медицинских организациях, участвовавших в совещании с вице-губернатором Олегом Эргашевым в августе 2023 года. В пилотном проекте по внедрению, по данным «Фонтанки», будут участвовать крупнейшие стационары города: Мариинская больница, больница № 26 на Костюшко, Александровская больница, детская больница № 5, НИИ Скорой помощи им. Джанелидзе, Госпиталь ветеранов войн и другие.
Айтишники против
Тревогу по поводу предстоящего перехода забили разработчики медицинских систем. По информации «Фонтанки», ассоциация «Руссофт», объединяющая крупнейшие ИТ-компании, недавно провела совещание, посвященное проблеме перехода на единую МИС. Как следует из итоговых материалов (есть в распоряжении редакции), участники пришли к выводу, что навязывание сверху единой системы существующих проблем не решит, а только создаст новые.
Так, единая МИС не учитывает все особенности специализированных медицинских учреждений и не станет панацеей. А врачам, вместо того, чтобы лечить людей, придется тратить время на переучивание, неизбежно возникнут технические трудности и задержки в процессе работы. Такая ситуация чревата социальными рисками — как со стороны самих медиков, так и со стороны пациентов.
Кроме того, регионы буквально недавно закончили приведение своих медицинских организаций к единому цифровому контуру, который по сути уже решает проблему интеграции. Таким образом, переход на единую МИС приведет «к далеко не всегда обоснованной повторной трате денежных средств».
Идея опасна и для бизнеса. Решение о закупке какой-либо одной МИС «автоматически приведет к почти полному прекращению деятельности разработчиков любых других информационных систем в этих регионах и, следовательно, к монополии соответствующего разработчика МИС в этом регионе».
Как рассказал «Фонтанке» глава «Руссофта» Валентин Макаров, по итогам совещания было решено инициировать диалог с Минздравом, чтобы донести опасения отраслевого сообщества и помочь разобраться, какова ситуация в регионах. Встреча с представителями ведомства состоится «в ближайшее время», — отметил он.
Указ, которого не видно
Внедрение единой медицинской информационной системы — не прихоть властей Петербурга, решение спущено с федерального уровня. Как пояснили в КИС, переход осуществляется в рамках указа президента от 01.06.2023 № Пр-1095. Однако на сайте kremlin.ru нет такого документа с такой датой, нет ничего похожего и в разделе поручений.
Вероятно, основанием для нововведения стало письмо министра здравоохранения Михаила Мурашко № Пр-1095 от 31 мая 2023 года. В нем говорится, что к концу 2024 года российские регионы завершат перевод своих медицинских систем к единому цифровому контуру, однако в 30 из них (включая Петербург) по-прежнему используют по несколько решений, что затрудняет обмен данными друг с другом. Поэтому Минздрав рекомендовал регионам перейти на единую МИС и просит президента дать поручение главам субъектов утвердить план перехода. На документе стоит пометка «согласен» с подписью Владимира Путина и датой 1 июня.
Некоторые регионы, например Алтайский край, отчитываясь об утверждении плана перехода на ЕМИС, ссылаются на «указания президента».
Нужна ли ЕМИАС Петербургу?
Исторически больницы Петербурга сами выбирали, на каких ИТ-решениях работать. В результате 250 медицинских учреждений используют два десятка медицинских систем. Однако, по оценкам экспертов, 85% рынка занимает пятерка лидеров: «Ариадна», «Авиценна», «Самсон», qMS, «Виста.Мед».
Но проблема «лоскутного одеяла» уже решена: в рамках программы по созданию единого цифрового контура все больницы и поликлиники направляют данные в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) через так называемый региональный фрагмент (РЕГИЗ). Благодаря этому, в частности, можно увидеть данные об анализах и посещении врачей через «Госуслуги». К слову, на создание единого цифрового контура с 2019 по 2023 год из бюджета Петербурга было выделено 1,5 млрд рублей. Еще 232,6 млн заложено в проекте бюджета на 2024 год.
Собеседники «Фонтанки» из числа врачей не видят глобальных проблем в существующей конструкции. Елизаветинская больница работает в медицинской информационной системе (МИС) qMS, у которой имеется богатый функционал.
«Благодаря ИТ-специалистам, работающим в больнице, есть возможности настраивать и внедрять все новое без привлечения разработчика. При работе с МИС у врача имеется возможность применять: клинические рекомендации по конкретным нозологиям, планы лечения, планы обследования с выявлением обязательных и рекомендуемых услуг по конкретным нозологиям, применять проверку ведения качества истории болезни», — говорит Ирина Некрасова, заместитель главного врача по информатизации.
По ее словам, возможности новой Единой медицинской информационной системы на данный момент неизвестны. «Оценить функционал мы не можем, так же как и оценить трудозатраты», — отмечает Ирина Некрасова. «Трудностей по переходу мы не боимся». — отмечает специалист.
Однако единая МИС должна полноценно заменить систему любого медучреждения. Но даже наличие единой МИС для государственных медицинских учреждений потребует определение единых правил и стандартов для возможности интеграции с коммерческими медорганизациями, которые работают в своих МИС и сотрудничают с бюджетными медучреждениями в регионе, подчеркивает она.
НИИ Скорой помощи имени И. И. Джанелидзе использует медицинскую систему «Ариадна» и претензий к ней нет, рассказал Алексей Брожко, начальник ИТ-отдела медучреждения. По его словам, переход на единое решение будет более удобным для медицинских учреждений, в которых цифровизация пока не слишком развита. У тех, кто давно этим занимается, системы «обросли» большим количеством сервисов, которые невозможно учесть в единой системе. Однако «есть процессы, которые глобально протекают», и не исключено, что единая система облегчит властям Петербурга агрегацию данных и отчеты перед Минздравом.
Главный врач одной из городских поликлиник считает переход на ЕМИАС скорее благом. «Управление, настройка, корректировка и поддержка будут в одних руках, и если мы будем сталкиваться с какими-то проблемами, например в передаче информации на «Госуслугах» и передаче информации в региональные системы, это будет проблема единая у всего города, которую будет достаточно в одном месте исправить», — отмечает он. По его словам, поликлиника использует функционал своей информационной системы лишь на 20%. А вот существующая интеграция через РЕГИЗ не решает всех задач. «Кто-то предоставляет возможность прикреплять файлы, кто-то не предоставляет. Приходит пациент, к примеру, из Александровской больницы, приносит выписку, я эту выписку в цифровом виде прикрепить не могу и вынужден ее сканировать», — отметил он.
В какую сумму обойдется внедрение ЕМИАС?
Оценить затраты на переход на ЕМИАС собеседники «Фонтанки» в городских клиниках затруднились: потребности разные у всех, и в зависимости от существующих ИТ-инфраструктуры и ПО может быть разный объем работ.
Лицензию на использование решения московский департамент информационных технологий готов дать бесплатно. Но потребуются еще услуги по настройке, интеграции, обучению персонала. «Закупку, внедрение программного обеспечения и, в случае необходимости, модернизацию сетевой инфраструктуры планируется производить за счет бюджета города», — сообщили «Фонтанке» в комитете по информатизации. Но на совещаниях представители клиник выражали опасения, что им тоже придется тратить свои бюджеты на адаптацию к новой системе.
По словам одного из собеседников, переход на новую систему может потребовать покупки новых серверов, компьютеров и сетей на сумму 14 млрд рублей, поскольку те, что сейчас используют больницы и поликлиники Петербурга, под столичное решение не подходят.
Самарская область, которая приняла решение о переходе на московскую ЕМИАС в конце 2022 года, в 2023 году объявила конкурсы на внедрение системы в своих медицинских организациях на 218 млн рублей. Впрочем, не факт, что это финальная смета.
Мария Абрамова, генеральный директор ООО «Коста» (разработчик системы «Авиценна»), оценивает затраты на автоматизацию одного стационара в 10-15 млн рублей, а сроки год-полтора, автоматизация поликлиник обойдется чуть дешевле. С учетом того, что в Петербурге работает 250 медицинских организаций, вероятно, итоговая смета будет порядка миллиарда. Не исключено, что расходы на интеграцию с РЕГИЗ, на которые уже потрачены бюджетные деньги, тоже придется нести заново, отмечает она.
«По деньгам для города — это в любом случае миллиарды и десятки миллиардов. Поменять информационную систему в стационаре меньше чем за 20 миллионов будет демпингом», — говорит Ирина Хусаинова, директор компании «Решение» (разработчики МИС «Ариадна»).
Чем опасно внедрение ЕМИАС?
Участники ИТ-индустрии видят главную проблему в скорости перехода. «Управиться до конца 2024 года, как того хочет Минздрав, нереально. Даже если софт будет полностью готов, надо будет сделать всю интеграцию, закупить и поставить железо, всех врачей переучить», — говорит Мария Абрамова. Если не сделать этого, то варианта два. Либо часть цифровых сервисов просто не будут работать (и пациенты, например, не смогут записаться к врачу, а врачи — получить данные лабораторных анализов и истории болезни). Либо медики будут вынуждены работать сразу в двух системах. «Это будет полное безумие для врачей. Если вести [учет] и там и там, когда они будут работать?» — рассуждает Мария Абрамова.
«Замена информационной системы — это стресс для клиники. Как это возможно в масштабах города, я не представляю», — говорит Ирина Хусаинова. Всё это отразится и на пациентах: в больницы не будут вовремя приходить результаты от лабораторий, а люди не смогут вовремя записаться к врачу, будут очереди, считает она.
При форсированном переходе перед городом встанет и кадровая проблема. «Найти специалистов на другую систему (они не выращиваются мгновенно) — это большие риски при таких заменах», — пояснила специалист. Впрочем, по словам Ирины Хусаиновой, в одном из регионов, где уже начали переходить на единую МИС, в итоге остановились на параллельном существовании старых и новой систем.
Существует и чисто техническая проблема: московская ЕМИАС создана под операционную систему Windows, тогда как петербургские больницы и поликлиники работают преимущественно на Linux. В КИС отмечают, что по указу президента все объекты критической информационной инфраструктуры должны перейти на отечественное ПО к 2025 году. «Выбранная городом единая медицинская информационная система должна будет соответствовать указанным выше требованиям», — сообщили там. На совещаниях по переходу на ЕМИАС этот вопрос поднимался, но москвичи обещали, что она будет работать на Linux, рассказал один из участников. «Фонтанка» также направила запрос о готовности работать с Linux департаменту информационных технологий Москвы.
Однако даже если переход на ЕМИАС удастся осуществить безболезненно, пострадают ИТ-разработчики существующих медицинских систем. «Мы теряем полностью бизнес. По сути, у нас один вариант: закрываем фирмы, увольняем сотрудников», — комментирует Мария Абрамова. По ее словам, без работы могут остаться до 1000 человек. Петербургские компании навряд ли смогут быстро научиться работе с ЕМИАС, так что миллиардный рынок, вероятно, займут московские интеграторы.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»